Ж. Бержере о психоаналитической патопсихологии

Гадаев Алексей Вениаминович
 Под редакцией Ж Бержере книга « Психоаналитическая патопсихология. Теория и клиника» представляет огромный интерес для психологов, психотерапевтов и психиатров, социальным работников .  В книге дано описание двух форм неврозов: обессивный невроз и истерию (страх и конверсионную истерию).
Представляем краткий конспект этой замечательной книги о современном психоаналитическом подходе к теории З.Фрейда.

Прегенитальные стадии
1. Оральная стадия
При развитии ребенка все стадии постепенно переходят одна в другую и накладываются друг на друга и продолжается начиная с первого года жизни. Психосексуальное развитие
Оральная стадия, есть стадия доминирования ротовой полости в качестве эрогенной зоны или источника телесного влечения. Но так же следует иметь ввиду:- весь дыхательный и пищеварительный тракт;
- органы фонации, следовательно, речи;
- органы чувств: язык и вкус; нос и обоняние, глаза и зрение;
- органы осязания и сама кожа.
Детская сексуальность включает формы активности в форме предварительного удовольствия виде стимуляции ротовой полости (аутоэротизм), нежели направленная на объект. Ребенок воспринимает все окружающее к качестве пищи или заглатывания объектов. Потребность в насыщении приводит к отделению от объекта кормления – к сепарации. Важное замечание. Ребенок помещает в свой рот всё, что его интересует, и удовольствие « иметь» смешивается с удовольствие «быть». Целям поглощения (инкорпорации) соответствуют специфические оральные страхи и фобии (например, страх быть съеденным).
В это же время у ребенка возникает оральный садизм – агрессия нагруженная удовольствием направленная на объект.
2. Анальная стадия
В течении 2-го и 3-го года жизни у ребенка развивается способность ходить, говорить, мыслить и пр. , постепенно появляется относительная, но уже реальная независимость.
Разумеется анальное удовольствие существует с самого начала жизни, но оно не составляет основного способа либидинозной разрядки и пока не является конфликтуализированным.
Специфического конфликта не происходит до установления контроля над сфинктерами во время дефекации. Ребенок может приобрести достаточный уровень овладения дефекацией, и при этом у него возникает биполярное садистическое влечение   контролировать и владеть.
Садизм – это агрессия нагруженная эротическим удовольствием, направленная на контролированный  объект.
Обретение сфинктерной дисциплиной позволяет ребенку открыть понятие личной собственности (чего-то, что он дает или нет) и своей власти (аутоэротической властью над своим телом и эмоциональной властью над матерью, которую он может  поочередно вознаграждать или фрустрировать). Ребенок открывает в себе ощущение всемогущества и нарциссически преувеличенной самооценки (может противопоставлять себя матери, контролировать,  подчинять и владеть).
Мазохизм
В этот же период у ребенка возникает мазохизм – пассивной цели получения удовольствия через болезненные формы опыта при этом боль должна быть не сильной и ни слишком слабой.  При мазохизме используется пассивная цель получения удовольствия через болезненные формы опыта. Мазохизм – является психическим удовлетворением вызванное наказанием. При мазохистских влечениях, человеком  ставится цель провоцировать других побить его.
Существует некая связь между садизмом и мазохизмом: она используется ребенком, ведущим себя крайне активно или агрессивно с целью провоцирования других побить его. Ребенок поучает удовольствие от зависимой или, наоборот,  от доминирующей роли.
На первом плане выделяется нарциссизм
Нарциссизм
Нарциссизм проявляется в человеке в стремлении к независимости, в тенденции покорять, господствовать. Нарциссизм – это проявление всемогущества и преувеличенной самооценки и его можно отнести к гомосексуальным проявлениям личности.

Для анальной стадии характерны:
- оппозиция активности-пассивности;
- нарциссическое усиление чувства могущества.
3. Фалическая стадия
По окончании 3-го года жизни наступает фаллическая стадия – примат генитальных  органов.
Психосексуальное развитие
На этой стадии у ребенка возникает  уретральный эротизм. Первостепенная цель этого эротизма – удовольствие от мочеиспускания, равно как и от удержания. Это аутоэротическое удовольствие направляется у ребенка на объекты (например, фантазм помочиться на  других) и возможность свободного истечения, энурез.
Удовольствие помочиться имеет двоякий характер:
а) фаллическое, даже садистическое значение мочеиспускания является эквивалентом проникновения, повреждения, разрушения.
б) как свободное истечение , пассивное удовольствие от уменьшения или снятие контроля.
У мальчиков пассивное свободное истечение может соединятся с другими пассивными  целями такими, как ласкание  полового члена и возбуждение промежности (простаты), с фантазмами ускоренного семяизвержения.
У девочек уретральный эротизм служит выражению конфликтов при зависти к пенису и свободное истечение «уринальными слезами».
Контроль за сфинктерами мочевого пузыря развивает нарциссическую гордость и честолюбие.
Детская мастурбация
При кормлении, при ручных играх, гигиеническом уходе и мочеиспускании начиная с оральной стадии возникает эротическое возбуждение генитальных органов.
Детское сексуальное любопытство
Для ребенка существует только один пол – тот, что представлен, существами наделенными пенисом.  Для ребенка возникает реальность открытия анатомического различия между полами. В это же время возникают загадки: происхождение детей, рождение, беременность…
Первичная сцена
Под этим следует понимать сцену или сцены, во время которой ребенок был – или воображает, что был, - свидетелем полового акта родителей. Отсюда возможны фантазмы  - соблазнения, кастрации, покинутости.
Первичная сцена способствует:
-  индетификации с одним из родителей , а иногда, с обоими реализуемая часто в направлении  «пассивности» перед могуществом «большего»;
- проекции собственной агрессивности субъекта и переживается как садистическая в соответствии с создаваемыми шумами, криками, стонами;
-чувству покинутости, вызванного у ребенка тем, что он исключен из этих отношений.
Детские сексуальные теории
Оральное оплодотворение путем поедания чудодейственной пищи или через поцелуй.
Теории привлекающие мочеиспускание (помочится на женщину).
Теории обмена пениса на ребенка, показ половых органов.
Анальная теория. В представлении ребенка рождение ребенка происходит через анус, через пупок  или как принудительный способ извлечения ребенка  из тела матери.
У ребенка существует садистическая концепция полового акта  и зависит от его  фантазий.
3.  Фалическая стадия
По окончании 3 года жизни влечения объединяются под влиянием генитальных органов.
Фалическая стадия– это стадия «открытия» различия  полов (в различии мужчины от женщины) для ребенка. Наличие пениса как генитального органа ассоциируется у ребенка с могуществом и завершенностью. Один из  родителей воспринимается ребенком как могущественным или слабым.
Во взрослом возрасте клитеральная женщина – пассивна, а генитальная женщина без тревоги и без страха слияния и разрушения обретает наслаждение в активном поглощении пениса, а не в кастрации своего партнера.
Детская мастурбация начинается с момента кормления и является специфическим эротическим проявлением на уровне генитальных органов при мочеиспускании с гедонистическим проявлением при самовоспроизведении.
В это время происходит открытие различия между полами, первичной сцены (воображаемого или реального свидетельства  полового акта родителей).
Эти открытия приводят ребенка к мысли о необходимой индетификации с одним из родителей (склонение к пассивности перед большим), проекции собственной агрессивности (ибо все им воспринимается как садизм), чувства покинутости и это порождает вауеризм и скоптофилию.  Вуайеризм (фр. voyer – смотритель, надзиратель) или скопофилия (греч. skopeo – рассматривать). Скопофилия - периодическая или постоянная наклонность тайком наблюдать за занимающимися сексом или раздевающимися; обычно это приводит к половому возбуждению и оргазму. Преимущественно встречается у мужчин, перенесших шизофренический шуб с психопатоподобными изменениями или дефектом, а также при психопатоподобном варианте психоорганического синдрома.Скопофилия может переходить в эпистомофилию, т.е в появлению исследований всех родов.
Детские теории оплодотворения
Оральное – через поцелуй.
Мочиться на объект оплодотворения.
Обмена пениса на ребенка.
Проблема нарциссизма
Нарцисс и Эдип две разные модели аффективного и отношенческого функционирования и действуют попеременно в каждом человеке, на всей протяженности бытия.
Эдипов комплекс формирует «Я», «Оно»,  «Сверх Я», «Идеал-Я» и «Идеал-Себя».
Идентификация – это формирование и ассимиляция субъекта по образу другого.
В Эдиповом комплексе существуют две привязанности: привязанность к матери и идентификация с отцом.
«Я» -  это наследник нарциссизма. Делай это, будь большим и сильным. Ребенок – считает себя всемогущим.
«Сверх Я» наследник комплекса Эдипа – не делай того, что ты считаешь не достойным для себя и для другого. Требования морального самосознания и уважения к себе  – это «Сверх-Я».
«Идеал-Себя» - наследник нарциссизма: будь как твой отец и чувство самоуважения.
Комплекс Эдипа
Основной конфликт Эдипового комплексе возникает с в промежутке 3 до 6 лет и является сексуальным и триангулярным  конфликтом между  ребенком, матерью и  отцом.
Запрет инцеста есть закон.
Латентный период – с 5-6 лет до пубертата (до генитального созревания)
Латентный период – фаза покоя и консолидация достигнутого положения. В это время ребенок обращается к областям отличным от сексуальности. В этот период наблюдается преобладание нежности над сексуальными чувствами. Свободная энергия влечения канализируется в образование, в игры, в социальную жизнь, в продукты воображения – сказки, рассказы, а не в абстрактные фантазии, которые могут вызвать пробуждение сексуальные конфликты.
У детей в латентный период «Я» относительно сильно и безопасно относительно сексуальных конфликтов.
Пубертат
Пубертат- период оживления сексуальной активности и  интенсификация Эдиповых влечений.
Пубертат – от латинского - pubertas — «возмужалость, половая зрелость») отражают только те изменения, которые происходят в половой системе, но не культурные и социальные аспекты взросления, для характеристики которых более приемлем термин «подростковый период». Подростковый период не только включает в себя пубертат, но значительно перекрывает его по продолжительности. В этот период наблюдаются чудаковатость и странность в подростке. Полюция и первая менструация, вторичные половые признаки (оволосение и смена голоса)  у подростка следствие начала вступления в сексуальную зрелость.
Мальчик на протяжении всей своей жизни будет продолжать соизмерять значительную нарциссическую ценность со своим пенисом удобным для демонстрации. У  девочек наблюдается смена нарциссических интересов направленных на генитальные органы, на все своё тело.
Мастурбация
У мальчиков,  нарастающие генитальные тенденции находят своё выражение в мастурбационной активности. Мастурбация порождает чувство вины и тревоги с мастурбациннными фантазиями Эдипового характера.
У девочек мастурбация носит клитеральный характер и может быть перемещена на волосы, рот,  нос и она часто носит мазохистский характер.
Полное подавление аутоэротической активности может привести к психологическим конфликтам и даже к патологии.
Если Пубертат пройден, то  сексуальность включена в личность и  Субъект может получать оргазм.  Те кто боятся признаков зрелости пытаются продолжить реальную зависимость с ирреальной надеждой на всемогущество.
В период пред- отрочества задача «Я» состоит в том, чтобы разрушить родительский выбор (выбор между объектом любви одного из  родителей и сексуальному партнеру). Это «подростковое восстание» против родителей, авторитетов и их символических заменителей (установка ребенка - на повиновение, родителя – на порицание) может  достигнуть тотального непринятия и разрыва и выбора совершенно отличного образа жизни, либо восстановления взаимной толерантности и взаимных  чувствах. Выход из данного конфликта зависит не столько от реального отношения родителей, сколько от способа  разрешения или не разрешения Эдипового конфликта. Подросток регрессирует от объектной любви к нарциссизму, поэтому подростки часто держаться вместе (гомосексуальные группы) для доказательства что «они не хуже других» и могут проявлять свою инстинктивную активность, что позволяет успокоиться при возбуждающем  присутствии другого пола, как и от одиночества.