Алло, справочная?

Вячеслав Козлов
Мишка бежал по лужам, не разбирая дороги и не прячась от дождя. Ноги быстро промокли, но ему было все равно. Капли ползли по его левой щеке, которая горела, будто к ней только что приложили утюг. Жизнь кончена. Злорадно захлопнувшиеся двери вагона, словно гильотина, отрезали его от всего, что было – от проблем, от Маринки, от жизни.

Наконец он остановился отдышаться у какого-то столба. Он даже не знал, на какой станции выскочил из метро. Да какая разница! Надо снять деньги и… Как она могла! Он даже не успел рассказать ей о своих проблемах с работой. А ведь он так надеялся, что она поддержит его в трудную минуту, как друг. Друг! Да разве есть на земле друзья! Только в книжках! А на деле… Нет в жизни счастья! Нет справедливости!

Мишка порылся в карманах, вытащил несколько монет и потертую банковскую карточку.

– Слава Богу, хоть ты на месте. И зарплата с тобой. Последняя.

Мишка огляделся. Банкомата конечно рядом не было. Однако добивать жизнь без денег это уж слишком. Хоть пожрать по-человечески, а там – будь, что будет. На другой стороне дороги за перекрестком он увидел огни дорогой заправки. Может и банкомат там есть.

Банкомат действительно стоял. В самом дальнем углу. Мишка вытер рукой мокрое лицо и сунул карточку, но не попал, сунул еще и только сейчас заметил, что там уже есть другая. Ничего не подозревая, он вытащил из пасти автомата пластмассовый прямоугольник и прочитал выдавленное латинскими буквами имя: Майк Оскумакен. Мишка усмехнулся – почти моя карточка – все друзья в школе звали его Майк.

– Ох и раззявы эти иностранцы.

Машинально он сунул ее обратно в банкомат. Тот ехидно потребовал ввести код доступа. Мишка поспешно вытащил карточку – с банкоматами шутки плохи – огляделся вокруг и снова уставился на надпись. Под именем он увидел строку: телефон справочной службы… и дальше куча цифр. Мишка был уверен, что только что ее тут не было.

Хотя было холодно, он вышел на улицу, чтобы никто его не слышал, и аккуратно набрал на своем старом мобильнике все цифры. Может удастся вернуть ее этому раззяве. Экран погас, батарея была разряжена. На другой стороне улицы он увидел автомат. Вошел, набрал номер.



– Алло – услышал он томный женский голос.

– Алло, справочная?

– Здравствуйте, Михаил, Вы пользуетесь картой Майка Оскумакена, Вам будет дешевле, если вы вставите ее в телефонный аппарат.

– Откуда Вы знаете? – опешил Мишка.

– Я же справочная. Я знаю все и могу ответить на любые Ваши вопросы. Самое главное задать правильный вопрос. Это достаточно трудно, хорошенько подумайте, это вам не ключицу сломать.

Мишка бросил трубку на рычаг и выпорхнул из кабинки. Когда первый шок прошел, он подумал, что это, наверное, какой-то розыгрыш. Он пошел, было, прочь, но вдруг застыл. Одна фраза, словно выгравированная на металлическом листе возникла перед его взором: «это вам не ключицу сломать». Откуда? Откуда она узнала? Это же его фраза. Это было лет двадцать назад. ему было тогда четыре года. Он катался зимой с горки с большими мальчишками и его столкнули вниз, вслед за одним из этих больших. Он не хотел ехать, надо было подождать, но его столкнули, и он подъехал прямо под ноги этого большого, и тот рухнул на него всей своей тяжестью. Мишка долго ходил потом с какими-то белыми бубликами на плече и при каждом удобном и неудобном случае повторял эту глупую услышанную от кого-то из взрослых фразу: «это вам не ключицу сломать». Фраза была прочно забыта сразу же после срастания ключицы. Но откуда эта справочная ее вытащила?

Мишка бросил монетку и опять набрал номер.

– Справочная.

– А вот скажите, например, как звали собачку наших соседей по даче в…

– Джонька – услышал он ответ, еще не закончив вопроса.

– Откуда вы знаете, что я имею в виду именно эту собачку, –  он попытался было вспомнить другую, но другой не было.

– А другой не было.

– Стоп! – почти крикнул Мишка – это похоже на разговор с самим собой. Я сам спрашиваю и сам отвечаю, даже слова те же. Это просто глюк.

– Хорошо, я могу Вам сказать то, чего Вы не знаете.

– Что, например?

– Например, назову материальные частицы, еще не открытые вашей наукой. Например, частицы, из которых состоит Ваша неуверенность.

– Моя неуверенность состоит из частиц?

– Конечно, все состоит из частиц.

– Ну, из каких же?

– В данном случае это митон, фатион, сепион...

– Ну, ну. Такие словечки и я могу выдумать. Поди проверь!

Странное ощущение вдруг наполнило сердце: что-то происходит. Раньше частенько приходила мысль, что сейчас еще не главное, это лишь подготовка к чему-то большому, важному. Многие действия, казалось, были направлены именно не такую подготовку. Надо учиться, надо закаляться, чтобы в нужный момент быть на высоте. И вот сейчас этот момент как-будто настал. Мишка отчетливо чувствовал, что-то происходит.

– А справедливость есть? Ведь нет же в жизни справедливости!

– Я думаю, Вы ошибаетесь.

– Ах, ты думаешь! Тогда объясни мне, почему теперь Сашка владелец нашей фирмы. Разве он ее задумал? Разве он ее вытягивал на своем горбу? Или может быть он… А за что Маринка съездила меня по физиономии? Что я ей такого сказал? Справедливость! Да если бы была справедливость, я был бы королем, владельцем фирмы! А я нищий! Безработный!

– Сашка обыкновенный человек, со своими достоинствами и недостатками. В принципе, он честный, но в скользкой ситуации может и обмануть, впрочем, как и большинство людей. Да и Вы, наверное, поступили бы так же. Конечно, лидер фирмы Вы. Вы автор всех ключевых идей. Но он Ваши идеи воплощает. Он исполнитель и он работяга. Без него Вы не смогли бы ничего создать. Так же как и он без Ваших идей не знал бы, что делать. Но Вы постоянно унижаете его. Вы ставите себя выше, и он это чувствует.

– Ну, и что же делать?

– Первым делом, попытаться уменьшить свой эгоцентризм.

– В смысле эгоизм?

– Эгоизм – это думать о себе. Эгоцентризм – это воспринимать мир со своей позиции. Я в центре. Вот вы стоите в поле и видите три сосны. Рядом стоит Сашка и видит четыре сосны. Почему? Потому что для Вас одна сосна заслоняет другую. Вы так видите мир со своей позиции. Стоит Вам изменить позицию, и Вы увидите четыре сосны. Эгоцентризм не недостаток. Это способ восприятия мира. В Вашем пространстве нельзя по-другому.

– И что же делать с этим эгоцентризмом?

– Уничтожить его невозможно, но надо уменьшить его последствия. Попытайтесь смотреть на мир глазами другого человека, вот хотя бы Сашкиными.

– Как же это я буду смотреть его глазами?

– Для начала надо больше узнать о нем. Вот, например, на той неделе Вы устроили ему взбучку за то, что он заснул в подсобке. А не знаете, что у него болеет дочка, и он практически всю ночь не спал.

– Да, пожалуй, его надо было вообще домой отпустить.

– Второе это эгоизм. Вот с ним надо бороться. Несмотря на то, что он является движущей силой в Вашем мире, и даже представляется основой выживания, его можно и нужно искоренить. Просто чаще думайте, каково сейчас другому. Впрочем, это не просто. Но надо стараться.

– Да, все это интересно, если, конечно, ты не врешь.

– В моем пространстве не существует понятия «врешь». Здесь все видно. Здесь невозможно соврать.

– Если все видно, значит и справочная не нужна?

– Да.

– Значит, ты имеешь смысл только для моего пространства?

– Да.

– А сколько еще таких карточек существует?

– Только одна.

– И я стал ее счастливым обладателем! Стоп, стоп, а зачем тогда создана эта справочная служба, если карточка только одна. Для одного человека? И кто ее создал?

– Меня создал Майк Оскумакен.

– Майк? Тебя создал Майк? Для себя что ли? Так ты ему не нужна, там же у него все известно. Или для меня? Для одного человека? И этот один – тоже Майк? Не слишком ли много совпадений? А ну-ка скажи честно, этот Майк Оскумакен, это я?

– Да.

– То есть я сам создал тебя для себя. Чтобы ты ответила на мои вопросы?

– Да.

– Моими же ответами? Та-ак… А говоришь нет понятия «врешь»!

– Я говорю только правду.

– А почему же я не помню, как тебя создавал?

– Вы меня создали перед тем, как спуститься в этот мир, потому что в этом мире люди не помнят своей истории и не видят будущего. Вы сомневались, что в таких тяжелых условиях, в критической ситуации сможете сохранить целеустремленность и бодрость духа. Мое предназначение помочь Вам в трудный момент. Ответить на вопрос.

– Значит, ты можешь ответить на любой вопрос?

– Да, я могу ответить на любой заданный Вами вопрос.

– А разве не существует закрытой информации? Разве все можно мне рассказывать?

– Конечно, закрытая информация существует. Это для Вашей же безопасности.

– Вот ты и попалась. Если закрытая информация существует, значит, на какой-то мой вопрос ты не ответишь, или ответишь неправду.

– Нет, дело не в этом. Здесь другая система защиты. Я же сказала, я отвечу на любой заданный Вами вопрос. Тот вопрос, на который нельзя отвечать, Вы просто не сможете задать.

– Что значит, не смогу. В чем тут сложность? Даже дурак задаст столько вопросов, что сто мудрецов не смогут ответить.

– Ваше сознание очень ограничено, оно не может даже подумать, если можно так выразиться, некоторые мысли, следовательно, не может задать соответствующих вопросов. Кроме того, даже правдивый ответ надо понять, только тогда он будет ответом.

– Ты считаешь, что я не пойму, что ты мне скажешь?

– Конечно, что-то Вы поймете, но только то, что соответствует уровню Вашего сознания. Вы уже сейчас с трудом понимаете. А если человек не понимает, да еще не верит, тогда он просто не воспримет эту информацию.

– Ну, ерунда. Как это можно не воспринять информацию?

– Очень просто. Вот Вам пример. Недавно Марина говорила Вам… о чем? Вы даже не слышали, потому что думали о своих проблемах. Вы эту информацию просто не восприняли. Таким образом, она осталась для Вас секретом.

– Интересно, какую же такую информацию я не услышал?

– Она намекала Вам, что у нее будет ребенок.

– Что серьезно!

– Помните, она говорила, что вас будет трое…

– Да, да… Неужели действительно это она про ребенка?

– Но Вы, не услышав этого, рассказали ей анекдот про аборт. Очень смешной.

– Так вот почему она влепила мне пощечину! Ну, я – осел! Да, пожалуй, от тебя есть польза, не зря я тебя сделал.

– Это еще семечки, главная польза впереди. Вы создали меня не для этого?

– А для чего? Может ты скажешь, где клад зарыт?

– О, Майк, оставьте эти свои материальные штучки. Существуют вещи более серьезные, нежели деньги, любовь и слава.

– Так, хватит юлить, отвечай, для чего я тебя создал?

– Для того, чтобы я ответила на главный вопрос.

– Ну и какой же главный?

– Тот, который Вы зададите.

Автомат надменно потребовал еще монету, но монет в кошельке больше не было, и через несколько мгновений Мишка услышал короткие гудки. Надо где-то разменять деньги. А зачем? Узнать ответ не знаю на какой вопрос. Мишка поймал себя на мысли, что он ей поверил. Кому? Какой-то потусторонней механической женщине. Но она действительно все о нем знает. Никто из знакомых не смог бы так его разыграть. Что же за вопрос она имела ввиду? Мишка вспомнил про карточку, вставил ее в автомат, набрал код.

– Алло, справочная.

– Так ты можешь ответить на любой вопрос? Значит...

– Ну, ну, давайте...

– Что давайте?

– Да, я могу ответить на любой, но Вы меня создали, чтобы ответить на один. И второй, из него вытекающий.

– На какой?

– Ну, милый мой, Вы сами должны его задать. Я создана, чтобы отвечать на вопросы, а не задавать их.

– Как...

– Не то.

– почему...

– Не то.

– Что значит, не то?

– Вы должны задать главный вопрос.

– Должен? Ничего я никому не должен.

– Конечно, можете не задавать. Значит, Вы создали меня напрасно. Кладите трубку и расхлебывайте свою кашу сами.

– Главный... Ну и какой же главный?

– Ну, подумайте, если отбросить все незначительное, все временное, все, что через десять лет забудется и не будет иметь значения. Ну, или через двадцать.

Мишка вдруг вспомнил, как в детстве ему пришла в голову мысль, что он умрет. Он тогда долго ходил и думал, как же это так будет, что его не будет. Это никак не укладывалось в голове. Такого не могло быть, что меня нет. Как это?

Но потом с возрастом все потихоньку улеглось, он поверил, что его не будет, но встал другой вопрос, а зачем тогда он живет, если когда-то его не будет. Ответа он так и не нашел и принял пока, что живет для удовольствия, для удовлетворения своих потребностей. Эта идея потом подкрепилась идеологической обработкой в школе и в институте об “удовлетворении все возрастающих потребностей человека”. И потом постепенно Мишка забыл, что его совсем не устраивал такой ответ.

– Зачем...

– Вот!

– Что, вот? Я же еще не задал вопроса.

– Задали. Если повторять этот вопрос, как делают дети, то в конце концов придешь к главному. Начните с любого пустяка. Зачем Вы затачиваете карандаш? Чтобы писать. Зачем писать? Надо работать. Зачем работать? Чтобы зарабатывать деньги. Зачем зарабатывать? Чтобы покупать пищу. Зачем питаться? Чтобы жить. Зачем Вы живете?

Вспомните как в юности Вас мучил этот вопрос, но Вы не могли найти ответа. Этим вопросом в юности задавался каждый человек но потом он привык жить, не зная зачем. Все живут, не зная зачем. И Вы жили бы дальше, если бы сегодня сами себя не остановили. А если не знаешь цели, разве сможешь ее достичь?

Людей всегда что-то уводило от этого вопроса. Точнее, кто-то. Достигнув поставленный локальный, цели, человек понимает, что это не то. Даже такая вещь, как счастье, оказалась недостижимой. Проходит несколько дней и наваливаются новые невзгоды.

Тогда зачем все это? Зачем жизнь? Зачем человек? Зачем все эти страдания? Зачем учиться, зачем работать, зачем рожать детей? Зачем ты пришел в этот мир? Это Вы хотели спросить?

– Ну, в принципе, да.

– Вот это и есть главный вопрос.Отвечаю. Существует Закон.

– Незнание закона не избавляет от ответственности – попытался пошутить Мишка.

– Да, именно так. Но люди не знают Закона. Это очень прискорбно, так как ответственность все равно остается.

– И какой же это закон?

– Я не могу его сформулировать.

– Ха! Ты справочная, ты все знаешь, но не можешь сформулировать самого главного, для чего была создана?

– Вы не поняли. Я не могу его сформулировать, так, чтобы Вы смогли воспринять.

– То есть я тупой?

– Дело не в этом. Это Закон высокого уровня. На Вашем уровне его невозможно выразить точно.

– Что значит, невозможно?

– Ну, представьте себе, что Вы пытаетесь объяснить туземцу племени Нумба-Юмба, насколько полезна банковская карточка. Он пробует ее на зуб и говорит, что есть ее нельзя, значит она бесполезна. Вы говорите, что на ней лежит много денег. Он спрашивает, что такое деньги? Вы показываете ему купюру. Он говорит, что деньги тоже бесполезны. Кокос полезен, панцирь черепахи полезен, деньги бесполезны. И в его мире это правда. Это его правда. Теперь представьте себе, что я говорю о вещах другого мира, более высокого. Они могут показаться Вам абсурдными. Вы можете сказать, что они неприменимы в Вашем мире.

– Это и есть твой ответ?

– Это подготовка к восприятию ответа. Человеческий мир живет по закону эгоизма. Люди не могут по-другому. Они оправдывают это тем, что надо выживать. Поэтому они постоянно борются. Борются с голодом, борются со стихией, борются друг с другом. А борьба всегда против кого-то. Даже тот, кто обладает властью, использует ее против других. В более высоком мире никто не борется, поэтому никто не “против”, все “за”. Наши властители заботятся о других. В нашем мире действует Закон, который можно примерно выразить словами: “Жить ради других”. Борьба приемлема только внутри себя, то есть, борьба со своими недостатками. Поэтому все счастливы и здоровы.

– И как попасть в этот счастливый мир?

– Вот! Это и есть главный вопрос и главный ответ. То есть цель человеческой жизни не в том, чтобы заработать кучу денег и нарожать кучу детей, а в том, чтобы вернуться. А как вернуться это второй вопрос, вытекающий из первого.

– Погоди, погоди, что значит вернуться? Получается, что я уже был там? Что я уже существовал? А как же эволюция?

– Эволюции не существует.

– То есть как не существует? По-твоему человек не произошел от обезьяны?

– В основе теории эволюции лежит принцип естественного отбора, а он в свою очередь опирается на механизм наследственности, то есть на способность живых организмов передавать по наследству приобретенные качества. Без него эволюция по Дарвину невозможна. Но сам этот механизм наследственности должен был возникнуть на каком-то этапе в результате эволюции. Как же он возник, если без него эволюция еще не могла работать?

– Да-а, действительно.

– Мог ли такой механизм возникнуть случайно, в результате совпадения нескольких факторов?

– Ну, теоретически, наверное, мог.

– Возможность совпадения зависит от числа факторов, которые должны совпасть, от числа объектов вселенной, то есть от ее размеров, от числа их состояний  и от времени. У человека нет таких чисел, чтобы произвести этот расчет. То, что превышает предел его понимания, он склонен считать бесконечным. Но эти числа не бесконечны, так же как и не бесконечна вселенная и не бесконечно время ее жизни. Но за время жизни вселенной вероятность такого совпадения практически равна нулю.

– Значит, человек не мог произойти от обезьяны?

– Конечно, не мог. Ничто не возникает само собой. Он родился в счастливом мире, но за свои ошибки был заточен в этом. Поэтому цель жизни в том, чтобы вернуться.

– И как же это сделать?

– Человек находится там, в том месте, которому он соответствует. Это закон природы. То есть, чтобы иметь возможность переместиться в другое место, надо начать ему соответствовать. Ну, к примеру, чтобы жить в дорогом отеле, надо иметь много денег, носить дорогой костюм. Чтобы попасть в счастливый мир надо обладать необходимыми качествами. Надо самому быть счастливым.

– Как же я стану счастливым, если я в несчастном мире?

– А что такое по-вашему, счастье?

– Ну, счастье, это когда все есть, что хочешь.

– Получается, что счастье возможно в любой точке шкалы. Главное, чтобы то, что у Вас есть равнялось тому, что Вы хотите. С другой стороны, счастье невозможно, так как стоит Вам чего-то захотеть, и Вы уже не счастливы. Значит, надо ничего не хотеть. А сможете ли Вы это? Таким образом не достичь счастья.

– А как же его достичь?

– Когда стремишься к счастью, не получишь его. Оно приходит невзначай, когда о нем не думаешь, точнее, когда не думаешь о себе, когда главная твоя цель – помочь другому. Хочешь стать счастливым – сделай счастливым другого.

Люди ищут закон всеобщего взаимодействия, выводят сложные формулы, а он выражается просто: другой это друг. Вот такое взаимодействие.

Чтобы вернуться в счастливый мир надо изменить в своем мировоззрении только одно. Фразу “Главное это я” надо переделать во фразу “Главное это ты”? Сделайте это и Вы получите все. Это очень упрощенное выражение Закона, который поможет вернуться. Когда сделаете первый шаг, узнаете больше. На этом моя миссия выполнена.

Трубка жалобно запищала.

***

Мишка проснулся от яркого света. Солнце подмигивало сквозь ладошки листьев и требовало действий. В голове всплыл вчерашний дождь, банкомат, справочная, конфликт с Сашкой, маринкина пощечина. И эта фраза: “Главное это ты”. Вчера все эти рассуждения казалась ему стройными и логичными, но сегодня… Может быть это ему приснилось? Может быть это он сам с собой разговаривал? Откуда она все знает?

Мишка попытался представить, как он придет к Маринке и промямлит эту фразу. Это после пощечины-то. Нет, что-то тут не то.

С Сашкой, вроде было проще. Он действительно работяга, он действительно тянул всю оперативную работу. Да, тут она, пожалуй, права, к Сашке он был несправедлив. Надо сначала идти к Сашке. Потренироваться.

***

Сашка сидел за столом и пыхтя изучал какие-то документы. Он поднял на Мишку напряженный взгляд.

– Привет – нерешительно начал Мишка.

– Че-нибудь забыл? – буркнул Сашка.

Мишка понимал, что надо извиниться, как-то помириться, но слова застряли в горле. Он вспомнил вчерашнюю фразу и не задумываясь ее выложил:

– Я думаю, главное – это ты.

– Да? Чего это?

– Ну, я тут подумал... ну, что все-таки наша фирма держится на тебе. Ну, в общем, я был неправ.

– Да? Слушай, ты можешь во всем этом разобраться, я тут без тебя не справлюсь, все эти бумаги... –  на суровом Сашкином лице засветилось некое подобие улыбки.

– Сработало! – облегченно вздохнул про себя Мишка.

***

Перед Маринкиной дверью сердце вдруг затукало. Мишка вспомнил, что букет полагается развернуть, засунул в карман купленную в универмаге погремушку, дрожащими руками снял бумагу с роскошных чайных роз и кончено же укололся.

Маринка появилась из-за двери с мраморным лицом.

– Вот, это тебе, только не уколись. А это дочке – Мишка достал из кармана погремушку.

– Ты же хотел сына – на мрамор упал луч света, Маринка впустила его в квартиру, но ее тон давал понять, что она еще не оттаяла и ждет извинений.

– Пусть все будет так, как хочешь ты.

– Ты что так долго не приходил? – фраза прозвучала уже помягче: то ли “я соскучилась”, то ли, “где ты шлялся”.

– Решал главный вопрос.

– И что же для тебя самое главное?

Мишка понял, что настал черед главного калибра, и дал залп.

– Главное это ты.

Бастионы рухнули. Прежняя родная любимая Маринка обвилась вокруг шеи.

– А я тут странную книгу купила – прочирикала Маринка, поставив цветы в воду и доставая с полки томик – смотри, что написано: “Дорожите, осуществляется промысел Божий. Дорожите, Закон перед вами.”

– Закон!? – Мишка взял книгу и вперился в нее глазами – Неужели все это правда?