Откуда мы, русские? Часть 13 Заключительная. Нация

Юрий Тарасов-Камчатский
Часть 13. Нация

К началу перестройки в СССР русские уже почти утратили собственную народную культуру, однако в большинстве своём продолжали сохранять национальное самосознание. Сразу возникает вопрос – как же это возможно? В состоянии ли народ существовать без своей особой культуры? Народ – нет, но в данном случае речь уже идёт не о народе, а о нации. Что же такое «нация», и чем она отличается от народа?

Согласно современной политической науке, нации начинают формироваться лишь со 2-й половины 18 века и, в отличие от народов, всегда тесно связаны с государством. Их появление было обусловлено переходом от феодального общества к капиталистическому (или, как его называют сейчас на Западе, «индустриальному»).

В феодальную эпоху единство как правило разноплеменного государства держалось на преданности обладавшему высшей властью государю, авторитет которого поддерживался убеждением в божественном происхождении его власти. Широкое распространение на Западе в эпоху «Просвещения» (18 век) идей, отрицавших богоустановленность власти, со временем привело к ликвидации там абсолютных монархий. Однако отказ от религиозного оправдания верховной власти устранил и единственную причину её существования в глазах основной массы населения. Для предотвращения распада государств необходимо было найти замену этим утраченным духовным ценностям. И такой ценностью, объединяющей общество в рамках государства, стала идея нации.

Само слово «нация» было известно давно. Так древние римляне называли племя или народ (по латински - natio). В новом своём значении оно обозначало теперь всю совокупность граждан государства (независимо от этнической принадлежности), сознающих свою историческую связь с ним и готовых всесторонне его поддерживать. В отличие от народа, нация не предполагала обязательной общности происхождения и традиционной культуры. Её могли образовать и представители разных народов (например швейцарская нация состоит из немцев, французов и итальянцев). Не требовалось и единства религиозных верований.

Донести новую объединяющую идею до всех членов общества можно было в то время только письменным путём, следовательно для этого была необходима грамотность всего населения. Именно это обстоятельство заставило буржуазные государства Запада взяться за развитие всеобщего начального образования. Уже к середине 19-го века эта задача там (кроме Австрийской империи) была в основном (то есть для подавляющего большинства населения) решена. Всеобщая грамотность облегчила властям и интеллигенции формирование общенациональных культур и других характерных особенностей наций через систему образования, художественную литературу, театр и СМИ.

Дореволюционная Россия сильно отставала в этом отношении от стран Запада. Препятствием для создания собственной (российской) нации было там не только сохранение религиозного обоснования верховной власти, с вытекающей отсюда ненужностью для последней как самой нации, так и всеобщего образования народа, но и имперский характер государства. Россия была империей, то есть включала в свой состав ряд народов, имевших не такой уж давний собственный исторический опыт государственности и свою интеллигенцию, уже формировавшую собственные нации, закономерно стремившиеся к созданию своих национальных государств (например поляки, литовцы, грузины, армяне) . Некоторые народы Российской империи, не имевшие ранее государственности, тоже получили к тому времени собственную интеллигенцию, которая немедленно взялась за формирование своих наций (латыши, эстонцы, малороссы, белорусы). Финны уже имели в составе России своё автономное государственное образование – Великое княжество Финляндское.

Серьёзно ограничивали возможности создания российской нации также большие различия в укладе жизни населяющих её народов. Многие из них жили ещё в условиях родоплеменных или феодальных отношений и занимались в основном присваивающими типами хозяйства (охота и рыболовство) или кочевым скотоводством. Строительству же собственно русской нации мешали недостаточная грамотность и сословные различия среди населения. В результате, ни российской, ни русской нации к 1917 году в полном виде так и не было создано, что, во многом, предопределило судьбу империи.

В возникшем на развалинах имперской России Советском Союзе были предприняты большие усилия по созданию «советской нации», основным предназначением которой изначально являлось строительство социализма и коммунизма во всемирном масштабе и защита СССР. Советское руководство в той или иной степени разрушило традиционный уклад жизни всех народов страны, но привести их «к единому знаменателю» так и не смогло. Помешала этому его собственная национальная политика, направленная на формирование отдельных наций в республиках СССР. В результате, в стране было создано несколько десятков больших и малых наций, что, в конце концов, подготовило распад СССР и последовавшие за этим межнациональные конфликты на его территории.

В условиях утраты большинством общества веры в коммунистическое будущее и начавшегося кризиса советской идеологии, созданная на её базе Советская нация вступила в стадию своей деградации.  Ещё до распада СССР она начала активно разлагаться, впитывая ядовитые для неё соки западной массовой культуры и, большей своей частью, постепенно превращаясь в безыдейную массу потребителей, мечтающих только о личном благосостоянии и с завистью взирающих на более высокий уровень жизни Запада.

После крушения социалистической системы и ликвидации СССР остатки бывшей Советской нации обосновались в качестве особой, весьма значительной по численности группы населения во всех новообразованных государствах. Часть её затем влилась в состав местных наций. Часть – эмигрировала на вожделенный для неё Запад.

Русская нация, фактически заново созданная сталинским руководством накануне ВОВ, после смерти Сталина была лишена достойной поддержки государства и вплоть до перестройки влачила жалкое существование. Реформы Горбачёва вдохнули в неё новую жизнь. Тогда же начала потихоньку возрождаться и традиционная культура русского народа, особенно после того, как была реабилитирована его прежняя духовная основа – православие.

С воссозданием России, как суверенного государства, вновь появилась необходимость в формировании российской нации. Однако руководство страны взяло тогда курс на как можно более быструю интеграцию нашего общества в западную цивилизацию, в которой, к тому времени, уже начинался процесс постепенной ликвидации национальных государств, а следовательно - и их наций (в первую очередь европейских). В результате, вопросу создания российской нации в 90-е годы не было уделено достаточного внимания, что обернулось вспышками национализма и сепаратизма и затяжной кровавой войной на Северном Кавказе.

В последние годы власть в России, кажется, осознала, наконец, необходимость строительства российской нации, как гарантии существования страны в качестве самостоятельного государства. К этому подталкивает возобновившееся противостояние с НАТО, уже фактически в открытую приступившим к стратегическому окружению России путём уничтожения или подчинения себе её действительных и потенциальных союзников.

Но что же такое «Российская нация», и возможно ли её существование в нашей стране? Вообще-то, её формирование подспудно идёт уже давно, начиная с момента выделения России из СССР. Создана под неё культурная база (песни, фильмы, книги о России и её многовековой истории), хотя ещё и явно недостаточная. В 2000-е годы на обслуживание интересов российского государства переориентирована большая часть СМИ, что позволило в значительной степени нейтрализовать разрушительное воздействие на российское общество и культуру со стороны Запада.
 
Важным центром кристаллизации российской нации могут стать вооружённые силы, в которых служат представители практически всех народов страны. Проведённая в последние несколько лет их перестройка повысила престиж военной службы в России (в значительной степени и благодаря успехам в борьбе с дедовщиной), а значит и шансы на утверждение единого национального самосознания. Поддержанию национальной гордости россиян, как одной из основ формирующейся нации,  служит также повышение престижа российского государства во всём мире и его роли в международных делах. Проводится работа по воспитанию патриотизма среди молодёжи.

Основным препятствием для создания российской нации служит то обстоятельство, что ранее, ещё в советское время, уже были созданы нации в национальных республиках страны. Существует и русская нация, интересы которой охватывают всю территорию России (и ряд соседних регионов с плотным русским населением)  и, поэтому, входят в естественное противоречие с интересами проживающих там других коренных наций. Живёт в нашей стране и немало представителей некоренных наций, центры которых находятся за пределами России. Есть и значительные остатки бывшей «советской нации», частью идеологически переориентировавшиеся на Запад, а частью сохранившие коммунистические убеждения.

Примирить интересы всех этих наций и объединить их (разумеется лишь частично) в нечто целое – главная задача наших дней. Насколько это удастся – покажет время.


(книгу можно найти на сайте Букс.ру)