Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. (Притч. 17.1)
К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.] (Притч. 17.19)
Дом там, где есть стены. Стены, как видели их ещё в древней Спарте, не столько камень и связующий его раствор, сколько люди, созидающие, строящие, воздвигающие. Стены не в ощущении стабильности, не в личном пространстве, а в мыслях, связях, в живых. Однако и мёртвые не могут быть позабыты: их дело – сложить основание будущей постройки, быть плотью и кровью строителей, быть мыслью и бесформенным, бессознательным ощущением, на котором строятся проекты и возникают постройки.
Возможно, некие внешние силы изменят среду обитания, изменят самый внешний мир, но внутреннее, человеческое, всегда останется.
Мысли претворяются в жизнь, которая приводит в конечном итоге домой. Жизнь и безграничное, нескончаемое течение действий, поступков, желаний и аффектов создаёт то пространство, которое чудится комфортным и желанным, которое легко принимается за основу собственного бытия.
Однако само по себе время изничтожает, низводит все эти страсти к общему знаменателю: прах вы и в прах обратитесь. Но прах, пыль, материальное – есть строительный материал, есть основа жизни, всегда, вечно и снова возвращающейся к самой себе.