Памяти Абузара Айдамирова

Петимат Абубакарова
     Вот уже более 10-ти  лет прошло с тех пор,как от нас ушел всеми любимый, известный не только в нашей стране ,но и далеко за его пределами  писатель, гордость чеченской  литературы -Абузар  Айдамиров.
 Он  ушел от нас, оставив  добрую  память  о  себе.Его произведения можно поставить в  один  ряд с творениями великого Льва Толстого, внесшего  огромный  вклад в  развитие русской  художественной литературы. Достаточно  прочитать  его один роман "Война   и  мир",чтобы постичь  культуру целого   столетия  русского  народа,узнать о его нравах .
  Так же и романы  "Долгие ночи","Молния  в  горах","Буря" Абузара Айдамирова  запечатлели незабываемые  страницы  жизни  чеченского народа с  его многовековой  историей,традициями,нравами. Поколение  70-х  годов,мои  сверстники,многие  воспитаны  на  этих  романах.  С  каким  рвением  мы  искали  его  книги. Читали, анализировали...
   Помню один  случай из детства:у  отца  собирались друзья по вечерам,они  доставали из  тайника книгу с обветшалым  переплетом и читали, обсуждали.Я тогда не  понимала,что это  за  книга,которая  так  притягивает к  себе читателей.Решила выследить отца,дабы узнать ,что же  он  так  усердно прячет  в  старой  стиральной  машине  под  вещами…Оказывается,книгу.Запомнила  название еще  тогда ,грозовое для  того Времени- "Долгие ночи".
 Заинтересовалась творчеством  писателя еще  учениицей, семиклассницей.Прочитала полностью  книгу "Сердце матери".Затем прочитала  вслух повесть для  всей  семьи,уж  слишком  походила  история  семьи,описываемой  в  повести ,на нашу жизнь...
    Будучи  студенткой  (в 90-х годах это было)  начала  писать  курсовую  работу  под  руководством Гайтукаева Казбека  Байсаловича,хотя в  предвоенном  Грозном  мало  было  дела  до  интеллегенции,но  все  же  наши  преподаватели и без  заработной  платы продолжали  работать.. .
 Курсовую  писала,  опираясь  на  материал  из  журналов « Орга», в 90-92  годах  в этом альманахе  публиковлись  отзывы  читателей,рецензии,чьи ссылки я и использовала  в  своем  труде.Конечно,этого  было  недостаточно  для  раскрытия  темы .За  курсовую  получила  удовлетворительно.Позже поняла,что не  все  источники использовала...
 Когда   в  поисках  материала   обратилась  к  одному  историку(не  хочу  называть  его  фамилии , имени),он,предостерегая  меня  и как  бы  опасаясь за  последствия,посоветовал  поменять  тему  курсовой.Он исходил из  того,что верить  ничему  и  никому   нельзя(уж  слишком  много  хлестали за  правду  и  неправду),что  Времена  могут  наступить  лихие,и  крамольные  «курсовые»  не  простятся… Такой  взгляд моего  бывшего  школьного  учителя  еще  больше  убедил  меня  в  правильности  начатого  исследования.Если нельзя, значит ,правдиво…Может и юношеский  пыл сказывался  в  моем  характере,мне  тогда было  всего лишь19  лет.
   Долго  мечтала  встретиться  с  самим  писателем   в  годы  юношества  и  в  годы  студенчества.Но что-то сковывало меня, то ли стыд,то ли страх перед такой  неординарной личностью.Если бы я знала,насколько он  прост в общении,вряд ли я  допустила бы такую непростительную ошибку.
В  зрелые  годы опять стыд сдерживал  меня,и я начала вверять свои мысли бумаге.
 Сколько  писем  ему написала и  в уме,и на бумаге.Последнее мое послание на  чеченском  языке,по-моему,в 2002 году  написано,где я обращаюськ писателю с  благодарностью за его творчество и лелею мечту о встрече с ним.
  Буквально  на  днях я перечитала книгу«Сердце матери».Впечатления такие,что будто  вновь встретилась со старым другом .
В  этот  сборник  включены  разные  повести,рассказы.Им присуща поучительность в  рамках социалистического строя,когда все народы бывшего СССР  жили  единой  семьей.Мотивы дружбы,интернационализма,непримиримости со злом  свойственны  многим  произведениям  писателя. .
 Живя на земле с другими народами,нужно соблюдать нраныевственные законы человеческого   общежития такие,как взаимопонимание,доброта,уважение друг к  другу,гуманность,справедливость,сопропотивление лжи и насилию.Эти устои должны  быть едины для всех.К этим непреходящим ценностям человечества и призывал  гений  чеченской и мировой литературы Абузар Айдамиров.
    Об Абузаре можно говорить и  писать очень много,нет цены тому,что он  сделал  для  сохранения  лица чеченской нации, и имя  его  будет  жить наряду  с  другими  великими мужами в памяти народа.
 Дело  отца сегодня продолжает его дочь Машар Айдамирова,произведения  которой  также  пронизаны доброжелательностью,открытостью души,любовью к родному  слову.
О ней,пожалуй,в следующий  раз...