6. Один из шести миллионов обновлено 26. 07. 2016

Яаков Менакер
   
     6. ОДИН из ШЕСТИ МИЛЛИОНОВ – обновлено 26.07. 2016 года
 
     Я уже писал, что впервые очерк «Один из 6 000 000» в сокращенном до неузнаваемости варианте был опубликован в 1980 году в газете «Наша страна». Естественно, тридцать шесть лет тому назад не было Интернета, Мемориал Яд Вашем не располагал той обширной базой данных, какие сейчас доступны каждому исследователю. Не было и многого другого.

     Другими словами, мне недоставало сведений, чтобы более подробно остановиться на беспрецедентном по своей жестокости и аморально-бесчеловечном эксперименте убийства детей.

    Удушение тяжелобольных, неподвижных, закованных в гипсовые кроватки детей окисью углерода (выхлопными газами автомобильного мотора) в специально приспособленном для этого автофургоне, под более известным названием  «душегубка» есть вершина злодейства человекоподобных.

    В совершенном нацистскими извергами эксперименте погиб мой трехлетний племянник Изя Герман. И еще в настоящем приложении мне хочется сказать несколько слов в отношении увековечивания народной памяти об отравленных еврейских детях.

    Желательно бы разыскать где-то в мире сохранившихся автофургон-«душегубку» с тем, чтобы ее перевезти в Израиль и установить на территории Мемориала Яд Вашем.

    В сочетании с уже установленным там железнодорожным вагоном, увозившим в концентрационные лагеря евреев Европы. И такой памятник дополнял бы общую картину пережитых нашим народом ужасов.

    Из преамбулы помещенного выше документа видно, что: «Список умерщвленных 22 декабря 1942 года немецко-фашистскими убийцами детей больных костным туберкулезом из санаторного курорта Теберда» составлен и подписан руководителями санаториев курорта Теберда: директором П. Е. Смирновым и главным врачом Е. З. Кессель.

    Он скреплен круглой гербовой печатью «Минздрава СССР Институт...»  – далее не читаемой. Дата составления на нем отсутствует. Далее в документе перечисляются фамилии, имена, отчества годы рождения и возраст 54-х умерщвленных детей.

    Вряд ли можно заподозрить доктора Мирона Зиновьевича Кесселя в соглашении с такой редакцией документа. Но если бы он даже настаивал в расстановке точек рад «i» в предложенном ему на подпись документе и даже это было исполнено, то такой документ не подписал бы директор Института, а значит, вообще не было бы в помине дошедшего до нашего времени документа. Такой в стране нашего исхода существовал «порядок» и он, как видим, был выполнен.

    Из-за плохой читаемости копии документа, мной была составлена соответствующая ему по форме таблица, в которую перенесены без каких либо изменений содержимое копии документа.

    КОММЕНТИАРИИ к приведенному выше списку 54-х.               

    В приведенном списке мы не находим имя мальчика в гипсовой кроватке Осипа Глазунова, которого, по утверждению Олега Курихина, заколол штыком один из трех подошедших к ним немецких солдат.

    Это происходило еще до селекции детей. Судя по воспоминаниям того же Курихина, в «самом начале» событий, примерно в конце – начале сентября 1942 года.

    Не находим мы имя мальчика Осипа Глазунова и в следующем списке –  «Список сотрудников санаториев курорта Теберда, расстрелянных немецко-фашистскими палачами 24 декабря 1942 года» приводится позже.

    Заколотого мальчика Осипа Глазунова не было внесено в оба документа по одной и той же причине. Как уже говорилось, мальчик Осип Глазунов был убит примерно в конце августа – начале сентября, 1942 года.

    Естественно, его имя по дате умерщвленных не могло быть занесено в  число расстрелянных в поселке Теберда 14 декабря 94-х сотрудников курортов и восьмью днями позже – 22 декабря того же года отравленных в «душегубке» 54-х закованных в гипсовые кроватки неподвижных детей – Я. М. 

    ПРИМЕЧАНИЕ.
    Из 54-х значащихся погибших детей только в пяти случаях на Базе данных Мемориала Яд Вашем имеются Свидетельские листы их родителей и родственников. Из них четверо были уроженцами Украины, один – Молдавии, и до начала войны находились не так далеко от места рождения.

    По всей видимости, если не все, то значительная часть остальных детей, также была уроженцами и жителями Украины, Молдавии и другой местности европейской части СССР, оккупированной немецко-фашистскими войсками.

     В таком случае с июля 1941 года родители и родственники детей оказались в зоне тотального истребления еврейского населения, окончание которого завершилось в конце 1942 года, т. е., по времени совпало с гибелью их детей.

     Исключением может быть так называемая Транснистрия, оккупированная румынскими войсками, где ко времени освобождения – март 1944 года – уцелела какая-то частица еврейства из разных сел, местечек и городов европейской части бывшего СССР. В конечном счете, оказалось, что нет в живых тех, кто бы по долгу совести должен был искать своих детей… – Я. М.

    Свидетельские листы имеются на следующих детей

    1. (42) Герман Изя, 1938 года рождения, уроженец села Котюжаны, Мурованно-Куриловецкого района Винницой области, Украина. Мать Софья (девичья – Менакер), отец Наум. Место жительства до войны город: Могилев-Подольский, Винницой области. Место нахождения в канун войны: город Киев, Киевский Ортопедический институт. В начале войны эвакуирован в поселок Теберда, Северный Кавказ. 22 декабря 1942 года удушен в «душегубке». Свидетельствует его дядя Яков Менакер из города Нацерет-Иллит, Израиль.1980 год. Регистрационный № не указан.

    2. (48) Марьясина Роза, 1930 года рождения, уроженка города Слуцка, Украина. Место жительства до войны город Слуцк. Место нахождения во время войны: туберкулезный санаторий в поселке Теберда, Северный Кавказ. Погибла в 1943  году в возрасте 13 лет. Свидетельствует сестра Каган (Марьяcина) Клара Пиневна из города Кармиэль, Израиль. 1991 год. Регистрационный № 204725.

    3. (33) Сороцкая Людмила, 1937 года рождения, родилась в Красногвардейском районе Крыма. Мать Эсфирь (девичья – Фейгина), отец Абрам Сороцкий (погиб на фронте). До войны жила по месту рождения. Во время войны находилась в детском санатории Теберда, Северный Кавказ. 22 декабря 1942 ¬года была удушена в «душегубке). Свидетельствует родственница Юлия Сегаль из Иерусалима. Израиль. 1996 год. Регистрационный № 154383

    4. (2) Хрипинская Гара, 1935 года рождения, уроженка города Бердичева, Украина. Мать Полина, отец Михаил. Место жительства до войны город Бердичев. Во время войны находилась в санатории города  Евпатории, Крым,  затем  в санатории курорта Теберда, Северный Кавказ. В 1942 году была отравлена в газовой камере. Свидетельствует ее сестра Хрипинская (имя не  читается) из города Беер-Шева, Израиль. 1996 год. Регистрационный № 154383

     5 . (21) Разумный Михаил Израилевич, 1931 года рождения, уроженец села Кошница Дубосарского района, Молдова. Мать Александра Абрамовна Разумная, отец Израиль Разумный. Место жительства до войны город Кишинев, Молдова. Место жительства во время войны поселок  Теберда. Погиб 22 декабря 1942 года, место смерти  поселок  Теберда. Свидетельствует мать  Александра Абрамовна Разумная из города Кишинева, Молдова. 1995 год. Регистрационный № 155441.