Канадские нез-персе

Григорий Коротков
                «КАНАДСКИЕ»  НЕЗ-ПЕРСЕ

 Существует целая «пропавшая» глава в путешествии нез-персе - «Проколотых Носов» из штата Вашингтон через Айдахо и Йеллоустонский парк, которое в конечном итоге привело к сдаче ВОЖДЯ ДЖОЗЕФА и других оставшихся в живых на Бэр-По, после сражения рядом с современным Чинуком, недалеко от канадской границы.
    Традиционные исторические подробности о побеге нез-персе от Йеллоустонского парка через Санлайт-Бейзин Вайоминг к их последующей битве Каньон-Крик в восьми милях к северу от Лаурела - крайне отрывочны. Рассказывают, что кроу тайно помогали бежать племени нез-персе - на всем пути от бассейна реки Санлайт в Малых Снежных горах - а несколько горных кроу остались с группой Вождя Джозефа вплоть до конца, и помогли 150 или около того, людям нез-персе бежать в Канаду, в то время как остальные были окружены солдатами и пушками на Бэр-По.

    В устной истории как среди кроу так и нез-персе, участники тех событий ясно показывают, что разведчики кроу прикрепленные к армии США информировали об отдаваемых приказах и планах, создавая помехи, которые помогли побегу нез- персе. Семьи горных кроу - в отличие от речных - даже брали детей нез-персе, чтобы уберечь их от тягот отступления и стычек с войсками.
    Горные кроу состояли в союзе с нез-персе с конца 1700-х годов, и приняли для себя одинаковый стиль в одежде и причёсках. Два вождя нез-персе, ЗЕРКАЛО и БЕЛАЯ ПТИЦА, находились среди 40 палаток сражавшихся на стороне кроу в 1869 году битве в устье Прайор-Крик против сиу и шайеннов. Разведчики нез-персе даже смогли проникнуть в армейские лагеря, где их кормили информацией и пищей. «Синие солдаты не знали, что в это время, они фактически дают им (нез-персе) пайки, боеприпасы и информацию», потому что солдаты не могли отличить их от горных кроу.
 
   В дополнение к манёврам по уклонению от сил армии США, которые могли использовать такие технологии как телеграф, группы Проколотых Носов также лавировали между лагерями своих врагов шошонов - в настоящее время район Бриджера, и шайенов - около Форсайта. Рядом со Снежными горами, нез-персе угнали лошадей из лагеря речных кроу. «В этом отношении между кроу и нез-персе еще много враждебности». Преследуемое племя надеялось, что горные кроу присоединятся к ним в открытом бою. На совете близ современного Биллингса, кроу решили помочь побегу Проколотых Носов, но открыто присоединяться к ним было бы самоубийством.
    После большой битвы Биг-Холл, это место в настоящее время является юго-западной Монтаной, американские военные завербовали в конторе Ливингстона около 60 разведчиков кроу. Они постепенно стали исчезать, а иногда вели разведку в пользу нез-персе. В конце концов, в армии остались только 20 скаутов горных кроу и многие из них работали в качестве двойных агентов. 

      На реке Миссури в центральной Монтане 23 сентября 1877, бегущие в Канаду вождь Джозеф и индейцы нез-персе столкнулись на Коу-Айленд с 11-ю солдатами 7-го пехотного полка сержанта Моилчерта. Большую часть ночи солдаты и индейцы вели перестрелку. Утром индейцы забрали необходимое для них армейское снаряжение, а всё остальное сожгли. К середине утра они переехали на Коу Крик, направляясь к канадской границе. В стычке были убиты двое гражданских и один рядовой. О потерях индейцев не сообщается.
    25 сентября 1877 г. майор Гвидо Илджес 7-го пехотного полка и 24 разведчика столкнулись с 700-800 индейцами нез-персе. После своей стычки с армией на Коу-Айленд(река Миссури), нез-персе двигаясь на север по каньону Коу-Крик, вскоре обогнали 15 фургонов товарного каравана. Они собирались купить у них продукты, когда появился майор Илджес со своими разведчиками. Индейцы со скал открыли огонь, а люди из каравана разбежались. Лейтенант Хардин с отрядом солдат развернул гаубицу, но прежде чем они смогли прицелиться, индейцы уже сожгли повозки и уходили дальше на север. В столкновении было убито двое гражданских.
               
    В нескольких километрах от Канады, в Монтанских горах Бэр-По(«Медвежья Лапа»), группы нез-персе остановились, чтобы отдохнуть. Этот район был хорошо им известен, так как они посещали его во время своих охотничьих и торговых экспедиций на равнины. Они называли эту область Tsanim Alikos Pah («Место, где Навоз для Костров»), и знали, что Канада находится в сорока милях отсюда.
     Утром, Вотолен(Wotolen) сказал людям, что он видел сон об этом месте, и во сне небо было темным от дыма сражения, а воды ручья бежали красные от крови. Когда разведчики сообщили, что видели приближающиеся американские войска, многие из нез-персе начали поспешно собираться. Зеркало(Looking Glass), основной военный лидер, сказал, что не нужно никакой спешки, и у них ещё много времени. Зеркало снова ошибся, а видение Вотолена было правильным.
    В начале атаки, несколько нез-персе – тех, кто находились за пределами стойбища, уже не вернулись. Некоторые люди начали разбирать лагерь, и по крайней мере 40-70 человек сбежали из стойбища на лошадях, гоня перед собой большой табун. Джозеф сказал одной из своих дочерей, чтобы она поймала лошадь и присоединилась к тем, кто бежал на север. Он взывал, чтобы они торопились.

    Одна группа нез-персе, руководимая ветераном войны вождём Белая Птица, под покровом ночи и прикрытием метели сбежала от солдат. Белой Птице - уважаемому знахарю и лидеру, в это время было около 49 лет. На протяжении конфликта он был последователен в своей решимости скрыться в Канаде. Под покровом темноты, они собрали свои одеяла разбросанные вокруг, и ушли пешком. По рассказам, в тот момент, некоторые солдаты увидели их, но не стали стрелять. Вотолон позже сообщил: «Мы несли только немного еды. Мы не могли быстро двигаться, потому что с нами были женщины и дети».

    Белая Птица сообщил, что убежали 103 воина, 60 женщин и 8 детей. Собаки не пошли с ними, что было весьма необычным. Десять дней люди путешествовали с небольшим количеством еды и часто в условиях метели.
    5 октября 1877 года, после шести дней осады войсками американской армии и артиллерии, известной как битва у Бэр-По, вождь нез-персе Джозеф принес свою винтовку полковнику Нельсону Майлзу и официально сдался. Согласно армейским отчётам в общей сложности капитулировали 418 нез-персе: 87 мужчин, 184 женщин и 147 детей. Среди тех, кто сдался, был Halahtookit (Дневной Дым), сын капитана Уильяма Кларка, а также его дочь и внучка. Для большинства книг по истории, это ознаменовало конец «Войны нез-персе», одной из двух официально обозначенных индейских войн.
 
   Американская армия хотела представить «Сражение Бэр-По» как великую победу и окончание «Войны Нез Персе». Таким образом, армейские донесения сильно приуменьшили количество сбежавших нез-персе, особенно в группе Белой Птицы. Историки предполагают, что американские военные руководители не знали, что почти 300 человек бежали с места боя. Армейские записи упоминают, что «несколько» индейцев ушли.
    Что касается «немногих», кому удалось сбежать, армия разослала отряды солдат с приказом убить или захватить каждого нез-персе, которого удастся найти. Армия также наняла воинов ассинибойнов и гровантров искать и убивать любого нез-персе, которые не сдались. Полковник Нельсон Майлз написал: «ассинибойны убивают нез-персе, после того как я послал им сообщение, что они могут сражаться с любым из сбежавших и забрать их руки и лошадей». Полковник Майлз пообещал местным жителям 25 лошадей из табуна нез-персе плюс 500 $, для того, кто доставит Белую Птицу живым или мертвым.

    К 1877 году Канада не препятствовала индейцам, искавшим убежища от американской военной агрессии. После войны 1812 года, войн дакота 1860-х, и недавней войны сиу 1877, многие индейцы пересекли международную границу известную как «волшебная линия» - спасаясь от американских войск. Канада имела иной подход в отношениях с индейцами. В то время как Соединенные Штаты стремились к военному решению, которое требовало демонстрации большой силы, используя тысячи солдат, и подчеркнутого возмездия, а не справедливости, Канада использовала только горстку людей, известных как «монти» (Mounties) - Северо-Западная Конная Полиция.
    Северо-Западная Конная Полиция была сформирована в 1873 году для установления законности и правопорядка на Северо-Западных Территориях. Монти, как они стали называться, использовали консультации и переговоры, стараясь избежать конфликта, а не разжигать его. Они искали справедливости в своих отношениях с племенами.
    После битвы Бэр-По в Монтане, беглецы нез-персе начали пересекать «волшебную линию», уходя в Саскачеван, Канада, чтобы попасть в лагерь сиу Сидящего Быка. Нез-персе соблюдали осторожность, так как сиу были их традиционными врагами, но те приветствовали их и взяли в свои палатки, обеспечив пищей и одеждой.

    Нез-персе никогда не были друзьями лакота сиу. В самом деле, в сложившемся на равнинах союзе наций нез-персе дружили с кроу, которые враждовали с лакота. Несомненно, помогая своим друзьям воинам кроу, не один нез-персе пал от руки воина лакота. Попав в Канаду, «проколотые носы» сильно сомневались, какой прием им окажут сиу ...
    Белая Птица не знал, будет ли он в безопасности направившись в лагерь Сидящего Быка, и посоветовавшись с последователями они пришли к выводу, что их могут убить индейские враги, так же как белые.

    Подойдя возле реки Милк к лагерю метисов, они наняли там одного человека, чтобы он привёл их к Сидящему Быку. Направляясь в сторону лагеря сиу, они вышли на индейца охотника за бизоньими шкурами. Сначала охотник показался стеснительным, но после долгих переговоров рассказал Белой Птице, что он сиу, и пришел из лагеря Сидящего Быка. Белая Птица попросил его сходить к Сидящему Быку и рассказать, что нез-персе хотят его увидеть; они являются беженцами, которые ищут защиту от войск США. Охотник на бизонов отправился в путь, а нез-персе медленно пошли в том же направлении. Пройдя несколько миль, они заметили приближающийся к ним большой отряд конных индейцев. Они насчитывали почти 3000 воинов(?) и мчались на полной скорости. Чуть впереди основной группы, на великолепном военном коне ехал индейский воин. Оказавшись в пределах слышимости, нез-персе скомандовали остановиться. Сначала воин знаками спросил Белую Птицу, к какому племени тот принадлежит. Белая Птица ответил, что он из нез-персе.
    Тогда воин заявил: «Я Сидящий Бык, а они» - указывая на своих последователей, - «мои воины». Затем Сидящий Бык подошел и пожал руки Белой Птице и его воинам. После приветствия, он сказал: «Ваша кожа, как у меня, ваши волосы, как у меня, мы с вами чистокровные краснокожие, и я скорблю, что у нас, ложью и воровством отняли нашу страну».
 
   Хотя индейцы и находились теперь к северу от линии границы, они постоянно ожидали нападения солдат армии США. Сиу до сих пор спокойно жили в Канаде, но они не знали, что в настоящее время могут предпринять так много солдат, находившихся рядом с ними, возможно, они будут преследовать индейцев и придётся дать бой. Сидящий Бык, выслушал рассказ о сражении на Бэр-По, сказал:
    «Если бы я знал, что ты окружен солдатами у гор Бэр-По, я конечно же помог бы тебе. Но теперь ты здесь, и пока ты со мной, я не позволю американцам взять у вас даже ребенка, не сразившись при этом со мной».
    Сидящий Бык принял в подарок от Белой Птицы семь лошадей. Нез-персе приветствовали в лагере сиу, там они получили от Сидящего Быка и его последователей тёплый приём и заботливый уход.
«Они (лакота) дали мне все, что я попросил, как если бы я был одним из их детей» - сказал потом воин нез-персе Желтый Волк.
 
    22 октября 1877 года, командир Северо-Западной Конной Полиции Джеймс Уолш собрался на совет с нез-персе возле Вуд Маунтин, Саскачеван. Встреча состоялась в центре лагеря сиу Сидящего Быка, где вождь нез-персе Белая Птица рассказал о борьбе своего народа и как они пришли просить убежища в Канаде. Уолш насчитал 290 беглецов нез-персе, проживающих среди сиу: 90 мужчин и 200 женщин и детей. История этих беженцев - почти половины нез-персе, которые пережили свой долгий боевой путь из Орегона и Айдахо, через Национальный парк Йеллоустон и Монтану - часто опускается в учебниках истории.

    В 1878 году американский разведчик, Кристофер Гилсон(Gilson), посетил в Саскачеване беженцев нез-персе. Полковник Нельсон Майлз дал указания Гилсону, найти дочь вождя Джозефа, Kapkap Ponmi. Он познакомился с ней и подарил фотографии ее отца. Скаут доложил американцам, что нез-персе готовы вернуться домой. По его докладу:
«Они стремятся вернуться и просили меня, привести для встречи  кого-нибудь из их племени, чтобы они могли вернуться. Дочь Джозефа доброжелательна и хочет увидеть своего отца».

    В результате доклада Гилсона, трое заключённых нез-персе: Желтый Бык, Husis Kute и Esoweaz, совершили путешествие из лагеря сдавшихся нез-персе в Канзасе, до стойбища Белой Птицы в Саскачеване. Американцы хотели, развеять слухи о том, что пленённые люди Джозефа подвергаются жестокому обращению. Трое заключенных путешествовали без военного эскорта.
    Эти трое мужчин были отобраны не случайно, по мнению американцев, они обладали влиянием, и могли убедить Белую Птицу вернуться в Соединенные Штаты. Желтый Бык был шурином Белой Птицы; Estoweaz - уважаемый воин известный своей правдивостью; в то же время Husis Kute на самом деле был по происхождению Palouse, но считался духовным лидером.

   Три эмиссара нашли лагерь нез-персе располагавшийся вместе с сиу в Сэнди-Хиллз. Они находились там больше недели, а затем Белая Птица, и ещё семеро других приехали в форпост Северо-Западной Конной Полиции - Форт-Уолш, чтобы встретиться с американскими парламентёрами.
    Американский представитель, первый лейтенант Джордж Уильям Бейрд заявил Белой Птице: «Джозеф и его люди получат хорошую резервацию и будут жить в комфортных условиях».
    Он подошёл и сказал: «Если вы хотите, вернуться со мной, я возьму тебя, и вы отправитесь в ту же резервацию, где Джозеф. Американцы ваши друзья, и хотят, чтобы вы вернулись в старый дом, а если вы этого не хотите, вы поедете в какую-то другую хорошую резервацию».
    Husis Kute сказал: «Джозеф не хочет идти дальше на юг, потому что это не здоровое место; его люди умирают даже в Ливенворте. Джозеф сдался только чтобы спасти свой народ, так почему он должен идти дальше на юг, чтобы его люди погибли?»
    Американцы пытались убедить Белую Птицу, сказав, что, если он присоединиться к Джозефу в Ливенворте, то вождю могут разрешить вернуться в Айдахо, но если Белая Птица не пойдёт на юг, то Джозефу не позволят вернуться домой. В действительности, у американцев не было никакого намерения возвращать на родину людей Джозефа, они имели чёткие намерения держать их в плену в Оклахоме.
    В завершение совета Белая Птица сказал: «Вы вернётесь и приведёте вождя Джозефа в Айдахо. Я узнаю это, когда услышу от него самого. Сделайте это, и я обещаю сдаться. Я приду в Айдахо, даже если мне придется идти пешком».
    Позже, в интервью с Дунканом Макдональдом из The New North-West, Белая Птица сказал: «Соединенные Штаты признают индейцев, как нацию, а не рабов. Почему они хотят держать нас взаперти в плохом климате, который убьёт за короткое время».
 
   В 1878 году группа из 29 нез-персе во главе с Воттоленом(Wottolen) покинула Канаду. В отряд входила Капкап Понми(Kapkap Ponmi)- дочь вождя Джозефа, Желтый Волк - который также был членом группы Джозефа, Peopeo Tholekt, и Черный Орел (сын Воттолена). В этой группе было только пять воинов, у каждого из них имелось примерно по 10 патронов к своим ружьям. Этот небольшой отряд проделал свой путь через Монтану, тут и там убивая скот, чтобы прокормиться. Когда они приблизились к реке Клируотер, солдаты из форта Mизула попытались заблокировать проход нез-персе в Айдахо. Отряд под командованием лейтенанта Томаса Уоллеса завязал бой с индейцами и утверждал, что убил шестерых и ранил троих.
    В 1879 году Воттолен после попытки привести свой народ обратно в Айдахо вернулся в лагерь Белой Птицы в Саскачеване. Затем Филипп Уильямс ушёл пешком примерно с десятком человек. Некоторые из них нашли убежище у флатхэдов в западной Монтане.

    Люди Белой Птицы переехали на запад, чтобы устроить новый лагерь возле карьера на берегах Пинчер-Крик на окраине резервации Пиеган в провинции Альберта, Канада. Здесь, в районе между землями пиеганов и постом Северо-Западной Конной Полиции, нез-персе построили себе жилища из тополиных и сосновых бревен. Среди не-индейцев этого района он стал известен как «лагерь нез-персе».
    В течение следующего десятилетия, нез-персе мирно жили в области Пинчер-Крик. Некоторые незначительные нарушения случались - например, в 1888 году, когда нез-персе известный как Скопа (Fish Hawk), был осужден за хулиганство в пьяном виде, и приговорен к одному месяцу каторги. Спустя тридцать четыре дня, Скопа снова был арестован за пьяный дебош, признан виновным, и снова приговорен к одному месяцу каторги.
     В 1892 году, лидер нез-персе Белая Птица был убит Hasenahmahhikt, известным у не-индейцев, как Нез Персе Сэм. Нез Персе Сэм по-видимому, считал, что Белая Птица, который был известен как шаман, оказывал вредоносное влияние на его семью, и убил вождя. Сэм четыре раза ударил Белую Птица топором, три раза в лицо. Его передали суду присяжных, который признал индейца виновным и приговорил к смертной казни.
     Методистский миссионер из Форта-Маклеод, преподобный Джон Маклин, был убежден, что Нез Перс Сэм убил Белую Птицу, защищая свою семью. На ежегодной конференции церкви Манитобы и Северо-Запада, её участники проголосовали за разрешение просить о помиловании для Нез Персе Сэма и представили в Оттаву ходатайство, в котором было более чем 700 подписей, с просьбой о смягчении приговора.

    В следующем году Нез Персе Сэм умер в тюрьме по естественным причинам. Некоторые утверждали, что находясь в депрессии, он голодовкой довёл себя до смерти. В 1895 году, Пит Сэм и Джек Сэм, сыновья Нез Персе Сэма, были арестованы за взлом дома и кражу одежды. Их приговорили к месяцу тюрьмы. В 1898 году, Сара, которая описывается как «последняя женщина нез-персе» в области Пинчер-Крик, умерла от туберкулеза. Ее дочери были отправлены в резервацию нез-персе в Лапуэй, Айдахо, чтобы жить со своими родственниками.
/частично из The Nez Perce In Canada http://nativeamericannetroots.net/diary/1362

*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте"