Новейший Завет Дмитрия Ильина

Элла Крылова
                Элла Крылова

                «СВОЙ ХРАМ ПОСТРОИТЬ, НЕ ЗАДЕВ ДРУГИХ…»

             Дмитрий Ильин. «Новейший Завет». Постатор, Москва, 2016

       Название книги, конечно, одиозное. Я предвижу негодование ортодоксов: да кто он такой? Да как он посмел? Ведь Ветхий и Новый Заветы имеют статус Священного писания и читаются во всех христианских церквах. К тому же, как известно, «нет пророка в своём отечестве». Как такую ношу взвалил на себя Дмитрий Ильин и сумел ли он её поднять?
         Начнём издалека. Какой-то полудикий кочевой народец придумал бога Яхве и стал учителем человечества. Ну, не странно ли? И, кстати, каков он, этот Яхве? А он злобен, ревнив, мстителен и жесток. Ещё в начале двадцатого века на это обратил внимание Артур Конан-Дойль, который не только писал книжки о Шерлоке Холмсе, но и задавался духовными вопросами. И он писал, что Ветхий Завет – жестокая, кровавая книга, у которой надо отнять статус Священного писания и оставить её только как литературный памятник, да и то на самой дальней пыльной полке. Ещё он писал, что евреям, скорее всего, вещала какая-то космическая сущность мелкого разряда, а они её приняли за Верховного Бога. Отец Иоанн Береславский, наш церковный диссидент, вообще отождествляет еврейского Яхве с космическим демоном Ялдаваофом, присвоившим Землю – Творение Всевышнего – и извратившим её по своему демоническому подобию. Отсюда на Земле столько зла. Недаром Христос говорил правоверным иудеям: «Отец ваш – дьявол».

       Книга начинается весьма безобидно, хотя первая часть и называется сакрально – «Бытие»:

                К себе вернуться – самый трудный путь.
                Пути несчётны, как песчинки суши
                И лон морских… Как мучаются души,
                Утратив радость – Божескую суть!

       Ни змия, ни запретных яблок, ни изгнания из рая. Души просто утратили радость, но вспоминается Шарль Бодлер: «Я не говорю, что радость чужда красоте, но радость - один из самых вульгарных нарядов красоты, в то время как меланхолия - ее лучший спутник, и я с трудом представляю себе красоту без печали». А ведь красота – одна из ипостасей Бога. Но Дмитрий – солнечный, весёлый человек, и меланхолия ему совершенно не свойственна. Его «Бытие» - музыкальные и пейзажные зарисовки, которые все упираются в Бога. Бог везде, Бог во всём, но не всё в Боге – это панентеизм, родной брат индуизма. Недаром Дмитрий верит в перерождение, и даже, как утверждает, помнит две свои предыдущие жизни. Но что же нового читаем мы в «Бытии»? Повторение нравственных максим, уже изложенных Христом в Новом Завете. «Всевышний – наш Отец», «Бог есть Любовь». Дмитрий признаёт и христианскую Троицу: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Но у Дмитрия Ильина совершенно отсутствует чувство присутствия зла, которое было таким острым у наших классиков – Гоголя и Достоевского. Дмитрий пишет, что всё – от Бога. Или – ты сам виноват в своих бедах (закон кармы, взятый из индуизма и буддизма и ставший сегодня «символом веры» многих и многих). Такое впечатление, что Дмитрий никогда серьёзно не страдал. Ещё он пишет, что «религии придумал Сатана», и тут вспоминается притча. Прилетает чёрт к дьяволу и говорит в ужасе: «О, господин! Родился новый пророк! Он очень силён!» - «Ерунда, – отмахивается дьявол. – Пророк умрёт, а на его костях постоят церковь. И тогда конец вести его благой».  То, что религии придумал Сатана – мысль, несомненно, новая и очень смелая. А как подумаешь, и правда: религии больше разъединяют, чем объединяют, сеют распри, провоцируют войны. Одна Варфоломеевская ночь в Париже чего стоит: французы убивали французов только за то, что те и другие по-разному молились Христу! А внезапно поднявший голову ислам? Нынче что ни день, то теракт. Ислам объявил войну всему христианскому миру, и понятно, что ни к чему хорошему это не ведёт…
        Интересно стихотворение «Шоу второго пришествия»:
                Ревут трибуны стадиона:
                - Господь пришёл! Оркестр, туш!
                И Он выходит. Без поклона.
                Отец законный блудных душ.
                Все - ниц. По всем каналам – крупно.
                Оркестр гремит, толпа ревёт.
                (…)
                Крик общий: - Имя! И ответом
                С улыбкой светлой: - Сатана.
       Понятно же, что Христос не придёт на стадион, его нельзя будет показать по телевизору. Но некоторые наивные люди думают, что в наш век технического прогресса Христос придёт именно так, как с издёвкой описывает Дмитрий. Но так придти может только Сатана.
       А в главе «Апокалипсис», не такой уж мрачной, как можно бы было предположить, запомнилось не стихотворение даже, а авторский эпиграф к нему:
                Народ,
                равнодушный к мировой культуре,
                подменивший её самодеятельностью
                и шоу-бизнесом;
                равнодушный к своему языку,
                подменивший его кухонным обиходом и матерщиной;
                равнодушный к Богу,
                подменивший Его
                внечеловечной наукой и
                бесчеловечной религией
                такой народ скоро исчезает сперва с исторической,
                а потом и с этнографической карты мира.
                Это и есть
                Закон
                и Высшая Справедливость.
       Вот вам и конец света в одной отдельно взятой стране. Впрочем, я не думаю, что в других странах обстановка лучше.
       Книга Дмитрия Ильина дышит искренней любовью к Богу, радостью от его присутствия, виной, что я, смертный, часто Бога недостоин. Но почему «Новейший Завет»? К чему такая претенциозная помпезность? Это просто поиск «авторской веры», по определению Александра Карпенко. А всё же прекрасно, когда люди ищут Бога, а не материальные блага! В русском языке когда-то слова «Бог» и «богатство» были одного корня. В ком было много Бога, тот и был богат. Сейчас всё изменилось. Или кажется, что всё. Ведь пишутся такие книги, как «Новейший Завет» Дмитрия Ильина – попытка по-своему осмыслить Бога, Бытие, духовность, «свой храм построить, не задев других».
                25 июля 2016