Руководители Белого движения. Врангель

Петр Панасейко
           Рассматриваю плакаты далёкой гражданской войны в России. На одном из них красноармеец на коне держит на длинной пике маленьких буржуев, впереди ещё один и надпись: «Очередь за Врангелем». На самом деле так оно и случилось: в конце той братоубийственной войны барон Врангель действительно оказался тем, кто реально, окопавшись в Крыму,  угрожал ещё большевикам.

           Родился Петр Николаевич 15 (27) августа 1878 года в старинной дворянской семье. В 1896 году окончил Ростовское реальное училище, а спустя пять лет – Петербургский горный институт, получив специальность инженера. В том же 1901 году  поступил в Конный полк. Сдав  экстерном экзамены  при  Николаевском кавалерийском училище, получил звание «корнет». Вспоминается в связи с этим дискуссия вокруг песни «Поручик Голицын» с корнетом Оболенским, который должен  «наливать вино». Однако продолжать далее военную службу Врангель не стал, будучи зачисленным в запас. Вскоре грянула русско-японская война.

          Как патриот своей Родины Врангель не мог отсиживаться в тылу, он уходит на войну добровольцем. Воевал храбро в должности сотника казачьего полка. На «гражданку» больше не вернулся.

         В 1910 году  окончил Императорскую академию Генерального штаба. Первую Мировую войну начал уже в звании ротмистра, командуя эскадроном. Воевал снова храбро и воинские звания не «заставили себя долго ждать». В декабре четырнадцатого года у Врангеля уже  погоны полковника, а в январе 1917 года- генерал-майора. Летом того же года командует кавалерийским корпусом. Не известно, каких бы командных высот в армии достиг генерал, если бы не две вспыхнувшие в России революции.

        Октябрьский переворот Врангель, по понятным причинам, не принял и не мог принять. Он просто едет на свою дачу в Крым. Вскоре его арестовывают большевики, но за недоказанностью улик выпускают. Знали бы они, что выпускают будущего командующего Вооружёнными силами Юга России, то вряд ли выпустили бы? Но до «красного террора» дело ещё не дошло. Петр Николаевич не стал дальше испытывать свою судьбу и едет в Екатеринодар, вступает в Добровольческую армию, получив в подчинение конную дивизию. Надо не путать дивизии во время гражданской войны и последующей Великой Отечественной: численность  разноя. Иногда в первом случае о дивизии напоминало только её название.

        Врангелю,  как и в первых двух войнах,  мужества и героизма не занимать. Неудивительно, что именно его конница в июне 1919 года взяла «неприступный» Царицын. На его беду случился позже конфликт с Деникиным, командующим Добровольческой армией. Когда начинаешь разбираться в его сути, то понимаешь: прав  оказался Петр Николаевич. Это хорошо видно на одном примере. Как известно, Деникин рвался к Москве, издав соответствующую Директиву, Врангель же возражал, он рвался на Восток, на соединение с войсками адмирала Колчака. И оказался прав: Москву не взяли, а белый фронт покатился назад.

         По итогам конфликта Врангель в феврале 1920 года ушёл в отставку и уехал в Константинополь. Отдохнуть же на турецком берегу генералу долго не удалось: в апреле Деникин сам уходит в отставку и передаёт власть Врангелю.

       Принял командование Вооружёнными силами Юга России Врангель в возрасте сорока двух лет. Но это был уже «другой» Врангель, не тот, который предлагал соединиться с войсками Колчака и тем самым одолеть большевиков. Бороться с большевиками в той ситуации, когда остатки белогвардейских войск  зажаты «красными» в Крыму, он не собирался. Своей главной задачей  видел вывод армии из тяжёлого положения. Не последнюю роль в этом сыграло и требование Великобритании «оставить неравную борьбу с большевиками». То есть, все прекрасно понимали, что возродить Белое движение с острова Крым не удастся. Как говорил герой Владимира Высоцкого из фильма «Служили два товарища»: «Ещё один штурм и они нас выбросят отсюда». Так в конце концов и получилось. Хотя до того и были  контрудары.

         Врангель в Крыму понял окончательно, что победить одним оружием большевиков нельзя, и начал проводить социально-экономические реформы. Вот только к этому уместна поговорка: «Поезд ушёл». Ими надо было заниматься ранее. Тем более, что о реформах в Крыму Врангеля остальное население огромной России не слышало и не знало. В том числе и о том, что ныне барон отбросил за ненадобностью лозунг о Единой и неделимой России, предлагая федерацию. Эту идею, возможно, и воплотили позже в жизнь большевики. Даже если бы за пределами Крыма рабочие и крестьяне узнали всё же о реформах Врангеля, это бы в их умах ничего не изменило. Для них он оставался страшным «Чёрным бароном». Хотя, как известно, это прозвище Петр Николаевич получил по другой причине. Он носил   чёрную казачью черкеску.

      Когда смотришь упомянутый выше фильм и сравниваешь некоторые эпизоды с реальными фактами, понимаешь: кино есть кино. На самом деле Врангелю накануне штурма Крыма «красными» удалось организовать нормальную эвакуацию, избежав хаоса. Кто хотел, уехал спокойно. Кораблей хватало. Уехал и Врангель.

         Теперь о двух вопросах, которые меня очень сильно заинтересовали при изучении биографии барона Врангеля.

          Оказалось, что все годы гражданской войны мать Петра Николаевича свободно жила в «красном» Петрограде и работала в … советском музее. Что это? Упущение чекистов? Или какой-то другой расчёт? Ведь известно, что семьи куда меньших деятелей и офицеров Белого движения попадали запросто в заложники с вытекающими последствиями. Только в конце 1920 года люди  сына переправили её за границу в Финляндию.

       И второе. Всем известно крылатое выражение Врангеля: «Хоть с чёртом, да против большевиков». Не оказался ли в таком случае барон во время Второй мировой войны рядом со Шкуро, Красновым? Кто знает? Кто знает?

       Находясь в вынужденной  эмиграции, барон Врангель не «сложил руки», а продолжал «борьбу» с большевиками другими методами. В 1924 году именно он основал РОВС (Русский Общевоинский союз), задачей которого было, понятно, возобновление борьбы с большевиками. Через три года, поняв, вероятно, бесперспективность борьбы, а может и по другой причине,  перебрался в Брюссель, где  стал использовать свой опыт инженера, устроившись на работу в одну из бельгийских фирм.

        Умер Петр Николаевич Врангель в Брюсселе 25 апреля 1928 года на 50-ом году жизни. Последнее обстоятельство даёт возможность предполагать, что он умер не своей смертью. Возможно, ему помогли. Об этом открыто говорила, например,  и его дочь. Так ли это? Возможно!

26.07.2016 г.

Фото из Интернета