Иеросхимонах Амвросий А. М. Гренков, 1812-1891 ста

Тамара Кочнева 2
Иеросхимонах Амвросий (А.М. Гренков, 1812-1891): старец или провидец?
[статья из серии по истории пророчеств].

    Сегодня большинство читателей Православных форумов в Российской Федерации имеют абсолютно превратное понятие о том, что означает на монашеском языке слово – «старец». В результате духовной деградации стало принято считать, что «старец» – это нечто вроде экстрасенса, крепко стоящего на Христианской Православной доктрине, который получает от Бога в режиме он-лайн сногсшибательные откровения, причём исключительно на тему геополитического будущего России, и исключительно лестные и приятные для «патриотического слуха».
    Между тем «старец» – это просто старший инок в духовной жизни монастыря, духовный руководитель, наделённый даром духовного рассуждения, к которому идут за духовным советом, как монахи, так и священники и миряне. Дар духовного рассуждения – это вовсе не дар изрекать каждый день предсказания о будущем России в оптимистическом духе и в полном противоречии с апостольскими пророчествами.
    Другими словами, монастырский «старец» в монашеском православном понимании – это духовный наставник в деле спасения души верующего, а не ярмарочный предсказатель на темы современной геополитики. Дар произнесения пророчества – это особенный дар от Бога. Только очень немногим «старцам», кто находится в непосредственном общении с тонким миром, Господь из своего Божественного знания открывает некоторые события Будущего.

    В опубликованной до революции 1917-го года летописи повседневной монастырской жизни святой Оптиной пустыни записано следующее:
    «С наступлением 1848 года настали бедствия в Европе почти повсеместно. Во Франции 24 февраля – революция, ниспровержение законной власти, опять республика. От Франции разлился сей адский поток в смежные земли. Везде мятежи, нестроения, смута…
    В России холера, засуха, пожары.
    По известии из Франции великим старцем Макарием Оптинским [М.Н. Иванов, 1788-1860] были сказаны следующие слова:
    «Это нам страшное знамение Божиего гнева на отступнический мир. В Европе бушуют политические страсти, а у нас – стихии. Началось с Европы, кончится нами. Где пала вера, там пала нравственность, там и патриотизму нет места, ему не на чем держаться, ибо всё самое дорогое на родине теперь перестаёт быть дорогим, всё кажется худо». Если дворянство в ближайшие годы добровольно не откажется от своих привилегий, нас всех ожидает катастрофа […]» (С.А. Нилус «Святыня под спудом», стр. 44).
*    *    *
    В связи с революционными событиями в Европе император Николай Павлович 10 марта 1848 года отдал распоряжение не выпускать русских подданных за границу без «Высочайшего разрешения» и предпринял ряд мер для усиления цензуры.
    Кстати термин установим «железный занавес» принадлежал не товарищу И.В. Сталину (Джугашвили), а господину К.В. Нессельроде (1780-1862, канцлер с 1845-1856).
    Узнав о событиях 24 февраля, когда в Париже была провозглашена Вторая республика, канцлер потребовал на созванном Государственном Совете:
    «Необходимо скоро прекратить любое общение с Европой, кроме официального, исходящего от правительства его Величества, границу закрыть до особого уведомления, вдоль границы создать занавес из штыков для вразумления всякого неприятеля».
    Сверх обыкновенной Гражданской цензуры 27 февраля была учреждена «Специальная правительственная комиссия для надзора над печатными заведениями», составленная из генерал-губернаторов и генерал-адъютантов на местах, для «высшего надзора за печатью».
    Также был создан 2 апреля «Секретный комитет для надзора за деятельностью обыкновенной и военной цензуры», в него вошли офицеры его Величества свиты, один татарский князь и два митрополита, под председательством генерала Д.П. Бутурлина (1790-1849, генерал-адъютант, военный историк «русской славы»), задачей которого являлся надзор над всей выходящей в России литературой и над деятельностью цензуры. Комитет разбирал не только сами книги и авторов, но и решения цензоров, и имел право и тех и других при выявлении «свободомыслия» без решения суда, арестовывать и в десятидневный срок отправлять на «десятилетнюю» каторгу.
    Член комитета флигель-адъютант И.П. Липранди (1790-1880, генерал-майор, историк, чиновник особых поручений при министре внутренних дел, руководивший секретным наблюдением за литераторами) на первом же заседании предложил:
    «Не печатать целиком всю Библию, ни Новый Завет, дабы не разжигать вредных исканий среди простого люда, имеющиеся книги изъять под страхом отлучения от Православия, некоторое количество оставить в монастырях для внутреннего пользования. Московскому митрополиту Филарету [Дроздов, 1783-1867] и профессору духовной академии Ф.А. Голубинскому поручить в течении года изъять из текстов Старого и Нового Заветов все места, которые могут показаться «душевредоносными» для прославления и возвеличивания Его императорского Величества и подготовить истинно Православную Библию, лишённую всякого вольнодумства и проповедующую монархические идеи религиозно-нравственного воспитания […]».
    Реакция Московского митрополита Филарета [Дроздов, 1783-1867], на оказанную ему «Секретным комитетом» высокую честь и доверие «пересмотреть Библию», не известна, по крайней мере, не через год, не через два, до самой смерти императора Николая I и до роспуска Комитета в 1858 году, он «истинно Православную Библию» на суд его членов не представил.
    А журналист и издатель «Отечественных записок» в 1839-1867 годах, А.А. Краевский (1810-1889) утверждал после роспуска «Секретного комитета»:
    «Оное сборище митрополит никогда не посещал, в моменты своего нахождения в столице, ссылаясь на недуги, свойственные его возрасту».
    После смерти императора Николая I и снятия «железного занавеса из штыков для вразумления всякого неприятеля» начиная с 1862 года, в Российскую империю из Европы стали завозиться в большом количестве «новомодные» сонники, главным образом французские. В 1866-ом году граф А.П. Толстой (1823-1889, обер-прокурор Святейшего Синода (1865-1880)) сделал запрос к старцу Амвросию Оптинскому, как следует относится к данным изданиям.
    Старец на письмо графа Толстого дал такой ответ:
    «Чтобы не оставить Вас без ответа, скажем несколько, как думаем об этом, основываясь на свидетельстве Божественных и Святоотеческих писаний. Были примеры, что некоторые доверялись всяким снам, впадали в обольщение вражье и повреждались. Поэтому многие из святых возбраняют доверять снам.
    Святой Иоанн Лествичник в третьей степени говорит:
    «Верующий сновидениям во всем неискусен есть, а никакому сну не верующий любомудрым почесться может».
    Впрочем, сей же святой делает различие снов и говорит, каким верить можно и каким верить не должно.
    «Бесы, – пишет он, – нередко в Ангелы света и в лицо мучеников преобразуются и показуют нам в сновидении будто они к нам приходят, а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением, и сие да будет тебе знамением прелести. Ибо Ангелы показуют нам во сне муки и суд, и осуждение, а пробуждшихся исполняют страха и сетования. Когда мы во сне верить бесам станем, то уже и бдящим нам ругаться будут. Тем только верь снам, кои о муке и о суде тебе предвозвещают, а если в отчаяние приводят, то знай, что и оные от бесов суть».
    А ближайший ученик Симеона Нового Богослова смиренный Никита Стисфат ещё яснее и определённее пишет о сновидениях. Он во второй сотнице, в главах 60, 61, 62 и 63 говорит:
    «Один из сновидений суть простые сны, другие – зрение, иные – откровения. Признак простых снов таков, что они не пребывают в мечтательности ума неизменными, но имеют мечтание смущённое и часто изменяющееся из одного предмета в другой, от таковых мечтаний не бывает никакой пользы, и самое то мечтание по возбуждении от сна погибает, почему тщательные и должны это презирать.
    Признак зрений таков, что они, во-первых, бывают неизменны и не преобразуются от одного в другое, но остаются напечатленными в уме в продолжении многих лет и не забываются. Во-вторых, они показывают событие или исход вещей будущих и от умиления и страшных видений бывают виновны душевной пользы, и зрящего по причине страшного неизменного видения зримых приводят в трепет и сетование, и потому видения таких зрений за великую вещь должно вменять тщательным.
    Простые сны бывают людям обыкновенным, подверженным чревоугодию и другим страстям, по причине мрачности ума их, воображаются и наигрываются им разные сновидения от бесов.
    Зрения бывают людям тщательным, благородным и очищающим свои душевные чувства. Люди эти через зримое в сновидении благодетельствуемы бывают к постижению вещей Божественных и к большому духовному восхождению.
    Откровения бывают людям совершенным и действующим от Божественного Духа. Такие люди долгим и крайним воздержанием, и подвигами и трудами по Бозе достигли степени пророков Церкви Божией, как говорит Господь через Моисея: «Аще будет пророк в вас, во сне явлюся ему и в видении возглаголю к нему» (Числа 12.6). И через пророка Иоиля (2.28): «И будет по сих: излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши, и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят».
    На основании этих слов смиренного Никиты Стисфата, можно сделать непреложный вывод, что публикуемые ныне сонные видения должно отнести к простым снам, а их толкование – к дерзко хульному вольнодумству и к проявлению нового язычества […]».
    Российская благородная публика не услышала тогда призыв старца: не читать сонники, так как их «толкование относится к дерзко хульному вольнодумству и к проявлению нового язычества». Правда исторических данных, что письмо было опубликовано в широкой печати нет. Впервые его в своей книги привёл богословский писатель С.А. Нилус «Близ есть, при дверях» в 1903 году, поэтому французские сонники продолжили своё победоносное распространение с Запада на Восток огромной страны.

    [Историческая справка.
    Иеросхимонах Амвросий (Александр Михайлович Гренков, 1812-1891) родился в селе Большой Липовец Тамбовской губернии в семье пономаря. По обычаю того времени учился читать по славянскому букварю, часослову и псалтири. При наступлении поры учения, юноша был определён сначала в духовное училище, а потом в семинарию, которую закончил в 1836 году.
    Сначала Александр Михайлович служил домашним учителем, а потом поступил наставником в Липецкое духовное училище.
    Летом 1839 года по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру, Александр Михайлович заехал в Троекурово к известному затворнику отцу Илариону. Во время встречи подвижник дал молодому учителю вполне определённое указание: «Иди в Оптину, ты там нужен».
    Впоследствии сам старец Амвросий полагал, что отец Иларион указал на Оптину, вследствие процветания там старчества. В Лавре его давно уже не было, после Сергия прошло четыреста лет, а у преподобного Серафима, скончавшегося шесть лет до этого, не было учеников среди Саровских монахов, и потому в Сарове не существовало преемственного старчества.
    Вернувшись в Липецк, Александр Михайлович, по своим словам, продолжал ещё «жаться» и не сразу смог решиться порвать с миром. Решение было принято поздней зимой. Сначала он жил в гостинице при монастыре.
    В январе 1840-го он перешёл жить в монастырь, пока ещё не одевая подрясник, а в апреле принял сан. Некоторое время был келейником старца Макария (1841-1846).
    В 1842-ом он был пострижен в мантию и наречён Амвросием. Затем последовало иеродиаконство (1843), а через два года (1845) – рукоположение в иеромонахи.
    С 1857 года старец Макарий [М.Н. Иванов, 1788-1860] будучи отлучён от дел по монастырской типографии, начинает готовить себе достойного преемника. Когда старца Макария не стало, хотя он и не был прямо назначен, старец Амвросий стал на его место.
    Митрополит Евлогий (В.С. Георгиевский, 1868-1946) вспоминал:
    «К отцу Амвросию приходили за духовной помощью люди всех классов, профессий, состояний. Он нёс в своём роде подвиг народнический. Оптина по воле Господа стала местом паломничества многих тысяч людей. Отец Амвросий знал простой народ, любил его и умел с ним беседовать. Не высокими поучениями, не прописями отвлечённой морали назидал и ободрял он людей – меткая загадка, притча, которая оставалась в памяти темой для постоянных размышлений, острая шутка, крепкое народное словцо – вот были средства его воздействия на души людей. Люди знали, что молитва отца Амвросия способна творить чудеса, исцелять от любых болезней. Это был пастырь и великий молитвенник, на которого были с надеждой и верой обращены взоры многих людей […]».
    Отец Амвросий, вероятно, предчувствовал скорое наступление «Зверя из Земли» (1922-1990) в Европе и «Багряного Зверя с десятью рогами» (1918-2025) в России.
    В 1872 году он писал одному из своих духовных чад:
    «Не хлопочи о ризе. Я передумал, решил, что лучше теперь не делать ризу на Калужскую икону Божией Матери. Первое, у нас денег мало. Второе, вспомнил я слова покойного митрополита Филарета [Дроздов, 1783-1867, митрополит Московский и Коломенский], который не советовал делать ризы на иконы, потому что «приближается время, когда неблагонамеренные люди будут снимать ризы с икон» […]» («Собрание писем Оптинского Старца иеромонаха Амвросия к мирским особам», ч. 1, Сергиев Посад, 1908, стр. 72)..
    По «воспоминаниям» современников подобные мысли часто посещали старца после 1865 года, чем вызывали в ту пору общее недоумение у монахов монастыря и паломников. В этом же году появился донос на старца от жандармов в Обер-прокурору Святейшего Синода с «Высочайшим повелением: разобраться».
    Современники не оставили «воспоминаний», в чём именно состоял этот донос, и кто именно его организовал [вероятно, сами были не в курсе]. Также не понятно, «как разбирались»: была ли это дружеская, рекомендательная беседа: «не трогай дёгать – замараешься», или же старцу Амвросию прямо и грубо сказали: «ты, дружок, живёшь в России, светящейся Православной верой на все народы мира, начнёшь строить из себя правдолюбивого провидца – закопаем и даже костей от тебя не останется».
    Результаты следствия, которые осуществлял крупный чиновник Главного управления цензуры Е.Е. Волков, не сохранились. Однако можно предположить, что выводы были сделаны основательные.
    Кстати, этот же чиновник в своё время вёл дело писателя И.С. Тургенева (1818-1883) и довёл его до ареста писателя в 1852 году, то есть являлся «высококвалифицированным специалистом» своего дела.
    В своём рапорте Волков писал:
    «Господин Тургенев, человек, как известно, богатый, и занявшись сочинительством, конечно, не имел в виду прибыли от продажи своих рассказов, но, вероятно, имел совершенно другую цель, для достижения которой и напечатал свою книгу».
    Эту «другую цель» бдительный чиновник уловил сразу:
    «Полезно ли, например, показывать нашему Православному народу, который превыше всего почитает повиновение Его Императорскому величеству, который является признанным всеми наместников Господа Бога на Земле, что однодворцы и крестьяне наши, которых автор до того опоэтизировал, что видит в них администраторов, рационалистов, романтиков, идеалистов, людей восторженных и мечтателей (бог знает, где он нашёл таких! В глуши какой губернии?), что крестьяне эти находятся в угнетении, что помещики, над которыми так издевается автор, выставляя их пошлыми дикарями и сумасбродами, ведут себя неприлично и противузаконно, что крестьянин сможет жить на свободе привольнее и лучше, чем находясь под пристальным взглядом помещика […]».
    Как видим, по мнению Е.Е. Волкова, писательская деятельность И.С. Тургенева принесла России «более зла, чем добра», ибо потрясает самые основы крепостнического государства. Надо думать, что и в деле отца Амвросия верноподданный и бдительный чиновник полностью оправдал возложенное на нёго «высочайшее» доверие.
    Впоследствии сам старец писал:
    «Достаточно много горьких минут пришлось пережить мне от советника Е.Е. [Волкова], но духом я никогда не падал, сознавая высоту сана и высоту соединённых с ним обязанностей, хотя и ощущал свою немощь и недостоинство к прохождению высочайшего на земле служения священнического […]» (Собрание писем Оптинского Старца иеромонаха Амвросия к мирским особам, ч. 1, Сергиев Посад, 1908, стр. 83)].   
*    *    *
    В 1866-ом году граф А.П. Толстой (обер-прокурор Святейшего Синода 1865-1880) писал в Оптину пустынь:
    «Один благочестивый священник Тверской епархии видел во сне обширную пещеру, слабо освещённую одной лампадой. В пещере много духовенства. За лампадой образ Божией Матери. Перед образом стояли в облачениях: архипастырь Московский Филарет и покойный протоиерей города Ржева, отец Матвей Константиновский, родитель означенного священника, в жизни своей отличавшийся особым благочестием. Все стоят в безмолвии и страхе. У входа в пещеру – сам священник и одно мирское лицо, духовный сын отца протоиерея. Оба дрожат, а войти не смеют.
    Среди безмолвных молений слышатся ясно следующие слова: «Мы переживаем страшное время, – доживаем седьмое лето».
    С этими словами пробуждение в большом волнении и страхе. Сон повторяется до трёх раз всё тот же, без малейшего изменения, явный и страшный. Ни священник, видевший это, ни духовный сын отца Матвея – оба решительно ничего не понимают – ни что значит сон этот, ни кем он послан […]».

    Старец Амвросий на письмо графа Толстого дал такой ответ:
    «Обширная пещера, слабо освещённая одной лампадой, может означать настоящее положение нашей Церкви, в которой свет веры едва светится, а мрак неверия, дерзко хульного вольнодумства и нового язычества, превосходящего делами своими древнее язычество, всюду распространяется, всюду проникает. Истину эту подтверждают слышанные слова: «Мы переживаем страшное время».
    Живой свидетель и покойный протоиерей в облачении, молящиеся вместе перед иконой Божией Матери дают разуметь, что и прочее виденное духовенство было двоякое: видно, достойные пастыри, живые и отшедшие ко Господу, взирая на бедственное состояние нашей Церкви, и те, и другие, умоляют Царицу Небесную, да распространит Она Всевышний покров Свой на бедствующею Церковью нашей и да защитит, и да сохранит слабых, но имеющих благое произволение ко спасению.
    Оба стоящие у входа в пещеру, которые дрожали от страха и войти не смели, может быть, означают людей, с лживым участием, со скорбию и даже со страхом взирающих на печальные события настоящего времени в отношении веры и нравственности, но не прибегающих к Царице Небесной и не молящихся Ей о покрову и помощи, подобно молившимся в пещере.
    Слова: «Мы доживаем седьмое лето» – могут означать время последнее, близкое ко времени Антихриста, когда верные чада единой святой Церкви должны будут укрываться в пещерах, и только всесильные молитвы Божией Матери могут тогда укрыть их от преследований слуг Антихриста. В настоящее время некоторые уже добровольно принимают печать Антихриста на челе и на десной руке, потому что ради светских приличий и мирских выгод стыдятся ограждать себя крёстным Знамением и будучи не ограждены силой креста и молитвы, делаются игралищем и посмешищем […]» (С.А. Нилус «Великое в малом», стр. 463-465).
*    *    *
    Существует и вторая редакция данного сновидения, приснившегося тверскому священнику Д.М. Константиновскому, сыну духовника Гоголя:
    «Дмитрию Матвеевичу привиделась: «освещенная лампадой пещера, заполненная множеством духовенства, среди которого находился его покойный родитель о. Матвей и митрополит Филарет, тогда ещё здравствующий. Среди безмолвных молений прозвучали отчетливые слова: «Мы переживаем страшное время, доживаем седьмое лето»».
    После этих слов Дмитрий Матвеевич в волнении и страхе проснулся.
    Старец Амвросий Оптинский растолковал виденное, основываясь на свидетельстве Божественных и Отеческих писаний. Освещенная лампадой пещера, по его объяснению, – современное состояние Церкви. По России распространяется новое язычество, где свет веры едва теплится. Живой и усопший молятся вместе – значит, в равной мере принадлежат к земной Воинствующей и небесной Торжествующей Церкви. Видя бедственное состояние Православной веры, светлые мужи умоляют Царицу Небесную: да прострет Свой Покров над, страждущей Россией.
    «Доживаем седьмое лето» – эти слова могут означать время, близкое к Антихристу, когда верные чада Церкви будут скрываться в пещерах. Седьмое число в церковной численности великое имеет значение. Срок времени церковного числится семидневными неделями. Православная Церковь содержится и руководствуется правилами седьми Вселенских Соборов. Седмь таинств и седмь дарований Св. Духа в нашей церкви. Откровение Божие явлено было седьми Азийским церквам. Книга судеб Божиих, виденная в откровении Иоанном Богословом, запечатана седмью печатями. Седмь фиал гнева Божия, изливаемых на нечестивых и проч. Все эти седмиричные исчисления относятся к настоящему веку и с окончанием оного должны кончиться. Век же будущий в Церкви означился осьмым числом […]
    Неделя Антипасхи, или св. Фомы в цветной триоди называется неделею о осьмом, т.е. вечном дне и нескончаемом, который уже не будет прерываться темнотою ночей.
    В конце своего толкования старец Амвросий заметил, что теперешнему времени особенно приличны апостольские слова: «Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придёт Антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» (1 Ин. 2,8) […]» («Письмо графа А.П. Толстого к скитскому монаху о. Константину 3едергольму. Объяснение сновидения старцем Амвросием», Собрание писем Оптинского Старца иеромонаха Амвросия к мирским особам, ч. 1, Сергиев Посад, 1908, стр. 13-19).
*    *    *
    7 июля 1871 года в Оптиной пустыни от графа А.П. Толстого было получено письмо с описанием нового сновидения:
    «Как будто, нахожусь в своём доме и стою в прихожей, далее – комната, в которой на простенке между окон находится икона в большом размере Бога Саваофа, издающая ослепительный свет, так что из другой комнатки (т.е, прихожей) нельзя было смотреть на неё. Затем ещё далее комната, в которой находятся протоиерей Матвей Александрович (Констатиновский) и митрополит (уже покойный) Филарет. И эта комната вся наполнена книгами, по стенам от потолка до пола книги, на длинных столах грудами книги.
    И мне непременно нужно пройти в эту комнату, но меня удерживает страх, как пройти через такой поражающий свет. Но необходимость принуждает преодолеть страх, и я с ужасом, закрыв лицо рукой, перехожу первую комнату и, войдя в следующую, вижу протоиерея Матвея Александровича в переднем углу. Он читает книгу. А ближе к двери стоит митрополит, одетый в простую чёрную рясу, на голове скуфейка, в руках разогнутая книга, и головой показывает мне, чтобы и я нашёл подобную книгу, и развернул её.
    В то же время митрополит, поворачивая листы своей книги, говорит: «Рим. Троя. Египет. Россия. Библия».
    Вижу, что и в моей книге крупными буквами написано: «Библия».
    Тут сделался шум, и я проснулся в большом страхе. Много думал, что бы всё это значило?
    Мне сон этот кажется грозным, и лучше бы ничего не видать. Нельзя ли опытных в духовной жизни спросить о значении этого сновидения?
    Самому мне внутренний голос объясняет сон, но объяснение такое ужасное, что не хотелось бы согласиться с ним […]».
*    *    *
    Объяснение данное старцем Амвросием этого сновидения.
    «Кому показано было это замечательное сонное видение, и кто слышал тогда многочисленные слова, тому по всей вероятности, и внушено было чрез Ангела хранителя объяснение виденного и слышанного, как и сам он сознаётся, что ему внутренний голос объяснял значение сна. Впрочем, и мы, как вопрошённые, скажем своё мнение, как о сем думаем.
    Видение ослепительного света от иконы Господа Саваофа и произнесённые слова: «Рим, Троя, Египет, Россия, Библия» – могут иметь такое значение.
    Во-первых, всё, касающееся до Сотворения мира, судьбы народов и спасения людей, Господь Вседержитель открыл избранным святым мужам, пророкам и апостолам, просветив их светом Своего Божественного познания, а ими всё это передано людям и написано в Библии, то есть в книгах Ветхого и Нового Заветов.
    Во-вторых, множество других виденных там книг может означать то, что всё, сказанное в Библии прикровенно и неясно, объяснено другими избранными от Бога святыми мужами – пастырями и учителями Единой Соборной Апостольской Православной Церкви.
    В-третьих, что митрополит Филарет и протоиерей Матвей Александрович видены были с книгами в руках, может означать то, что они в продолжение своей жизни поучались о судьбах человечества не из простых книг человеческих, в которых нередко встречаются мнения неправильные, вводящие в заблуждения, а из книг библейских, и сказанное в Библии прикровенно и неясно толковали не по своему разумению, а как объяснено в книгах мужей Богодуховных и просвещённых свыше светом Божественного познания. К сему они побуждали и видевшего, чтобы и он на всё искал объяснения не в простых книгах человеческих, а в книгах святых и Богодухновенных отцов Православной Церкви.
    В-четвёртых, что протоиерей Матвей Александрович стоял в переднем углу, который обычно предназначается молитвенным, что означает, что сказанным образом он не только поучался, но и молился о вразумлении свыше.
     В-пятых, слова: «Рим, Троя, Египет» могут иметь следующее значение: Рим во время рождества Христова был столицей Вселенной и с возникновением патриаршества имел первенство чести, но за властолюбие и уклонение от истины впоследствии подвергся отвержению и уничтожению. Древняя Троя и древний Египет замечательны тем, что за гордость и нечестие наказаны – первая разорением, а второй различными казнями и наконец потоплением фараона с воинством в Чёрном море. В христианские же времена, в странах, где находилась Троя, основаны две христианские епархии: Антиохская и Константинопольская, которые долгое время процветали, украшая Православную Церковь благочестием и правыми догматами, но впоследствии по неведомым судьбам Божиим подверглись владычеству варваров – магометан, и доселе несут это тяжкое рабство, стесняющее свободу христианского благочестия и правоверия.
    А в Египте вместо древнего нечестия в первые времена Христианства такое процветало благочестие, что пустыни его населялись десятками тысяч монашествующих, не говоря уже о численности и множестве благочестивых мирян, от которых они происходили. Но потом по причине распущенности нравов и в этой стране последовало такое оскудение в христианском Благочестии, что в некоторое время в Александрии патриарх оставался только с одним пресвитером.
    В-шестых, после трёх знаменательных имён: «Рим, Троя, Египет» – упомянуто имя и России, которая в настоящее время хотя и считается государством православным и самостоятельным, но уже элементы иноземного иноверия и не благочестия проникли и внедряются и у нас, угрожая тем же, чему подверглись вышесказанные страны.
    Затем следует «Библия», другого государства не помянуто. Это может означать, что если и в России ради презрения заповедей Божиих и ради других причин оскудеет благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в конце Библии, то есть, в «Апокалипсисе» святого Иоанна Богослова.
    Справедливо видевший это сновидение замечает, что объяснение, которое ему внушает внутренний голос, ужасно. Страшно будет второе пришествие Христово и ужасен последний суд всего мира, но не без великих ужасов будет перед тем и владычество Антихриста, как сказано в Апокалипсисе: «И в тыя дни взыщут человецы смерти и не обрящут ея, и вожделеют умрети, и убежит от них смерть» (Откровение 9.6). Приидет же Антихрист во времена безначалия, как говорил апостол Павел: «дондеже держай от среды взят будет» (II-ое Послание Фессалоникийцам 2.7), то есть когда не будет предержащей власти […]» (С.А. Нилус, «Великое в малом», стр. 467-472, «Выписка из письма Дмитрия Матвеевича Константиновского, «Объяснение сновидения Старцем Амвросием», «Собрание писем блаженныя памяти Оптинского Старца иеромонаха Амвросия к мирским особам», часть 1, Сергиев Посад, 1908, стр. 19-22).
  *    *    * 
    В 1882-ом старец Амвросий писал:
    «Не знаю, что вам написать об ужасном настоящем времени и жалком положении дел в России. Господь попустил Александру II умереть мученическую кончиною, но силён Он подать помощь свыше Александру III переловить злодеев, заражённых духом антихристовым. Дух антихристов от времён апостольских действует через предтечей своих, как пишет апостол: «тайна бо уже беззакония деется, точию держай ныне, дондеже от среды буде».
    Апостольские слова «держай ныне» относятся к предержащей власти и церковной власти, против которой предтечи антихриста и возрастают, чтобы упразднить и уничтожить оную на земли. Потому что антихрист, по объяснению толковников Святого Писания, должен придти во время безначалия на земле. А пока он сидит на дне Ада, то действует через предтечей своих.
    Сперва он действовал через разных еретиков, возмущавших Православную Церковь, и особенно через злых ариан, людей образованных и придворных, а потом действовал хитро через образованных масонов, и, наконец, теперь через образованных нигилистов стал действовать нагло и грубо, паче меры. Но обратится болезнь на их главу, по сказанному в Писании. Не есть ли крайнее безумие трудиться изо всех сил, не щадя своей жизни, для того, чтобы на земле повесили на виселице, а в будущей жизни попасть на дно Ада в тартар на вечное мучение. Но отчаянная гордость ни на что смотреть не хочет, а желает всем высказать своё безрассудное удальство. Я убеждаюсь, всё более и более в том, что человечество весьма быстро стремится к своей окончательной гибели, к тому, что попросту зовётся светопреставлением. Как же Православные дошли до таких Богопротивных поступков? Не через что иное, как через безразличное общение с иноверцами, которые ночь превратили в день, а день в ночь.
    Какая этому причина?
    Порча нравов, которая на Западе распространялась тысячу лет, в России достигла этой меры за сто лет. Мы ускоренными шагами идём к гибели монархии, государственности, Православия […]» («Собрание писем Блаженныя памяти оптинского старца иеромонаха Амвросия к мирским особам», стр. 38, 1908).
*    *    *
    У историографов Оптиной пустыни принято считать, что старцы Варсонофий (Павел Иванович Плиханков, 1845-1912), Нектарий (Н.В. Тихонов, 1857-1928), Иосиф (Иван Литовкин, 1837-1911) и Анатолий (Александр Потапов, 1855-1922) являются духовными преемниками старца Амвросия.
    Также со второй половины XX-го столетия стали утверждать [И.М. Концевич (1893-1965) «Оптина Пустынь и её время», митрополит Вениамин (И.В. Федченков, 1880-1961) «Божьи люди»]: за полвека до русской революции 1917-го года старец Амвросий (А.М. Гренков, 1812-1891) уже знал о ней, именно с него в Оптиной пустыни началась традиция ожидания скорого прихода Антихриста, что «дети и внуки до Антихриста не доживут, а вот правнуки узрят страшное».

    Преподобный Варсонофий (П.И. Плиханков, 1845-1912):
    «Конец приходит Православию в России, согласно пророчествам монаха Авеля и Святого Серафима Саровского. Тёмные тучи сгущаются над Россией […]
    Догорает теперь старчество… Везде уже нет старчества, – у нас в Оптиной догорают огарочки… Враг ни на что так не восстает, как на старческое окормление: им разрушаются все его сети… Везде он старался его погасить, и погасил уже в Европе, теперь пришёл наш черед […]
    Есть монахи, исправно живущие, но об откровении помыслов, о старчестве они ничего не знают, ибо старец стоит намного выше монаха и многих епископов. Потому без старчества во многих монастырях осталась одна лишь форма монашеского жития, одна внешность… Когда исчезнет последний старец можно сказать, что Православию на Руси пришёл конец […]» («Жизнеописание иеромонаха Никона, последнего старца Оптиной пустыни», стр. 108, 119)
*    *    *
    «Гонения и мучения первых христиан, возможно, повторятся… Ад разрушен, но не уничтожен, и придёт время, когда он даст о себе знать. Все монастыри будут разрушены, и имеющие власть христиане будут свергнуты… Это время – не за горами. Попомните это мое слово. Вы доживете до этих времен […]
    Придёт время. Когда Оптиной будет тяжело. Быть может, это и к лучшему…
    Третий  Рим падёт, тогда же семь чаш будет пролито на Землю великим небесным Судьей. Прежде чем истинный Спаситель придёт спасти мир, нас попытается обмануть посланец тёмных сил, князь Мира, который заявит, что является его доверенным лицом, призванным подготовить пути его. Правда, от вас зависит, кого вы примете за Спасителя […]» (там же, стр. 129).
*    *    *
    «… До страшных времён доживем мы, но благодать Божия покроет нас. Повсюду ненавидят христианство – ярмо для них, мешающее жить вольно, свободно творить грехи. Разлагается, тлеет, вырождается новейшее поколение. Хотят без Бога жить. Ну. Что же? Плоды такой жизни очевидны… Антихрист явно идёт в мир. Но этого в мире не признают… А в последние времена храмы будут разрушены. А на их месте будут устроены идольские капища и прочая Истинные христиане будут ютиться в маленьких церковочках […]» («Вестник Союза Православного братства». № 6, стр. 14).
*    *    *
    По «Воспоминаниям» Н.А. Павлович (1895-1980), которая лично была знакома со старцем Нектарием (Н.В. Тихонов, 1857-1928) в течение нескольких последних лет жизни подвижника (1922-1928):
    «Старец начал свою пророческую деятельность с пересказа видения одного оптинского монаха. Тот вышел однажды на крылечко своего домика в скиту и видит: исчезло всё – и скит, и деревья, а вместо этого до самого неба подымаются круговые ряды святых, только между высшим рядом и небом – небольшое пространство. И монаху было открыто, что Конец мира будет тогда, когда это пространство заполнится.
    «А пространство было уже небольшое», – добавлял батюшка» (Н.А. Павлович «Записки об отце Нектарии», митрополит Вениамин (Федченков) «Божьи люди»).
*    *    *
    Правда, существуют и другие исторические «Воспоминания». Богословский писатель С.А. Нилус (1862-1929) пишет в своей книге «На берегу Божией реки»:
    «Помнится, что-то около 1885 года, при скитоначальнике отце Анатолии [А.М. Копьев, 1824-1894], выдался среди зимы такой необыкновенный солнечный закат, что по всей Оптиной снег около часу казался кровью. Покойный отец Анатолий был муж высокой духовной жизни, истинный делатель умной молитвы и прозорливец. Ему, должно быть что-то об этом явлении было открыто, и он указывал на него, как знамение вскоре имеющих быть кровавых событий предваряющих близкую Кончину мира.
    – Не говорил ли он вам в то время, что антихрист уже родился? – спросили его.
    – Так определённо он, помнится, не высказывался, но о близости его явления он прикровенно говаривал часто […]».
*    *    *
    Иеромонах Никон (Николай Беляев, 1888-1931, ученик
старца Варсонофия, пострижен в мантию в 1915 году, рукоположен
во иеродиакона в 1916 году, во иеромонаха – в 1917) вспоминал:
    «Весь 1888 год Оптина со страхом ждала Конца света. После прошествия года, было принято решение: Так уж судил Господь, готовил мир к концу, да отодвинул. Не раз бывало, что известит избранников своих о близком конце, а потом, ради имеющих быть праведников, да и отложит. Такова премудрость Божия, в тайне сокровенная.
    Тогда же среди старцев возобладало мнение: «Когда же кто Божиею помощью и вышесказанным подвигом, а более всего глубочайшим смирением, очистит душу свою и сердце от всякой скверны страстей душевных и телесных, тогда благодать Божия, общая всех мать, взяв ум, ею очищенный, как малое дитя за руку, возводит, как по ступеням, в духовные видения, открывая ему, по мере его очищения, неизреченные и непостижимые для ума Божественные тайны. И это воистину называется истинным духовным видением, которое и есть зрительная, или, по святому Исааку, чистая молитва, от которой – ужас и видение. Но войти в эти видения не может никто самовластно своим произвольным подвигом, если не посетит кого Бог, и благодатью Своею введёт в них. Если же кто без света благодати дерзнёт восходить на такие видения, тот, по святому Григорию Синаиту, пусть знает, что он воображает мечтания, а не видения, мечтая и метаясь мечтательным духом […]» («Дневник последнего старца Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева)», стр. 71).
*    *    *
    Митрополит Вениамин (И.В. Федченков, 1880-1961) пишет:
    «Так как слово Божие часто для выражения предметов духовных пользуется предметами видимого мира, то Иисус Христос – имевшее через 36 лет, по произнесении им пророчества, совершиться – падение Иерусалима (Лука 21.20-24), взял за образ имевшего случиться отдалённейшего события Кончины мира. И потому неудивительно, что вскоре после падения Иерусалима, христиане,  во главе с самими Апостолами, начали ожидать Кончины мира, ибо и признаки, указанные Спасителем, совпадали, по-видимому, с обстоятельствами того времени. Причём в лице Нерона, жестокого гонителя христиан, они видели Антихриста.
    В последующие времена Кончину мира приурочивали к 1000 году по Р. Х., на основании слов Апокалипсиса: «через 1000 лет Диавол выйдет из своей темницы и соблазнит народы, находящиеся в четырёх странах земли». Ожидали Кончины мира и в 1584 году, по предсказанию знаменитого астролога Леовициуса. В хрониках сказано: «Испуг был так велик, что многие делали свои духовные завещания, не рассуждая, что это совершенно бесполезно, если мир должен был погибнуть».
    Ожидали Кончины мира в 1812, 1881, 1885, и даже в 1899 году произошли в некоторых местах России беспорядки, так как в ноябре месяце этого года должна была, по предсказанию Фальба, совершиться Кончина мира. (Эти ожидания разделяли и в Оптиной пустыни).
    Все ошибки разных предсказателей зависели главным образом от того, что они старались постигнуть тайну, неизвестную даже Ангелам, и как бы забыли о том, что все их вычисления никому не нужны. 
    Ибо, по слову Спасителя, Господь во время предупредит всех земнородных о своём пришествии – в явлении Антихриста, который настолько определённо представлен в Святом Писании и в творениях Отцов Церкви, что его при появлении нельзя будет не узнать. Поэтому не будем тревожиться и огорчаться, ибо срок времени Кончины мира никому не известен […]» («О Кончине мира», стр. 3-4, 1994).
*    *    *
    Получается, что в одно и то же время в Оптиной пустыни по одним «Воспоминаниям» ожидали прихода Антихриста в начале XX-го века, по другим в конце XIX-го ожидали наступления времени Кончины мира.
    Вероятно, и те, и другие «Воспоминания» верны.
    «Монастырский иеромонах и духовник о. Илларий передавал мне, что о. Макарий, Оптинский старец, как-то при архимандрите Моисее выразился, что последние времена мы не увидим, а потомки наши увидят, как бы намекая на близость Кончины мира» (Схиархимандрит Варсонофий «Келейные записки 1892-1896 гг.», стр. 35).

    «Однажды батюшка [старец Нектарий (Н.В. Тихонов, 1857-1928)]  мне сказал: «Мы живём сейчас во время, обозначенное в Апокалипсисе: это – после того, как ангел восклицал – «Горе живущим» – перед явлением саранчи» (Н.А. Павлович, «Записки об отце Нектарии», митрополит Вениамин (Федченков), «Божьи люди», современный архив Оптиной пустыни, машинопись).

    То есть в Оптиной пустыни постоянно ждали или прихода Антихриста, либо Кончины мира, при этом никто не предвидел скорого наступления I-ой Мировой войны, падения династии Романовых, первый раздел Российской империи. Из этого следует, что старцы Оптиной пустыни обладали Даром духовного рассуждения, но ни как ни Даром пророчества.
    Примером этого служит разговор между преподобный отцом Нектарием (Н.В. Тихонов, 1857-1928) и преподобный отцом Варсонофием (П.И. Плиханков, 1845-1912) за 1909-ый год:
    ;;;«Прихожу я к Батюшке отцу Варсонофию и говорю:
    - Все говорят, что все признаки второго Пришествия исполнились.
    А он в ответ:
    - Нет, не все. Но, конечно, даже простому взору видно, что многое исполняется, а духовному открыто: раньше Церковь была обширным кругом во весь горизонт, а теперь он как, видишь ли, как колечко. И в последние дни перед Пришествием церкви будут, да Православие-то сохранится только в таком виде: один православный епископ, один православный иерей. Ты обрати внимание на эти слова. Ты пойми, ведь это во всём мире.
    Поэтому не будем смущаться неверностью множества пастырей и архипастырей, как явлением неожиданным: это не новость для Церкви Божией, нравственные потрясения которой, исходили всегда от иерархии, а не от верующего народа. Будем помнить, что главными врагами Православия на Руси являются епископы […]», («Жизнеописание иеромонаха Никона. Оптина пустынь», «Надежда». Вып. 8. Франкфурт-на-Майне. 1982, стр. 191).
*    *    *
    Однако, что касается старца Амвросия (А.М. Гренков, 1812-1891).
    Преподобный совершенно верно рассудил:
    «После трёх знаменательных имён: «Рим, Троя, Египет» – упомянуто имя и России, которая в настоящее время хотя и считается государством православным и самостоятельным, но уже элементы иноземного иноверия и не благочестия проникли и внедряются и у нас, угрожая тем же, чему подверглись вышесказанные страны.
    Затем следует «Библия», другого государства не помянуто. Это может означать, что если и в России ради презрения заповедей Божиих и ради других причин оскудеет благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в конце Библии, то есть, в «Апокалипсисе» святого Иоанна Богослова».

    В 1871 году Российская империя династии Романовых в своём развитии уже вплотную подошла к периоду «Багряного Зверя» (1918-2025), описанного в XVII-ой главе «Откровения» апостола Иоанна Богослова, то что после слова «Россия» следует слово «Библия», а другого государства не помянуто, лишний раз подтверждает слова апостола Павла (Савла):
    «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь» (2-ое Послание к Солунянам (Фессалоникийцам), 2.7).
    Правда, у Иоанна Богослова есть ещё приписка:
    «Зверь, которого ты увидел, был, и  нет его, и ему предстоит подняться из Бездны и пойти в погибель. И живущие на земле, чьё имя написано от основания мира в Книге жизни, будут удивляться, видя Зверя, что он был, и нет его, и он будет присутствовать» (17.8).
*    *    *
ДТН.