Кентавры, волки и Боги Эллады. 8часть

Юрий Турлыков
 
Самым полным и компактным источником сведений о греческой мифологии  являются  произведения Гомера: "Илиада" и "Одиссея". Период жизни древнего сказителя датируют 8 веком до нашей эры. События. описанные в "Иллиаде" о троянской войне действительно происходили, и ранее считавшийся мифическим  плодом воображения город Троя был найден в  1870 году  немецким энтузиастом и археологом самоучкой Генрихом Шлиманом. Город царя Приама был найден буквально с поэмой "Илиада" в руках, которой он руководствовался как картой. Кроме подтвержденного факта о действительно происходившей войне между греками и троянцами 12 тыс. лет до н.э.  поэма насыщена  сюжетами  о деяниях богов, которым поклонялись древние греки  и подвигам героев. Поэма "Одиссея" также  изобилует сюжетами о богах и героях.
Сказитель Гесиод, живший в 7-8  веках до нашей эры в поэме "Теогония"  ("происхождение богов") собрал и свел воедино мифы и генеалогии богов. Поэма начинается с обращения к музам ("мыслящим"), затем идёт повествование о зарождении мира, о появлении и деяниях титанов, олимпийских богов и подвигах героев.
 
Естественно, что эти образы и сюжеты не были придуманы сказителями, подобно фантастическим рассказам,  а воспроизведены поэтическим даром , как знания, пришедшие из глубины тысячелетий. Для современников Гомера и Гесиода мифические сведения преподнесены в уже окончательном виде, когда между составляющими миф элементами  были установлены не только хронологические, но и самые разнообразные смысловые связи, которые с самых ранних времен человечества, из века в век, из тысячелетие в тысячелетия  подвергались обработке. Но уже дошедшие до всех последующих поколений образы мифов стали  основой, на которой построена  великая европейская культура. На  сюжетах мифов рожден театр, черпали свое вдохновение  художники, композиторы, поэты, это была среда  размышления величайших умов античности и средневековья. И это касается не только древнегреческих мифов. Практически у всех народов Земли   есть абсолютно схожие мифологические образы и сюжеты.
В чем же привлекательная мощь древних мифов, буквально сгенерировавших культуру человечества?   Не в том ли, что глубинная структура человеческой личности, его  подсознательная сущность устремляется к первообразам мифов, черпая из них вдохновение.
По терминологии великого швейцарского философа, основоположника психоанализа  Карла Густава Юнга главные персонажи и сюжеты  мифов донесены до современников, как универсальные для всех культур, времен и народов архетипы  ( др. греч. "первообраз"), которые имеют определенные характеристики коллективного подсознательного .  Архетип это – наиболее глубокий слой личности, который являет собой особое хранилище скрытых следов памяти предков, инстинктов от момента первых людей. Здесь хранятся мысли, имеющие отношение к нашему эволюционному прошлому, и благодаря наследственности эта часть является общей для всего человеческого.
Боги Гомера и Гесиода конечно же соответствовали мировоззрению их  современников.
 В 8 веке до н.э. Эллада, как ее называют греки, а себя  эллинами, сделала большой шаг от первобытности к цивилизации. Появились  города, государственная  власть, имущественное неравенство, была освоена  письменность, благодаря чему произведения сказителей сохранились для последующих поколений.
Эллины создали самобытную культуру, которая послужила фундаментом современной европейской цивилизации.
 Эллины  верили, что их главные боги живут большой семьёй в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Как и греческая знать, олимпийские боги
 проводили время в пирах и развлечениях. Они обладали всеми человеческими качествами: добротой, коварством, мстительностью, ревностью, жестокостью, своенравием.  Они вмешивались в дела людей и участвовали в их войнах.
 Три брата – Зевс, Посейдон и Аид – поделили между собой власть над миром.  Зевс стал господствовать на небе, Посейдон – на море, Аид – в царстве  мёртвых, а их многочисленные дети олицетворяли конкретные стихии и явления природы. Среди довольно многочисленного сонма существовали боги различного ранга, представлявшие  понятия, качества, чувства. Отдельные боги являлись покровителями  разный видов  деятельности эллинов, и патронировали их обязанности.  Многие  слова, предметы обихода, характер взаимоотношений и связей между людьми были связан с именами богов.
Среди них выделялись 12 главных олимпийских богов.
1. Главным  богом на Олимпе был Зевс. Он управлял небом, громом и молнией. Зевс считался охранителем  договоров и клятв, покровителем  бедных и бездомных.
2. Жена Зевса Гера была самой могущественной богиней Древней Греции. Ее  считали покровительницей брака. Гомер описывал ее как мстительную и  ревнивую.
 3. Аполлона считали покровителем солнца. У него было много разных талантов, среди которых можно выделить умение играть на любых музыкальных инструментах, а также стрелять с высокой точностью. Всегда был окружен  музами искусств.
4. Артемида являлась богиней охоты. Греки также считали ее покровительницей плодородия. Ее несменными спутницами были нимфы.
5. Дионис  был богом плодородия и виноделия. Он часто путешествовал по миру с многочисленной свитой пьяных сатиров и учил людей готовить вино.
6. Гефест – олимпийский бог огня и кузнечного ремесла. Его изделия были  невероятно красивыми и прочными. К отличительным чертам внешности можно отнести хромоту.
7. Арес - агрессивный и часто неконтролируемый бог войны. Он принимал  участия в сражениях, поскольку получал удовольствие от убийств.
8. Афродита была прекрасной покровительницей любви. Никто не мог не  влюбиться в нее. Согласно мифам появилась она из морской пены.
9. Гермес  был главным проводником душ в другой мир. Считали его также  вестником богов. Ценили его за изворотливость и хитрость, что не раз  выручало его в сложных ситуациях.
10. Афина была покровительницей справедливой войны. Ее вечным противником был Арес, который не раз был побежден умной Афиной. Выделялась она своей мудростью и расчетливостью.
11. Посейдон считался богом морей. Ему поклонялись в первую очередь моряки, торговцы и рыбаки, поскольку их деятельность непосредственно зависела от моря.
12. Деметра была покровительницей всего живого на земле.  Ее приход  ассоциировался с весной. Ее атрибутами считался рог изобилия, колосья и мак.
 13 -ый  бог царства мертвых Аид редко поднимался из своих подземных  чертогов. Лишь свою жену, прекрасную  Персефону весной он отпускал на белый свет для встречи с ее матерью Деметрой.
Могучие  боги аристократы сохранили в своих ипостасях  черты архаичных  культов со времен, когда  самыми первым религиозным верованием людей был тотемизм, - вера в сверхъестественное родство,  существующее между  определённой группой людей - родом и каким-либо видом животных, реже  растений. В процессе наблюдений за своей деятельностью, люди обратили  внимание на сходство отдельных черт характера родичей с повадками животных, проявлением природной стихии. Члены  родов считали себя связанными каким-то особым родством с тотемным животным,  считали  его "отцом" и "старшим братом". Это верование было мощной психологической поддержкой: избавляло от страха смерти, поскольку первобытные люди верили, что человек не прекращает жить, а перевоплощается в тотемное животное, сбрасывая слабую человеческую оболочку.  Тотемные животные, в свою очередь, могли приходить на помощь своему роду, превращаясь в людей. Это нашло в дальнейшем своё отражение в сказках (например, перевоплощение Серого Волка в русской сказке). Тотемизм включал и первые моральные принципы, например, система табуирования – запретов на убийство тотемных животных, и даже произнесение в их адрес злых  слов.
Иногда запрещалось называть имя животного. Медведь не название этого зверя, а иносказание – зверь, ведающий, где имеется мёд.
Так, Зевс был связан с волком, но так же перевоплощался в быка, лебедя, а  его  птицей  считается орел - символ величества и власти .
Главной ипостасью  его супруги Геры  была корова, а среди  своих  приближенных имела  павлина, козу и кукушку - символ весны.
Аполлон изображался с волком и мышью у ног.
 Богиня охоты Артемида часто связывали с медведицей, рядом с богиней была  целая свита: лев, пантера, медведь, лань, голубка Как охотница она покровительствовала  собакам.
 Афина  всегда имеет при себе птицу мудрости сову, а также змею, галку и  петуха.
Бог Дионис время от времени является в образе козла, быка, орла, пантеры, льва. В шествии Диониса, носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса — Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они всё сокрушали на своём пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Диониса-Бромия ("бурного", "шумного"). Из религиозно-культовых обрядов, посвящённых Дионису (греч. tragodia, букв. "песнь козлов", т.е. козлоногих сатиров — спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия.
Бог войны Арес принимал облик вепря, его сопровождают петух и дятел, а так же два его сына-волка Фобос  -"страх" и  Деймос  -"ужас"
 Богиня радуги Ирида, богиня юности Геба, богиня победы Ника — женщины с птичьими крыльями.
 Атрибутом Гермеса покровителя скотоводства был ягненок. Поскольку Гермес, кроме того, является вестником богов, покровителем торговли и  государственных дел, ему посвящены еще петух и собака.
  Собаки посвящены также Гекате (Гравии) — богине мрака и волшебства. Атрибутом бога врачевания Асклепия и его постоянным спутником была змея.

В центральной части п-ова  Пелопоннес находится территория особой, чарующей области,- Аркадия.  Пышные долины,   между вечнозелеными горами с гроздьями цветов на склонах, таинственными гротами. водопадами и струящимися ручьями, скалистыми  берегами , нависающими над золотистыми пляжами лазурного моря  во все времена не оставляли сомнения, что именно здесь обитают нимфы, и когда то рождались боги.   
Аркадское предание повествует  о происхождении здесь первого человека -  Пеласга который и стал первым  царем Аркадии. "Отец истории", великий  Геродот, сообщает, что Эллада именовалась ранее Пеласгией, т.е. страной  пеласгов. Кроме того пеласги обитали на Балканах, в северной части п-ова  Пелопоннес (не говоря уже о центральной Греции), на Крите, в Трое, а также и на других островах Эгейского моря и эгейском побережье Малой Азии. Римляне их называли этрусками, а сами себя они называли расена. Мифы  Аркадии повествуют, что именно Пеласг научил людей строить жилища,  защищающие от непогоды, а также изготавливать одежды из шкур. Кроме того, он отучил своих подданных от употребления в пищу листьев, травы и кореньев.
Сыну Пеласга от нимфы Мелибои  Ликаону- ("волку") приписывалось основание древнейшего из городов Эллады и всей ойкумены Ликасуры. Первым этот город узрел Гелиос, пролетая по небу на солнечной колеснице, а затем люди стали воздвигать города по образцу Ликасуры и в других местах. Учрежденные в городе Ликейские игры были древнее всех других состязаний атлетов, в том числе Олимпийских, учрежденных Гераклом в честь верховного бога Олимпа Зевса.
 Название местности Аркадия  произошло от Аркада, сына Зевса и Каллисто,  дочери  Ликаона.  У него было 50 сыновей и дочерей, одной из которых была Каллисто ("прекраснейшая").  В числе спутниц она сопровождала богиню  Артемиду-охотницу  и так же, как ее госпожа дала обет остаться девственницей. Сам Зевс полюбил ее и от связи с  ним она забеременела. Чтобы утаить свою возлюбленную от своей ревнивой супруги Геры и дочери Артемиды, которая жестоко наказывала нарушивших обед девственности, Зевс превратил прекрасную любовницу в медведицу. Когда Каллисто разрешилась от бремени, на свет появился сын Аркад ("медведь"). Но случилось так, что Каллисто в облике  медведицы поймали охотники и вместе с сыном отдали  Ликаону. В те древние времена люди и сами были полубогами, и нередко общались с олимпийцами.  Ликаон запросто навещал богов и принимал их у себя дома. 
 Но однажды, желая испытать всеведение Зевса, во время пира по случаю Ликейских игр он подал богу в качестве жертвы жаркое  из  младенца Аркада. Разгневанный Зевс испепелил жилище убийцы своего сына,  а    Ликаона  и его детей   превратил  в волков. Затем он воскресил Аркаса. Мальчик  вырос и стал храбрым и сильным юношей, замечательным охотником.  Воспитанный Майей   ("матушкой", "кормилицей") и ее сыном  богом Гермесом,  Аркас не знал свою мать Каллисто. Однажды Аркас возвращался с охоты и Гера наслала на него большую медведицу.  Аркас  уже нацелился на нее, но что-то остановило его - мысль о матери заставила опустить лук. Это Зевс вовремя подоспел на помощь и не допустил смерти Каллисто от рук сына.
 Желая спасти возлюбленную, он схватил медведицу за хвост и забросил на небо. Любимую собаку Каллисто Зевс не стал разлучать с хозяйкой и тоже забросил на небо, придав ей облик медведицы, но поменьше. Так оказалась красавица Каллисто  вместе со своей любимицей среди звезд, где и по сей день привлекает своей красотой взоры людей.
Своего сына Аркаса, как повествуют легенды, Зевс тоже поместил на небо — в созвездие Волопаса , превратив его в звезду Арктур или Арктофилак  ("сторож", "страж"), чтобы сын всегда охранял свою мать.
 
Мифология  изобилует чудом спасенными детьми, или воспитанными  вне семьи среди дикой природы.  К ним относится главный  олимпийский  бог   великий Зевс,  бог огня Гефест ("вулкан"), бог врачеватель  Асклепий ("вскрытый" ),  Ахилл ("печаль народа"), Эдип  (“со вспухшими ногами”). , близнецы Пелий ("безжалостный") и Нелей ("темный) , Ясон ("целитель"), Персей ("егоза", "непоседа"),  Тесей ( "быть сильным"),  Диоску;ры ("отроки Зевса") братья  близнецы  Кастор ("бобр")   и Полидевк ( "много сладости") и др.

Яркими образами, олицетворяющими дикую   природу у эллинов были кентавры. Они представлялись существами с головой и торсом человека, имеющие  вместо человеческих ног конское тело и соответственно четыре  ноги с копытами и хвост. На амфоре 8 века до н. э. изображена . битва героя Тесея с кентавром, а это означает , что во времена сказителей Гомера и Гесиода  эллины  уже успели развить мифологию, вобравшую в себя образ  полулюдей -полуконей.
Так как греки гомеровской эпохи не ездили верхом, предполагается, что первый кочевник - кавалерист    с востока, которого они увидели, показался им чем-то единым с его конем и воплотился  в образ кентавров. Но когда это могло произойти?
Только  в 10-м веке до н.э в Ассири  придумали использовать для преследования врага и разведки кавалерию. Первые конные варвары - киммерийцы - объявились  в 8-м веке до н.э. И только сто лет спустя стало слышно и о скифах кочевниках, передвигающихся верхом на лошадях. В этот же период с искусством верховой езды ознакомились жители Ирана, Малой Азии и Туркестана. Спустя еще столетие-другое, всадники появились в Греции.
Можно сделать вывод, что совмещенный образ  человека  и лошади   имеет довольно короткую историю для мифотворчества , даже  если принять во внимание, что изображения существ,  похожих на кентавра, появились на Ближнем Востоке между 1750 и 1250 годами до н. э., которые  считались духами-хранителями, главным оружием которых были лук и стрелы.
Ни Гомер, ни другой древнегреческий поэт Гесиод, упоминая о кентаврах, не описывают их наружность, если таковой, разумеется, не считать характеристику "волосатые люди-звери".
  В мифах Эллады говорится, что ещё до появления на Земле людей кентавры мирно жили бок о бок с нимфами и с другими существами – сатирами и силенами .  Все они обитали в одной и той же местности – никакого антагонизма между ними не существовало.
Сатиры и силены  происходят от разных древних богов и сами представлялись полубогами.  Воображение древних их рисовало  косматыми существами , но с человеческими торсом и головой.
Силены имели конские уши, хвост, ноги и копыта. Благодаря своей конской породе силены были родственны кентаврам. Полукони силены были первоначально божествами рек, источников и мест, изобилующих водой и богатой растительностью, в противоположность козлорогим сатирам — демонам гор и лесов.
 Сатиры "Satur"- — происходит от корня "tur" "владыка"  рисовались покрытыми шерстью,  с козлиными рогами, и имели  козлиные ноги с копытами. .
 Древнейшим  и самым почитаемым сатиром был Пан, имя которого, по мнению древних греков означало "Всё". Кентавры глубоко чтили Пана и всегда приглашали его на свои празднества. Он же, в ответ, по-родственному любил  и нередко помогал им, выручая в опасных ситуациях: Пан, как известно, умел нагонять на людей и животных беспричинную жуть (то есть панический страх). Если преследуемый кентавр догадывался вовремя воззвать к  Пану, добрый и грозный бог почти непременно приходил на помощь. Бог  Пан владел  тайнами бытия, и не просто заведовал природой – он ею был.
Чаще всего Кентавры, Силены  и Сатиры рисовались  в мужском обличье, а представительницами женской половины считались прекрасные нимфы ("невесты" или "источник") жизни.  Воображение их рисовало  в виде девушек олицетворявших стихийные силы природы. Нимфы  источников назывались  наядами,  гор  ореадами и агростинами, нимфы лесов и деревьев — дриадами и гамадриадами, нимфы моря — нереидами. Самые древние – мелиады родились из капель крови Урана. Это говорит о том, что они по своему происхождению древней, чем главный бог Олимпа Зевс, который считался внуком Урана.
О семейных или любовных парах  кентавров, силен и особенно  сатиров    с невестами нимфами  существовало много историй,  поскольку эти косматые  существа просто боготворили своих прекрасных подруг. Они очень любили детей (это было их врождённым свойством) и, пока те были маленькими, отцы о них заботились не менее нежно, чем матери.
Дети нимф   нередко рождались человекоподобными и очень хорошенькими. Отсюда – многочисленные мифы о прекрасных младенцах, найденных охотниками или путниками в густом лесу. В мифах это были совсем не человеческие подкидыши, а дети нимф, оставленные ненадолго без присмотра родителей.

Кем же на самом деле были кентавры?
1. По мифам олимпийского  периода происхождение кентавров связано с богами  Аполлоном , Зевсом и его женой Герой. В переводе с греческого слово "кентавр" переводится, как  "убийца быков" или "охотник на быков", что явно говорит о наличии  охотничьих навыков у этих существ, а слова  "лошадь" в названии этих существ нет.  Следовательно образ  полуконя заменил  представление о более древних полузвериных существах.
По одному мифу лучезарный Аполлон,  сын Зевса и волчицы Лето,  являлся отцом двух сыновей: - Кентавра и Лапифа.   Лапиф  в переводе "дерзский". Матерью   братьев была нимфа Стильба "блеск".  Кентавр и Лапиф породили  обильное потомство,  так и появились на свете два народа,  которые стали называться по своим прародителям.
Нимфа  Стильба также была была возлюбленной бога Гермеса, сыном которых был  знаменитый Автолик ("одинокий волк"), великий   обманщик и вор,  который был родным дедом  Одиссея. В наследство своему внуку он подарил перстень с изображением волка. От своего отца бога Гермеса получил дар перевоплощаться и принимать любой облик, делать предметы невидимыми или изменять их до неузнаваемости  За эти качества был называем "хитрейший из эллинов". Был так- же выдающимся кулачным бойцом и борцом. Этому искусству он обучил Геракла, величайшего героя Эллады.
 Не всегда величественные боги аристократы имели  человеческое обличье, в древнейших культах  видны отголоски идей  этапа тотемизма  и совсем раннего времени, когда не отделявший себя от природы человек создавал образы человекоживотных.
 На существующий в самые архаичные времена  культ животных указывает наличие  у богов  священных животных,   покровительство  животным,  умение  превращаться в зверя.  В этом  видны отголоски  самых ранних этапов развития человеческого  общества,  когда сами  животные воспринимались  покровителями человека или группы людей - тотемами. 
Даже судя по рангу олимпийских богов  и их животным ипостасям   можно сделать вывод,  культ какого  животного имел особое значение в древности.   

У отца Кентавра Аполлона самым известным эпитетом был слово  Ликейский("волчий").  Аполлон, самый почитаемый в олимпийский период бог солнца и света, покровитель искусств, врачевания и предсказаний. Богу Аполлону  воздвигнут один из самых известных  храм-святилище в Дельфах,  храм  в Аргосе, храм в  Делосе и множество храмов и святилищ по всей Элладе.
В отношении  бога  можно наметить такую последовательность. В гомеровский период  Аполлон прежде всего мог превращаться волка, как его мать богиня Лето и отождествлялся с этим хищником - охотником.
В древнейшие времена  бог волк олицетворял взаимосвязь жизни и смерти, поэтому наряду со светоносными чертами он  был демоном смерти, убийства, требующий человеческих жертвоприношений.
Кроме лиры непременными атрибутами  бога Аполлона были смертоносные орудия убийства, - лук со стрелами.  Как и его сестра Артемида он был охотником. Само имя этого бога, негреческое по своему происхождению, было непонятным для греков и ассоциировалось ими с глаголом "apollyien»" - "губить, Этот бог  был профессиональным убийцей, стреляющий  своими смертоносными стрелами в людей и животных. Все древнейшие тексты говорили об ужасе, который испытывали перед ним природа, люди и даже боги.
Отцом Аполлона считался Зевс  Ликейский ("волчий"), главный из боговолимпийцев, -  бог неба, грома и молний, ведающий всем миром.   Свой эпитет Зевс получил    от названия горы Ликайон ("волчьей")  в Юго-Западной Аркадии, на вершине которой располагалось его святилище. Считалось, что в одном из гротов  горы он и появился на свет. Там же был родник "Хагно" (греч. Hagnos  - "Священный"). Почитание Зевса на вершинах гор связано с его ролью повелителя туч и дождя, имело общее название с культом Зевса Акрея (греч. Akraios — "Горный"). Эпитет  "Ликейский"  позднее стал сближаться с греч. Luxeios — "Светлый".
Зевс, "Подающий свет"(«Dios Luxeion"),ассоциировался с "Волчьим" (Lykeios). В  древней Элладе считали, что  Зевс превращается  в волка. Святилище "Зевса Волчьего" находилось в Мегалополе, в Аркадии.  В честь Зевса Ликейского в Греции проводили праздники — Ликейи, позднее, у римлян — Луперкалии (15 февраля; лат. Lupus — "волк").

По другому известному  мифу отцом первого кентавра  был  царь лапифов  Иксион, сын Флегия "огненного", который в свою очередь был сыном бога войны  Ареса и правнуком главных олимпийских персон Зевса и Геры. Иксион  представлен в мифах, как первый убийца своего родственника  - тестя.
Во время пира  у своего божественного деда  Иксион  воспылал любовью к самой владычице богов,   вечно юной Гере. Зевс подшутил над ним, подослав вместо своей жены  туманное облако, которому он придал ее  облик . И родился в этом странном браке Иксиона и фантома под именем Нефелла  сын Кентавр.  От него и произошло все дикое племя. Этот миф объясняет эпитет "тучеродные", которым античные авторы обозначали  кентавров. Но может быть эллины догадывались, что под словом "кентавр" подразумеваются не полукони, а другие существа?

Кроме звероподобных охотников на быков в мифах существуют образы культурных  кентавров.    От титана  Кроноса ("время") , отца Зевса и  океаниды Филиры,  принявших облик  коня и кобылицы  родился  кентавр Хирон.  В мифах ему уделяется особое внимание.
 В отличие от других кентавров, он выделялся благожелательностью,  отличался великодушием, щедростью и готовностью оказать помощь  слабому. Свое имя он получил  за искусность и  мастерство.  "Хирон" - производное от греческого слова "рука" .
Хирон прошел обучение у бога солнца Аполлона и богини охоты Артемиды. Так  же его другом считался бог Пан, который делился сни своими знаниями о природе. Хирон  настолько преуспел во всем, что вскоре стал учить других и был настолько искусным наставником, что сам Аполлон доверил ему  воспитание своего сына Асклепия, впоследствии  ставшего богом  медицины.
Великие герои Эллады и многие олимпийцы прошли через руки Хирона, обучаясь музыке и ораторскому искусству, художественному и кузнецкому ремеслам, врачеванию, гимнастике, всему, что в античном мире подлежало изучению и освоению. У Хирона обучались Геракл, Орфей, Братья Диоскуры, Ясон, Патрокл, Тесей, Актеон, Мелеагр, Кастор, Полидевк, Асклепий, а также сын Хирона Пелей и его внук Ахилл.
 
Своим наиболее почитаемым  богам Зевсу и Аполлону древние эллины давали много ярких и выразительных эпитетов. Тем не менее наиболее приложенными к именам этих главных богов олимпийского пантеона является слово "ликейский".
Это прилагательное  выделяет их ключевые особенности,-генеалогию ( у Аполлона мать в образе волчицы), место рождения (  детство Зевса связано с волчьей горой) и их животными ипостасями,- священными животными, в которых они превращались. В сюжетах мифов много персонажей с именем "волк" и егопотомками: Лик-сын титана Прометея, Ликаон, Автолик и т.д. 

Сопоставляя мифологические сюжеты  и образы можно сделать вывод, что в самые архаические времена, задолго до появления поэтических мифов:-

1)Прообразами   Зевса и  Аполлона были  тотемические животные в образе волка. Стаи волков имели те же охотничьи угодья, где обитали сообщества людей. Существуя рядом, они имели одних и тех же врагов, -крупных кошачьих.Наблюдательный древний человек, не мог не оценить  охотничьих навыков природных хищников, которые людям до поры были недоступны.      

2)Связь образов кентавра и волка отражена в древних названиях созвездий. Волк - это созвездие в южном полушарии. Его название означает на латинском языке Lupus "волк". Звезды созвездия Волк когда-то считались частью созвездия Центавра или кентавра Хирона. Самой яркой звездой Волка является Каккаб. Это историческое наименование светило получило в древности от арабов, в переводе это название означает "путеводная звезда". Греческий астроном Гиппарх во 2-м веке до нашей эры отделил созвездие от Центавра и назвал его Therion ("зверь").
До этого древние Вавилонцы называли созвездие Ур-Idim ("дикая собака"), а еще раньше шумеры называли это созвездие "чудовище смерти"

2) В древности маленькие дети часто оказывались без кормилицы, потому что рождение детей часто приводило к летальному исходу рожениц. Поэтому практически обреченных на смерть младенцев, да и более старших, оставшихся без присмотра и ставших обузой просто относили в лес. Случались чудесные случаи, впрочем известные и в современном мире, когда таких детей находили кормящие волчицы.
Женщины единственные из живых существ, рожающие в муках. А это является платой за прямохождение. В современном мире на 200 млн. рожениц ежегодно смертность наступает у 62,4 млн. женщин.
В мифах прослеживается взаимосвязь сюжетов и персонажей с действительно происходящими событиями в древности и возникновением верований.
По мифам  Эллады титанида Лето в образе волчицы рожала близнецов Аполлона и Артемиду в страшных муках. Богиня Артемида родилась первой и помогала своей матери во время длительных и трудных родить Аполлона. Поэтому Артемиду, ставшую акушеркой для своей матери, почитали как покровительницу родов. Женщины обращались к ней, именуя ее "исцелительницей боли" и "не испытывающей боли". Они молили ее облегчить их родовые муки и помочь родить ребенка либо даровать им "легкую смерть" от ее стрел.
Кормление Аполлона Лето доверила своей бабушке,  матери Лето  титаниде Фебе
-( от греч., photos  "блеск"). Поэтому второе имя Аполлона  Феб - "блистающий". А помогала ухаживать за Аполлоном сестра Фебы, титанида Фемида-богиня правосудия.  Слово "фемис"   от греч. "установление по обычаю"

В мифах о происхождении  Аполлона, Артемиды и кентавров особенным персонажем является волоокая  богиня  Гера ("охранительница" "госпожа"). Ей поклонялись, как покровительнице брака, охранительнице матерей во время родов. Однако одной из  ипостасей Геры является птица кукушка,которая олицетворяла одновременно приход весны и принадлежащая ей способность подкладывать свои яйца для высиживания и выкармливания другим птицам. Не случайно в мифах Эллады многие родившиеся боги и герои  являются приемными детьми.
3)прообразами кентавров были человеческие дети которых принимали в свою стаю
волки. Известно, что у волков, как ни у кого из животных развит материнский инстинкт. У женщин над инстинктом материнства превалирует социальная обязанность перед семьей и обществом, которая бывает дает сбои. Материнский инстинкт у женщин, на самом деле представляет собой мнение общества о том, как должна вести себя хорошая мама.

Волки живут семейными кланами. Внутри царит сложная и строгая иерархия. Руководит стаей волчица. Ее муж и старшие сыновья — основные охотники. Волки однолюбы, выбирают пару на всю жизнь и заводят другого партнера только в случае смерти первого. У волков очень сложные семьи. Начинается все с пары, когда встречаются самец и самка. У них рождаются детеныши, которые не сразу покидают семью. Они живут вместе с родителями. На их семейном участие может набираться 3-4 последовательных выводка. Волчицы из этих выводков не толко принимают участие в воспитании и кормлении щенков. У половозрелых самок, при наличии щенков-сосунков начинает образовываться свое молоко для вскармливания, так называемая ложная щенность. Не смотря на отсутствие беременности начинает активно вырабатываться пролактин, -гормон, ответственный за лактацию у матери. Это природное явление объясняется тем, что проживая в стае, волки  имеют лишь одну альфа-самку, которая рожает щенков. Все остальные самки должны поддержать свою главную самку в кризисной ситуации и прокормить своим молоком малышей. И если она долго отсутствует, то остальные самки приглядывают за щенками. В случае гибели альфа-самки ее щенков воспитывают другие волчицы. Получается, что ложная щенность — это  явление, которое в дикой природе является необходимым условием для выживания стаи.У других млекопитающих тоже присутствует феномен ложной щенности, но наиболее ярко проявляется у семейства псовых, к которым относится род волков. Наличие у волков 3-4 выводков молодых волчиц, появляющихся на свет последовательно через один год, увеличивает шансы выживания принятых в семью
младенцев.

Культ волка и его связь с рождением младенцев был широко распространен не только в древней Элладе.
Влияние греческой мифологии на римскую сказалось  примерно в VI—V веке до н. э. Об этом говорит соответствие пантеонов богов греческой и римской мифологий.
Однако корни римской мифологии берут начало в более древних  мифах, связанных с обожествлением сил природы, семьи, происхождения общины, а позднее  и города Рима.
Главной легендой древнего Рима является легенда о Ромуле и Реме,-которые считаются основателями "Вечного Города". 
Легенда о Ромуле и Реме сообщает, что их мать - Рея Сильвия была дочерью Нумитора,царя города Альба Лонги  , смещённого с престола его младшим братом Амулием. Чтобы у Нумитора не было законных наследников престола, его дочь Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на тридцатилетний обет безбрачия. Но на четвёртый год служения к ней в священной роще явился бог Марс ( греческий бог войны Арес), от которого Рея Сильвия родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр.  Случилось, что волчица с соседних холмов, бежавшая к водопою, улышав детский плач подошла к младенцам. Пригнувшись к близнецам, она дала им свои сосцы и была до того ласкова, что стала облизывать детей языком; так и нашел ее пастух, смотритель царских стад, звавшийся по преданию Фавстулом. Он принес их к себе, назвал  их Ромулом и Ремом и передал на воспитание своей жене Ларенции.
 
Ромулу и Рему скучно было быть пастухами и они стали разбойниками, собрав  ватагу друзей. Крестьяне любили разбойников за то, что они защищали их от притеснений Амулия. Царь приказал схватить братьев. Ромул отбился. Рема привели к царю. Царь отдал его на допрос Нумитору. Тот спросил юношу, откуда он. Рем рассказал то, что слышал от старого пастуха: о разливе Тибра, о близнецах в корзинке, о марсовой волчице. Нумитор понял, что перед ним — его внук. В это время за городской стеной послышался шум и лязг оружия: это Ромул с товарищами явился на выручку к брату. Нумитор и Рем открыли им ворота. Жестокий Амулий был убит. Царем Альба Лонги стал Нумитор, а братья-разбойники решили основать для себя и своих друзей новый город — на том месте, где когда-то их нашли на берегу Тибра волчица.

 Ежегодно 15 февраля у стен Рима в месте, где по преданию волчица нашла Ромула и Рема проводился праздничный обряд "Lupercalia" (лат. lupo — "волчица"), участие в котором обеспечивало  благополучное деторождение.  Начиналось все с жертвоприношений богам, затем из шкур жертвенных козлов нарезались бичи, их брали полуобнаженные и перемазанные жертвенной кровью юноши и шествовали к стенам Рима, где их ожидали римлянки детородных возрастов. Юноши нещадно лупили римлянок бичами из свежих шкур, считавших, что каждый удар повышает их шансы на зачатие и удачные роды.
Праздник Луперкалии связан с занесенным из Аркадии культом бога Пана Ликейского ("волчьего"), бога плодородия, отождествленного с римским божеством Фавном.
 14 февраля, накануне Луперкалий,  в Древнем Риме отмечался праздник в честь Юноны (соответствующей греческой Гере), богини брака, материнства и женщин. Она же — богиня „лихорадочной“ любви Juno Februata. В этот день девушки, написав свое имя на куске пергамента, бросали их в большую урну.
Холостяки, выбравшие себе пассию  из этой урны должны были провести этот праздничный день вместе с ней, танцуя и веселясь. Если судьба оказывалась благосклонной к случайным партнерам, союз по жребию перерастал в брачный.