Женский след

Станислав Сахаров
                Ж Е Н С К И Й    С Л Е Д
 
Лихачёв  «дал»  установку: «Имя автора  «Слова» вряд ли станет когда-нибудь известно».   Но что-то мешает в этом утвердиться. Мы нарушаем указание  и  помним  Герострата.
    Кто же так сильно был недоволен  Святославом? – Больше всего –половец!
                И, мало того, при чтении  «Слова» возникает ощущение того, что  «Слово»- печальная повесть   ведётся  не  совсем  мужчиной. Несколько раз натыкаешься  на словосочетания  и  выводы, которые  могут быть  высказаны  только  женщиной. Особенно, если она  как  «Трындычиха ,когда  в  сердцах».  Тем более, в  начале  «Слова» прямое обращение  к  женщине  с  советом ,  как  рассказывать правду о походе.               
                В  «Слове»  несколько раз мелькает слово  «хоть» - хотение, желание.
 – аще кому хотяше песнь творити  -  хочет петь.
 – Спал князю ум  похоти  -  желание посягнуть на великое, процесс исполнения и  исполнение  которого  сродни  оргазму;  моча  в  голову  ударила,
  хощу в бою копьё приломить – победой  славу  приумножить,
 с вами, русичи, хощу  за это голову сложить адреналин - он упоение в бою, а  любо  - у казаков: да, хорошо, утверждаем-  испити шеломом  Дону.
 – те мои куряне  под  трубами  повиты  -таинство: в походах «зачаты, рождены» - под шеломами – в боях- взлелеяны - воспитаны , с конца копья вскормлены – воины-бандиты, не труженики, кормятся с добытого  в  боях.   Бахвальство самцов…    
 – Чёрные тучи хотят  прикрыть четыре солнца.
 – Яр тур  Всеволод!  Стоишь  ты  в  обороне,  не  жалея  жизни, забыв  честь  и  своей  милой   хоти – желанной-  красной   Глебовны,  которую      с выч а л     и      о быч а л  -    тур=бык, выя=шея : если не маньяк, но гигант  неутомимый…
Только женщина может дать такую оценку. Находясь  в  плену,  буй-тур   уделял , может  быть, чрезмерное  внимание  тамошним  половкам.
  Почему-то  стесняемся так говорить  -  приВЫЧно  и  оБЫЧно.   
  Чрезвычайно=необыкновенно.  Звычайно (украинское)= обыкновенно, привычно.
 – Уже нам своих милых лад –ласковых и ласкаемых-
    ни мыслию не смыслить,ни думою думати, ни очима соглядати,
    и  злата,   и   сребра  ни  мало  того  потрепати.
    и  злата  русых,  и  сребра  седых   к у д р е й   ни  мало  того  потрепать (Кислов - 14)
               Это   п р я м а я    р е ч ь   ж е н щ и н ы !          Почему  переводчики ,  учёные  представляют  нам  русских  жён  алчными, жадными  до  драгоценностей. Жёны  князей  и  бояр – богатые,  у  простых  воинов  того  нет.    В  Сибирь  за  любимыми  отправлялись  русские  женщины  не  из-за  злата-серебра.
   Заметим :   мысль  и  дума  ,   очи  смотрят   и   осязают  руки,  всё  обращено  к  милым  ладам.
 – Святослав   мутный    сон  видел  в  Киеве: сыпахуть  мне  тощими
 туловищами ( В.Даль) поганых  (тощие  поганые  вдовы)  толков великий  ЖЕНчуг  на  лоно  и  нег..уют меня  -лоно- это у  женщины  ниже живота,  а  у  мужчины … да  с негою…  (  – жеМчУЖна  душа  Изяслава.)       Уже доски без князя  в  моём тереме златоверхом  - без царя в голове.  Другие так же заметили, что автор, хваля своих героев, ругает их последними словами. Язвительность не сразу заметна.    По школе:  Святослав – положительный герой,  а  Всеслав- отрицательный.  На самом деле  автор  считает Всеслава  злодеем  не  страшнее  половцев.
Здесь  Святослав  представлен  от женского взгляда.  В Интернете нахожу  подтверждение, что  тулы =  вдовы,   тощие =  худые, плохие  -  не  колчаны  .
 Только  женщина,  половецкая  недовольная  Святославом  женщина,  могла  «предложить»  Святославу  такой сон.   И сон  смутный,  и  Святослав- мутный -  мудрый и скользкий,  и  взмутитель ситуации.  Русин (русич) - подчинённый  Святославу песнотворец -  не  осмелился  бы  так  представить  великого  и  грозного  князя.
 
– хотя  -пытаясь- птицу в буйстве одолети.
 – Один же Изяслав  в  бою прибавил  славы деду своему  Всеславу, но сам со своим  хотием –любимцем,слугой- был  побит  до  крови литовскими мечами…
             - Один же Изяслав в бою упустил  славу деда своего Всеслава, при этом был со своим  хотием побит до крови.    Притрепать – у  В.Даля : и прибавить, и  упустить.
И  как?  Разные  поэты – толмачи  дают  полярные  толковины.
          -  а  сам  притрепан литовскими  мечи,    исхоти  юна  кров…
--  Если  во  сне  Святослав   (есть такие предположения) видел  приготовления  в  собственной  свадьбе,  то  Изяслав  на  поле боя  откровенно  занимался  со  своим  любимцем  сексом.
=
- - -   Дружину  твою, княже, птиц  крилы приоде, а звери кровь  полизаша.
Это  Изяслав,  истекая юной кровью,  прощался с жизнью. 
Звери кровь не лизали, а хватали, рвали куски.
«Дружину  твою  птицы  крыльями  приодели.»   Большие птицы  рвут куски  мяса  без  помощи  крыльев.  Есть выражение  :  петух  кур   топчет.  При этом  он  клювом держит её  гребешок  и  КРЫЛЬЯМИ ОБНИМАЕТ.
Так  и  дружину  Изяслава  литва   ОТЫМЕЛА. Образно, конечно, но  победила.
=
-  Вреже Всеслав жребий  о  девице –славе,власти- себе  любу –любимой,желанной- тот же адреналин   той  клюками  подпреся  о   к о н и    и   скочи          к   граду  Киеву.   Переводят:  хитростями  опёрся   на    к о н е й.    Но  это :  п о с т а в и л   
н а     к о н    желание  власти,   б р о с и л     ж р е б и й    и  хитростью  добился  власти  в  Киеве.
 
       
 – Не мало тебе величия, а  Кончаку  нелюбия
 - Рек  БоЯнь  и Ходына …          Рек  Бо Янь ходы на походы Святославлевы  песнотворец   старого  Ярославля  и  Ольгова-каганя-князя  хотимец –любимого  князя  любимец.    Каган  –  кахан,хан  -   кохан  -  излюбленный  хан, князь.
   Слово  хоть, похоть -  хотение, желание  сексуального действия  один  раз  использовано  по  отношению  мужчины  к  женщине   и   два   раза  по  отношению мужчины  к  мужчине.
   И  есть  хоть -  хочу петь-  желание несексуального действия.
   Есть  слово  любовь,  и   нелюбовь  есть.
         Любовь  и  хотение…  Отряд Игоря  несколько дней шёл к Дону,  и  так быстро стал уходить с награбленным :  и с товарами,  так  ещё  и  помчали красных девок  половецких.   Трактователи   этот  момент  не  раскрывали.  Мужчины  обходят стороной  этот  вопрос.  Как обходят  свычая  и обычая.   Это ещё  одна  обида, обида   женщины  за  своих  землячек.
         
           В  начале  повести   «Слова»   автор  обращается  к  самой  себе  -  Велесовой  внучке  с  указанием,  как  вести  это  самое  повествование.
---       Ершов, «Конёк-горбунок» : Старый    в н у к у    в   жёны  взял!
---       Карамзин, «И.Г.Р.», (1116-1123 гг): Сын  Мономаха  Андрей  (женатый на 
 в н у к е      половецкого князя, Тугоркана).
---       «Слово» :  Вещий Бояне!  Или было так  воспевать Велесовой   в н у ч е:…
        Боян - христианин,    Велесова – пока ещё язычница - иноверка,   внуча –внучка :
ещё  живы  старые языческие представления  о  мире.  Велес – Скотий бог, главный  скот  степняков -  комони. 
В.Чивилихин  даже  предположил,  что  это были намёки на то, что  автор  «Слова»
даёт советы  самому  себе – Игорю.   
       Пушкин   догадывался,  но    не  смог    утверждать, что
  автор  «Слова о полку  Игореве»  -  Дева – половка, половчанка.
          Раз  много чего сходится на том, что
          автор  «Слова»  -  половецкая  женщина, то кто она?
                см.далее

                К  Т  О      О  Н  А  ?
                Нельзя  утверждать, но  невозможно  отрицать.   ( Народный  «прикол»)

         О.Флобер сказал: «Мадам Бовари – это  я !»  А сколько песен, женских песен, на стихи  поэтов-мужчин  мы  знаем ?!
Но  тут  особый  случай -  автор  выдаёт  себя,  и  это  не   описка-забывчивость :
1. Чёрные тучи хотят прикрыть (до битвы) четыре солнца :
           Игорь, Всеволод, Олег ,  Святослав.
      2.      Два солнца померкли  и  два молодых месяца :  Игорь , Всеволод   и   Олег ,    Святослав.  ( И   после  битвы -  без   В л а д и м и р а)
        3.    В конце  песни  :   С л а в а   Игорю Святославличу,
                буй-туру Всеволоду,        В л а д и м и р у    И г о р е в и ч у !
 
         Для  автора   Владимир   ни  солнцем,  ни  месяцем    н е   п о м е р к .
  А  хвалит  не  всех ( нет  Олега  и  Святослава).        Славит  и   Владимира.              Что  бы  это   значило?  Это  означает, что автор  был  весьма  близок  к  Владимиру.  Не  так  ли?    Но мы определили, что автор – из половцев  и  даже  женщина…   Остаётся  назвать  её .   Да  ты  и  сам, уважаемый читатель,  догадался ?     Хотя  и трудно  расстаться  с  тем, что  так  долго  нам  внушали.
        В русской сказке   Забава Путятична  хитростью    в ы с в о б о д и л а   своего любимого    Ставра Годимовича  из плена. Она была  не только хитрая, но и умелая. В «Слове»,стр.92, -  использованы слова:  БоЯн  смышлёный сразу сказал: «Ни хитрому, ни умелому, ни    п т и ц е    л о в к о й    суда божьего не миновать».  Это будто сказано  примерительно  к   Всеславу, но причём здесь птица?  Это  та  Дева  поганая (иноверка), что от  обиды  восплескала лебедиными крылами!  Известно, что  дочь Кончака  вышла  замуж  за  пленённого  её  отцом   Владимира,  и  с  их  сыном   перешла  на  Русскую землю, крестилась  в  христианство православное  и  взяла  имя   СВОБОДА. Вполне  возможно, что  её  звали  Кзака = Воля,Свобода, просто имя  стало  звучать  по-русски.   Надо иметь сильный  характер, чтобы делать такие шаги.
        Суд божий – полузабытие, как оказалось,  было   шестивековым.   И   четыре  десятка  лет  после  обнаружения   «Слово»  трудно  пробивалось  в  народ.                «Песнь» – не устное творчество -  в  народе не  пелась. Это письменный документ, и  обращалось  к  нему  очень  ограниченное  число  желающих  любопытных  и  любознательных.
  Т.Оленева :  «славу»  пели   мёртвым , она  выражалась  в  песнях, известности, памяти.
 Налицо – мнимое противоречие, которое исчезает, как только мы вспомним, что  в  самом    «Слове»   струны  сами  князьям  славу  рокотали :  вернувшимся   из  плена.   Если  слава  мёртвым  ,Владимир  был   убит  в  Галиче,  но  это  за  то,  за  что   не   прославляют.  По  другим  сведениям  - Владимир  с  женой  всё-таки  отправился  из  Галича  в  Путивль.
И  вот  это   -  о  живых   живые  :
 и  звонкой  песнею  пускай  прославятся среди  героев  наши  имена.
Слава,слава  комару-  победителю!
Славься  ты, славься,  великая  Русь!
Славься, отечество наше свободное!
      «Славяне» – от  «славить»  себя  самих   ж и в ы х.
После  образования  Руси восточные  славяне  стали  русскими,  а  другие  обособились. 
       Астрология,  гороскопы  -  научное  суеверие… Конечно, не  всё   прогнозы  совпадают  с  тем, что  случится,   но  сбывающиеся  наводят  на  размышления.
        А.Бородин, опера  «Князь Игорь».  Что  двигало композитором, когда  он  сочинял?     Давно не слышно :  «О дайте, дайте мне свободу !   Я свой позор сумею искупить, спасу  я   честь  свою,  и  славу,  я  Русь  от  недруга  спасу!»
 Но половецкие пляски, изумительный по красоте мелодии хор половецких девушек   «Улетай  на крыльях ветра»  звучат не так часто,  не  надоедают  и  не забываются.    Хвалёная  Ярославна  в  опере  неприметна.  Бородин  всей  оперой ,  а  Игорь Моисеев постановкой  половецких  плясок    показал   оду,  гимн  не  русским,  а  половцам. И.Стравинский   как  бы  в  споре  с  Бородиным  дал  нам  пляски  диких  русских
( или  дикие  пляски  русских).  Вот  «Иван Сусанин.  Жизнь  за  царя»  -  гимн  Руси!           Но  что  интересно:  Кончаковне   Бородин  дал  низкий  голос, в  дуэте  с  ней  голос  Владимира  звучит  выше.   Этим самым  композитор  обращает  наше  внимание на то, что  Кончаковна была с сильным  свободным характером. Она не боялась своего отца.
( Олег  Стриженов  рассказывал :  Съёмки  к/ф  «Хождение  за  три  моря». Индусы  считали  Афанасия Никитина  добрым  человеком,  поэтому  у  него  должен  быть  низкий  голос).
       А перейти на сторону русичей  ей было нетрудно: к тому времени  половцы теряли силу, перемешивались с русскими. А после нашествия  тат.-монголов  половцы  остались  в  воспоминаниях  и  в  этнических  новообразованиях – украинцах  и  казаках.
    История  похода  Игоря  началась  с  его  женитьбы  на  Евфросинии Ярославне.(К.)

    Один  из   моих  приятелей  всё-таки  перечитал  «Слово», говорит: «Все  ваши  выводы  приемлемы, хотя  и  не  совпадают с  давно  забытыми  школьными  представлениями. Что-то  речь  грубоватая, мужская, но это  не  мужчина».
  Я  напомнил,  что  у  Кончаковны  в  опере  низкий  голос. Когда-то  её  пела  Н.Обухова.  Раньше  не  в  диковинку  были  женщины – правительницы, управительницы.    Да  он  и  сам  рассказывает,  что  женщины  военные  и  не  военные   в  больших  чинах     теряют  своё  женское.  Яркий  пример:  кинофильм  Э.Рязанова  «Служебный  роман».