Зал для официальных приемов

Дина Максимова
Невская анфилада здания Старого Эрмитажа, идущая от Советской лестницы, начинается Залом для официальных приемов. Первоначально помещение было создано Ю.М. Фельтеном и служило Бильярдной. Новую функцию и декор получило оно после перестройки здания А.И. Штакеншнейдером в середине девятнадцатого века. В тот период весь второй этаж здания Старого Эрмитажа предназначался под жилые покои наследника престола Великого князя Николая Александровича. Безвременная кончина Цесаревича от туберкулеза в 1865 году в Ницце не дала осуществиться этим планам. Первоначально комнаты были превращены в «запасные», для размещения иностранных гостей. В 1885 году здесь выставляли полотна Французской школы живописи, но уже в 1899, после незначительных изменений анфилада была превращена в «седьмую запасную половину Зимнего Дворца».

Зал для официальных приемов сохранил убранство середины девятнадцатого века. Торцовые стены украшены колоннами зеленой яшмы, между которыми распложены камины из цветных мраморов. Остальные стены украшают пилястры с бронзовыми орнаментами и живописными вставками.

Особо утонченный вид придают залу двери, выполненные из драгоценных пород дерева, центральные части створок украшены овальными медальонами с фарфоровыми вставками. Наддверное пространство украшено живописными изображениями на тему Времени суток, выполненные художником Михаилом Александровичем Зичи. Завершает ансамбль лепной декор потолка, лаконично включающий шесть картин живописца Николая Иванович Тихобразова.

В настоящее время зал используется для демонстрации Итальянских полотен периода Проторенессанса (XIII – XIV вв.) Среди наиболее примечательных экспонатов левая створка диптиха со сценой Благовещенья, Симоне Мартини.