Поход. Ледник озера Дарашколь

Виктор Тарасенко
      Продолжая рассказ о своём походе по красотам Алтая, мне вспоминается один чрезвычайный случай, произошедший с нами  в окрестностях озера Дарашколь.
     Озеро Дарашколь в переводе с алтайского означает Красивое озеро и это действительно так. Расположенное высоко в горах на высоте 2200 метров над уровнем моря, оно доступно только пешему туристу, и трудный путь на это чудо озеро с лихвой окупается потрясающей девственной природой Алтая. Сегодня  виды озера Дарашколь можно без труда рассмотреть в сети Интернет, но тогда, в Советские годы эпохи застоя, мы могли только рассматривать черно-белые фото этого чуда, да слушать интересные туристические байки у костра. В общем, когда руководитель нашей группы -  Маша обрисовала нам маршрут «единички», указав, что все три снежные вершины  от 3000 метров над уровнем моря мы будем штурмовать в окрестностях этого удивительного озера, мы все были в полном восторге.
   Я пожалуй не буду подробно останавливаться на сложностях пути к этому озеру, достаточно сказать, что вдруг в середине июле, когда мы еще шли вдоль другого – Кучерлинского озера, пошел снег, и мы оказались в белоснежно зелёной и изумрудной зиме. Вид был просто фантастический, но при всём этом, нам  было нестерпимо холодно!
   А после того, через пару дней,  когда мы уже расположились станом на озере Дарашколь на ночёвку, то влажные вещи и волосы некоторых из нас к утру примёрзли ко дну палаток, т.е. ночью температура вдруг, опустилась до минусовых значений заморозков (и это в июле!). Тем не менее мы были молоды, полные сил и приключений и это был пик нашего похода.
   Утром, оставив все лишние вещи, мы захватили с собой только пуховики, бахилы и сдвоенные лыжные палки, отправились на штурм трёх снежных перевалов, из которых нам предстояло изъять записки предыдущих групп и оставить свои записки  о покорении данных вершин. Один из наших парней имел настоящий ледоруб, т.к. он уже был опытным туристом,  но к сожалению он был ещё и «безбашенным», как окажется потом. Без больших приключений мы взяли одну за другой все три заснеженные вершины, поднимаясь по касательной от одной к другой.
   Самое яркое впечатление пожалуй то, что несмотря на снег под ногами, мы практически все обнажились до торса, и смогли загорать, правда потом практически все облезли, но это было потом. Еще, вдруг на всех накатил жуткий голод, а взятые с собой сухофрукты закончились. Проведя ревизию наших рюкзаков, у одного из нас оказался шмат сала. Вдруг кто-то сказал, что на высоте выше 2500  метров над уровнем моря данный продукт не усваивается организмом и есть его нельзя. Истекая голодной слюной мы смогли на некоторое время сдержать чувство голода, но всё же урчание в животах и русское «авось обойдется» взяли своё и в считанные минуты шмат сала был съеден без всяких  видимых плохих последствий для наших организмов.
   Ударив по голове «злобного червяка голода», но всё же не вполне насытивших кому то из нас – особенно «умному и наблюдательному» пришла в голову, казалось бы блестящая мысль - значительно сократить обратную дорогу в лагерь, где у нас оставалась наша больная и к этому времени уже наверняка ждал обед.
Дело в том, что, действительно забираясь от одной горы к другой, мы практически обогнули озеро и по простой логике, спуститься здесь с третьей горы вниз было значительно быстрее и короче, чем вновь по касательной  обратно обходить уже покорённые вершины.
   Слово  сказано – дело сделано, и вот выбрав направление мы устремились вниз. Но то что, по простой логике должно работать в обычной жизни  - в горах не работает, и мы упёрлись в глубочайшую пропасть, и, несмотря на то, что у нас была одна верёвка 40 метров, мы не могли продолжать путь. С этого момента начались наши мытарства по поиску спуска к озеру Дарашколь. Мы взяли немного влево и вновь вышли к пропасти, мы прошли вдоль склона и вновь не могли спуститься. Так кружась, уже больше часа, мы значительно отдалились и от озера и от прежнего маршрута, но всё продолжая свои попытки спуститься вниз в одном из ущелий мы увидели ледник – снег спускающийся в лощину практически до самого низа. Правда забраться на него можно было,  только спустившись с огромных камней, но помогая друг другу, мы все благополучно сгруппировались на вершине снежного ледника. Нас было человек десять мужчин и женщин, и получив наставление как правильно спускаться вниз по леднику, мы двинулись вниз. Правильное положение при спуске с ледника: это спиной вперёд – лицом к леднику, т.е. спускаться нужно спиной вперёд зарубая надёжно каждый свой шаг. Так продолжалось уже около семи минут. Мы благополучно растянулись вниз по леднику неровной цепочкой, и даже стали обмениваться впечатлениями, как вдруг сверху услышали пронзительный крик : «Смотрите как надо!». И вот наш  герой Митя, сев на свой ледоруб, на огромной скорости - на пятой точке пронёсся мимо нас, и перевернувшись на живот, зарубился почти в конце ледника. Всеобщий «Ах и Ох»  огласило на мгновение всю округу, но в следующее мгновение, у самой верхней девушки нога сорвалась (видимо ей было очень интересно досмотреть чем кончится этот «шикарный спуск»), и она покатилась кубарем вниз ледника. Оцепенение продолжалось лишь мгновение, и вот, уже следующий за ней Андрей принял её обвал на себя....
   Поймать то он её смог, а вот удержать...., увы не было сил. Сила инерции крутого спуска увлекала их уже вдвоём вниз на камни. Не стоит наверное говорить, что мы все, включая женщин и мужчин пытались поймать этот неуправляемый снежный ком  человеческих тел. Впрочем, всем нам это сделать и удалось с одним и тем же неуспехом: ибо мы, принимая на себя удар, всё же были не в силах сдержать мощной силы нарастающей инерции практически свободного падения, лишь добавляли к нему свой вес.
   Таким вот всеобщим гуртом мы катились вниз на острые и огромные камни….
   Наверное, я это сейчас описываю дольше, чем это было на самом деле. Мы, в тот миг, и  не поняли практически ничего: лишь слегка почувствовав легкость свободного падения благополучно грохнулись на траву, перелетев огромные острые камни лишь на метр. У всех были синяки, шишки, и мелкие порезы, у кого-то порвался рюкзак, но к счастью никто серьёзно не пострадал, все смогли продолжить путь, и через пару  часов прийти в свой лагерь на озере Дарашколь.
   Наш руководитель Маша строго настрого запретила нам кому-либо рассказывать об этом происшествии, но теперь по прошествии многих лет, думаю, что рассказать об этом уже можно.
   Тем более, что теперь, на это происшествие я уже смотрю с другой стороны... Если тогда, мы все могли сказать, что нам очень повезло. То теперь, я думаю, что это была рука Божья, которая сберегла меня и всех нас.
   В моей жизни были и другие опасные случаи, когда можно было проститься с жизнью, и теперь, став верующим человеком, я вижу во всём руку Божью, которая сберегала меня, даже когда я не взывал к Нему.
   Думаю, что и в вашей жизни, дорогой читатель подобные истории случались...
   Считаю теперь важным и более правильным  говорить в подобных случаях: «Слава Богу!» и не безликое «Повезло….»

ТВГ, г. Барнаул, 2016