Джозеф Филпот. Мое прощание с Церковью Англии

Инквизитор Эйзенхорн 2
МОЕ ПРОЩАНИЕ С ЦЕРКОВЬЮ АНГЛИИ
Джозеф Филпот (1835)

 Предисловие к первому изданию

У меня были три основных мотива к написанию нижеследующего письма, объясняющего причины, по которым я оставил свое членство в Англиканской Церкви:
1. Я в достаточном  перед детьми Божьими из разных мест, прежде всего перед теми, кто посещал мои проповеди, чтобы объяснить им, почему я в ущерб своей карьере оставил кафедру, с которой проповедовал в национальной церкви. Они увидят, что я больше не мог оставаться в государственной церкви с чистой совестью, и хотя мне было вовсе не легко совершить этот шаг, я не мог и не смел творить грех, чтобы возрастала благодать, или делать зло, чтобы из него вышло добро (Рим.5.20, 8.8).
2. Я предназначаю это письмо во вторую очередь для евангелического духовенства и для большинства тех, кто «не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан.1.13), и  несут обязанности, соответствующие принципам и практике Слова Божия и работе Святого Духа, в общинах,  принадлежащих к государственной церкви.  Я обращаюсь без колебаний ко всем конфессиям и ко всем рожденным свыше пастырям и членам Церкви Англии, и утверждаю, что они либо не знают о природе духовного Царства Христа и чистого Евангелия, либо их познание истины помрачено гордостью, алчностью, ленью или любой другой мирской страстью, которая проникла в их сердца. И я хочу серьезно предупредить их, что они не вправе заглушать свою совесть, ссылаясь на примеры таких учителей, как Топлэди, Ромэйн, Ньютон и Хокер, которые жили и умерли в общении с государственной церковью.  Слово Божье говорит: "ибо каждый понесет свое бремя» (Гал.6.5), и опять же: «не хвали себя, но кого хвалит Господь утверждается» (2 Кор.10.18  KJV).
3. В-третьих, я обращаюсь с этим письмом к общественности в качестве свидетельства и доказательства против невозрожденных людей, которые "считают, что благочестие служит для прибытка» (1 Тим.6.5), и, будучи епископами, диаконами, архидиаконами, ректорами, викариями, проповедниками, ассистентами и членами колледжей, едят тук и облекаются в виссон (Иез.34.3) на том основании, что они преемники апостолов, и служат не Господу Иисусу Христу, а своему чреву (Рим.16.18).
Для тех среди народа Божьего, кто может подумать, что я говорю это в ожесточении и горечи, я должен сказать следующее. В наши дни такие сладкозвучные слова, как «всеобщая любовь» и «единодушие среди христиан всех конфессий», звучат тогда, когда «правда спотыкается на улицах и честность не может войти» (Ис.59.14). Среди множества прекрасных слов процветают жестокосердные люди, имеющие лишь вид благочестия, а на самом деле поносящие Крест, чтобы стереть вечную черту, проведенную Богом между Своим народом и сим миром, смешать истину с ложью, праведность с беззаконием, свет с тьмой и Христа с велиалом. Но неужели это можно сделать? Меч Самуила вынут из ножен (1 Цар.15.33), и пророки Ваала уже свергнуты на Кишоне (3 Цар.18.40). И если благословенный Бог одарит меня праведностью и бесстрашием,  я буду действительно храбрым, чтобы стоять за правду, и даже резко обличать там, где Его честь не чтится и разменивается на  славу человеческую, которую ищут больше, нежели славу Божию.
Наконец, позвольте мне сказать, что я не перестаю надеяться, что Англиканская церковь, и по крайней мере те в ней, кто ныне просвещен Духом Божиим и обладает духовным суждением, сможет сесть и вычислить издержки, следя за возрождением во Христе. И хотелось бы добавить также, что я не думаю – да хранит меня Бог от этого! – объединять вокруг себя радикалов, папистов, социниан, отделяющихся от церкви по политическим мотивам или просто неверующих. «В совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя» (Быт.49.6).
Пусть же, когда кто-то будет читать эти страницы, истинный и вечный Господь, Отец, Слово и Святой Дух, благословит души Своих детей, которые возлюблены, избраны, искуплены и оправданы Им. 

Джозеф Филпот, 3 апреля 1835 года

ПРОЩАНИЕ С ЦЕРКОВЬЮ АНГЛИИ
Письмо к ректору Вустер-Колледжа в Оксфорде

Господин проректор и председатель совета,
Я беру на себя смелость подать в отставку из Вустер-колледжа, членом которого я был избран в 1826 году. Поскольку моя совесть никогда больше не позволит мне оставаться в государственной церкви ни в качестве служителя или преподавателя, ни рядовым ее членом,  я чувствую себя вынужденным пойти на этот шаг. После многих ожесточенных сомнений и волнений души я доверился руке Божией, и это привело меня к отделению от мирского и развращенного сообщества, называемого Церковью Англии, в силу присущих ему ошибок и извращений, а также его абсолютного противоречия самой сути евангельской Церкви, как она описывается в Новом Завете.
Это убеждение вырабатывалось во мне в течение двух или трех лет. Но хотя я медлил и старался воспринять как можно больше света с разных сторон, чтобы рассмотреть состояние Церкви как оно есть, я признаюсь теперь, что в последнее время пребывание в ней становится грехом, который ложится бременем на мою совесть. Недавно я почувствовал, что оставаясь одним из учителей в этой церкви, я поддерживаю то, что является одиозным и ненавистным в глазах святого Иеговы. Я понял, что через ее кафедру я вошел в систему, которая в своих принципах и на практике, в корнях и ветвях противна Богу. Я чувствовал также, что дети Божьи, которые посещают мои проповеди, остаются в полной тьме относительно природы истинного христианского собрания, и что как я сам, так и подлинно духовные люди, которые слушают мою проповедь, вынуждены находиться в системе, где они смешаны с нечестивыми, фарисеями, формалистами и мирскими лицемерами.
Таким образом, оставаясь в Церкви Англии, я был бы вынужден признать, что мои принципы и действия, мое исповедание и поведение, моя проповедь и практика противоречат друг другу. В своей проповеди я отделяю народ Божий от мира, лежащего во зле, в то время как государственная церковь, ее литургия и чины основаны на смешении людей духовных и плотских, возрожденных и невозрожденных, овец и козлов. Я пришел к выводу, что работа Духа Святого в новом рождении есть полностью сверхъестественный акт, совершающийся с душами избранных, но Церковь Англии благодарит Бога за возрождение каждого ребенка, которого окропляют небольшим количеством воды. Истинная молитва в моем понимании есть работа Духа в душе, плач обремененного сердца, излияние кающегося духа, голос чад Божиих к своему Небесному Отцу, голод  и жажда души, которая взывает к Богу.  Но церковь привязывает меня к холодным, навязанным и раздражающим формам, и я вынужден молиться за королевскую семью, парламент, епископов и за всякого рода людей в тех же выражениях, с которыми Дух работает только в возрожденных сердцах. 
Моя душа мучилась, и я оказался в большом смущении, когда я услышал драгоценный голос Давида в псалмах на устах людей явно нечестивых. Я хорошо знал их, знал их жизнь и поведение, и знал, что они никогда не чувствовали в себе такую боль раненой совести, как: «Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня» (Пс.68.3). Я слышал, как те, кто никогда не просил ни о чем, кроме удовлетворения своих похотей, произносили вслух:  "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!" (Пс.41.2). От тех, кто разодет во все цвета радуги, я слышу: «Я беден и нищ» (Пс.70.6). От безжалостных людей, которые никогда не вкусили ни капли научения Духа и ругаются, выйдя из церкви, я слышу слова: «Духа Твоего Святого не забери от меня» (Пс.50.13). Прелюбодеи и прелюбодейки вопят: «Я умываю руки в невинности» (Пс.26.6 KJV).  И самодовольный фарисей говорил громко в моих ушах: «Пойду в силе Твоей, помяну правду Твою, только Твою» (Пс.71.16 KJV). Таким образом, благодатный и благословенный опыт святых Божиих порицается и поносится,  и горячие молитвы и устремления духа из глубины сердец нарушаются мирским и кощунственным употреблением в нечестивых устах. И я знал, что все это – не особые и единичные случаи, и не произвол отдельных людей, но принцип и хорошо продуманная система англиканской церкви. Я увидел, что это так, потому что люди научили говорить каждого ребенка: «Через мое крещение я являюсь членом Христовым, чадом Божиим и наследником Царства Небесного».
Я также видел, что это ответ, который система вкладывает в уста всех своих членов чуть ли не на каждом собрании, и снова и снова душа горела во мне, когда я слышал   необращенных мальчиков и девочек, которые насмехаются над Богом, давая ответы, которым они механически научены через невежественных проповедников, родителей и педагогов. Поскольку в последние три года я сам не служил литургию, а лишь слушал ее, я был вынужден несколько раз обоими руками затыкать уши, чтобы не слышать слов, которые всегда звучали механически, а по сути насмешливо: «Мы не сделали того, чего не должны»; и мое  сердце стонало, когда я видел вокруг себя нечестивых, обращающихся к Богу с такой насмешкой, и поскольку я не мог просто так расстаться с уже мертвыми и бессмысленными для меня чинами молитвенника, я мог только молиться втайне: "Господи, спаси меня от этого мира и нечестивой системы!". Каждая  мертвая и бесплодная молитва, в которой я вынужден был участвовать, была куском льда в моем сердце, и когда я поднимался на кафедру, только рука Бога, Которого я призывал на помощь, могла убрать мертвость и сушь, которые вызывали во мне эти раздражающие тексты.
Время от времени, когда я вставал и садился, делал поклоны, обращался на восток, вставал на колени в определенное время и делал тому подобные упражнения, которые отдавали насмешкой над благословенным Господом, я не мог не видеть, насколько мало все это отличается от папистского театра. Но хотя я чувствовал, насколько ущербны богослужебные формы Церкви Англии, я с тяжкими вздохами оставался в своей общине в основном по двум причинам. Одной из них было то,  что я хотел быть полезным в условиях этой тьмы детям Божьим,  с которым я был связан в течение семи лет, и некоторые из них признавали, что через мое служение они смогли насладиться многими Божьими благословениями. Другие побуждения были чисто плотскими, и, хотя они прятались в тайниках моего сердца и, следовательно, оставались незамеченными, они несомненно оказывали на меня большое влияние, и прежде всего это  было желание сохранить то состояние независимости, которое было гарантировано мне церковной стипендией. Я понимал также, что станет с моим и так хрупким здоровьем, если мне начнут угрожать бедность и бездомность. Я молился Господу, чтобы Он четко показал мне мой путь, без чего я никогда не решился бы оставить членство в колледже. Его  сотрудник является священнослужителем Церкви Англии, который  по получении сана пользуется денежной поддержкой от колледжа до тех пор, пока он остается неженатым. Несомненно, это было устроено таким образом с тем, чтобы студенты могли продолжать учебу дольше, чем это минимально необходимо, и при необходимости могли легко заменить умершего пожилого приходского священника. Однако с недавних пор я пришел к убеждению, что я не вправе делать зло ради такой помощи, и что если моя совесть была полностью убеждена в греховности продолжения служения в Церкви Англии, я должен буду положиться на четкие и явные указания воли Божией и сделать все, что Он мне повелевает.
Таким образом, я открыл Вам внутреннюю работу моего сердца и то, что путь, который привел меня к выходу из моего членства в колледже, отказу от моего служения и прощанию с Церковью Англии, не был внезапным и поспешным шагом, но постепенным просвещением и обретением непоколебимой убежденности. Я сделал такие выводы, исходя из бремени служения  в целом и конкретных пороков, с которыми мне пришлось сталкиваться непрерывно. И я также чувствовал, что мое пребывание в государственной церкви обяжет меня участвовать во всем растлении, которое эта система несет в себе и признает законным. Мне придется принять союз церкви и государства, признавая короля, а не Христа главой церкви, саны и богатство епископов, церковные взносы, нечестивое образование и воспитание, десятину, принципы и практику церковных судов, епископское рукоположение и всю массу нечестия, которое берет свое начало в пышной и мирской  государственной церкви. В то время как Христос повелел мне не называть никого отцом или учителем и, следовательно, нести титул, который отличает священство или проповедников, я должен признать титулы служителей вроде «преподобный», «ваша светлость» и тому подобную мишуру антихриста. Будучи служителем государственной церкви, я не могу быть защищен от одиозной продажи должностей, приходов и людских душ, которые по существу продаются с молотка по высокой цене как в Вавилоне (Откр.18.13). Вся эта система от корня до ветвей во всем мире является частью царства и наследия антихриста, взлет которого предсказал Господь, Который повелевает служащим Ему выйти и отделиться от этого зла.
Кроме того, в качестве члена университета и как сотрудник колледжа, я неизбежно подвергаюсь множеству другого зла, в отношении которого я убежден, что оно не менее ненавистно Богу. Прежде всего, вся университетская система утверждена как она существует для того, чтобы обучать рабов Христовых, нужных Его Церкви. Но разве тот, кто знает суверенитет Иеговы в избрании тех, кто служит Ему, не понимает, что это означает обучать невозрожденных людей действовать от Его святого имени? Призвание к служению столь же суверенно, что и призвание по благодати. И Господь может призвать и послать проповедовать Его Слово сапожника или грузчика с тачкой, как Он призвал Елисея от сохи и обучил Амоса под деревом. Поэтому, оставаясь членом университетского колледжа, я должен буду молчаливо отрицать дары и милости Святого Духа, Который единственно может научить и наставить людей в делах религии.
Я могу только удивляться, как люди, которые исповедуют религию и называют себя духовными и проповедниками Евангелия, могут жить с десятины, взимаемой с плотских необращенных селян, добиваться этого и призывать на помощь закон, чтобы добиться этих выплат. Они требуют десятину с политых трудовым потом полей, не считая платы за венчания и похороны, сами передвигаясь верхом и в каретах. Я уверен, что таким вещам учит не благословенный Дух, Который возрождает и наставляет на всякую истину, ибо совесть, которая нежна и сострадательна, всегда будет с бедными и нуждающимися. В Новом Завете нет других источников дохода служителей, кроме свободных и добровольных приношений, и потому всякая десятина, премии, чаевые и тому подобное есть часть тайны беззакония Вавилона, матери блудницам земным.
Нам говорят, что для служения необходимо некоторое знание латыни и греческого, и тому подобных внешних наук, которые принято относить к богословию. Но хотя я не отказываюсь от того, чему учился, я знаю, что некоторые из самых прекрасных и усердных слуг Божьих, такие, как Беньян, Харт и Хантингтон, через служение которых были возрождены жители многих городов и сел, никогда не учились ничему кроме того, в чем они были наставлены Духом Святым. Если я остаюсь членом университетского колледжа, я должен также, по крайней мере в некоторой степени, разделять его практику, которая предполагает присвоение ученых степеней и званий. Но вижу ли я эту практику у учеников Христа, и идет ли она по следам Его овец? Можно ли представить себе апостолов студентами и преподавателями? Можно ли было встретить их в залах афинской Академии и за ее пирами? И должен ли я выслушивать бретерское бахвальство, скабрезные песни и разговоры о парусном спорте или охоте на лисиц на подобных мероприятиях у нас в Оксфорде? Обсуждаются ли студентами и преподавателями в свободное время другие вещи, нежели политические новости и события дня, которые поой даже сменяются неприличными разговорами, и разве это не признак людей, мертвых по преступлениям и грехам?  Где среди этих людей, которые благодаря своей учености считаются рабами Христа, хотя бы слышится имя Спасителя и приглашение к молитве? Если это место, где религии следуют немногие, которых почти что презирают вместе с духовенством, то кто, обладая благодатью и верой, сочтет, что эта система совместима с ними? И кто из людей, знакомых с университетской жизнью, по здравом размышлении не согласится, что все, о чем я сказал – это верный портрет большей части ее питомцев? Поступая в государственные высшие школы, необращенная молодежь по существу попадает в притон беззакония, где иногда дело обстоит немногим лучше, чем в преступном мире, а иногда еще хуже. И после трехлетнего обучения она считается готовой приступить к священнослужению и получает степень и сан, за редким исключением в случаях очевидной аморальности, которые тоже можно замять с помощью епископа. Если выпускник поднаторел в богословских науках и достаточно выделяется своим интеллектом среди других кандидатов на рукоположение – то не проводится вообще никакого духовного исследования, ему не задаются вопросы о его обращении к Богу, не рассматриваются всерьез его мотивы и пригодность к столь ответственному делу. Равнодушное бессердечие и механическая формальность в правилах поставления священников, диаконов и даже епископов, а также беспечность и легкомыслие большинства кандидатов никогда не забываются любым, чьего сердца действительно коснулся Бог и кто стал хотя бы свидетелем любой торжественной ординации.
Но, что хуже всего, как член университетского колледжа я включен в эту систему, и даже люди, которых я знаю с лучшей стороны (с моей стороны было бы черной неблагодарностью забыть доброту некоторых из них), нередко не знают Иисуса Христа. Я вынужден прямо или косвенно участвовать в делах этой системы и одобрять их. Мне уже пришлось помогать приходам, полным необращенных людей, хотя для моей совести ясно, что они не призваны благодатью и тем более не призваны к служению. Я также вынужден буду соглашаться со скрепленными печатью колледжа епископскими характеристиками преподавателей и студентов, готовящихся к служению, то есть со всей системой образования, которая, как я все больше убеждаюсь, готовит наставников, отвратительных в очах Божьих. Короче говоря, я включен в сообщество людей, чья жизнь и поведение, даже если они считаются высоконравственными или почетными, никак не соответствуют  званию народа Божия. Поэтому мне не остается другого пути избежать зла и остаться чистым от грехов других людей, кроме как бежать из Вавилона. 
Наконец, я оставляю Англиканскую церковь потому, что больше не вижу в ней ни одного признака истинной Церкви Христовой. Она топчет одно из таинств Христа через окропление младенцев, которое она называет возрождением, хотя Слово Божие признает только крещение верующих полным погружением*, и нарушает порядок других, позволяя участвовать в них нечестивым. Истинная Церковь презираема, но государственная церковь имеет честь. Истинная Церковь преследуется; англиканство гонит. Истинная Церковь избирается из мира; государственная церковь есть часть мира и его достояние. Истинная Церковь состоит только из возрожденных, но мирская церковь принимает с распростертыми объятиями пьяниц, лжецов, воров и аморальных государственных лиц. Она считает их христианами через свое крещение, и считает возможным исправить их, поскольку она венчает и хоронит, и заверяет всех, кто в этом участвует, что они рождены свыше, что их грехи прощены и они служат Богу.  Если человек на смертном одре, церковь посылает к нему служителя, и он заверяет его, что он оправдан во всех грехах и в вечности у него все будет в порядке. И, чтобы утешить тех, кто окружает умершего, и погасить возникающие сомнения родственников и друзей на могиле, этот  служитель также заверяет их,  что "наш брат освобождается от страданий этого грешного мира и ложится в прах в надежде на воскресение в жизнь вечную». Как же ужасно то, что после того, как разорвется завеса, отделяющая время от вечности, мы увидим, что тысячи людей, которые были благословлены Церковью Англии, на самом деле прокляты Богом, и что десятки тысяч тех, кому она гарантировала радость и славу, однажды поднимут свои взоры, будучи в муках! 
И хотя все это говорится, чтобы успокоить и утешить тех, кто считает эту церковь своей матерью, она винит в ужасных ошибках всех, кто считает, что ее действия не соответствуют духу истинной Церкви и, следовательно, не входит в ее общину. Что это, если не нарушение древних границ между истиной и заблуждением, когда называют добро злом, а зло добром, свет тьмою, а тьму светом, горькое сладким, а сладкое горьким (Ис.5.20)? Церковь Англии обязывает к этому всех своих служителей и требует от них утверждать то, что она утверждает, и отрицать то, что она отрицает, требует «искреннего одобрения и согласия», предписанного в Книге Общих молитв, и обещания, что все будут служить в соответствии с установленными там литургическими образцами. И немногие счастливцы, наученные Богом и Христом в своих сердцах и пытающиеся в благодати и верности проповедовать то, что они нащупали и вкусили, вынуждены каждым своим словом с кафедры противоречить тому, что они находят в литургических чинах, пока они не услышат грозный окрик епископа, не станут презираемы окружающим духовенством и ненавистны мирским членам собрания и пока, наконец, могучий голос просвещенной Духом совести не заставит их души искать свободы и бежать из этого Вавилона!
Но нам скажут, что Церковь Англии является истинной Церковью, ибо она и ее таинства существуют согласно прямой, непрерывной линии от апостолов, и что, если кто-то отделяется от нее, он виновен в расколе. Но откуда же следует, что это главный признак истинной Церкви? Где признаки этой преемственности от апостолов, явленные со знамениями, чудесами и силой (2 Кор.12.12)? Разве епископы не превратились давно в надменных, высокомерных сановников, а духовенство не  участвует в охоте, танцах и карточной игре? Или апостольское преемство состоит в безупречной нравственности служителей, которые после торжественного отречения от похотей плоти предпочитают заниматься классической литературой, математикой, историей, языкознанием, натурфилософией и чем угодно, кроме познания Христа и своих душ?   Где дары и благодать Святого Духа у людей, которые не в состоянии произнести ни одного слова без бумажки и не готовят ни одной проповеди, не списывая из чужих книг и не перетряхивая старых конспектов лекций по метафизике и морали? Где печать дара Духа у тех, кто стремится устроиться поудобнее, а не преуспевать как служители Божии «в чистоте, в знании, в долготерпении, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой руке» (2 Кор.6.6-7)?
 Но, возможно, эти внешние характеристики преемников апостолов могут быть обнаружены в евангелической партии, которую многие ценят очень высоко? Что же стоит за этой фракцией духовенства, и насколько она отличается от основной массы его представителей, которых нельзя назвать ни учителями Церкви, ни вообще христианами? Не являются ли ее проповеди такими же сухими и бездуховными, и не ищут ли ее представители высоких окладов, по существу торгуя своим исповеданием? Не приводят ли и они своих необращенных сыновей в служение и не готовят ли их к священству как средству заработать себе на хлеб? Кто из них может дать ясный и определенный отчет о своем призвании благодатью или о призвании к служению?  Что они знают о работе закона в своей совести, которая несет в себе вину, осуждение и смерть? О об искуплении, о внутреннем откровении Христа и применении крови окропления? В основном эта фракция крайне враждебна таким фундаментальным доктринам, как безусловное избрание, конкретное искупление, человеческая неспособность и вмененная праведность.  И даже те ее представители, которые признают     учение о свободной и суверенной благодати, излагают его бесплодно и безжизненно, так что ясно видно, что благословенный Дух никогда не производил Свою работу в их сердцах, и они не испытали ничего, свойственного детям Божьим, так что они не знают ничего или почти ничего о возрождении, испытаниях, искушениях и утешениях народа Христова, и не могут ни успокоить чью-либо совесть, ни возвестить призвание благодатью, ни быть посланниками для проповеди Евангелия. 
Духовенство Церкви Англии, ортодоксальное или евангелическое, за редкими исключениями вполне соответствует описанию, что дает Святой Дух в Мих.3.11: «Главы его судят за подарки и священники учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: есть ли Господь посреди нас? Не постигнет нас беда!». Что подумали бы об этих людях их предшественники? Правление церкви и ортодоксальное духовенство, как оно себя называет, настолько полны гордости, что, возможно, за редкими исключениями, эти люди ничем не отличаются от мирских грешников, самодовольных фарисеев и мертвых формалистов. В этом «собрании мертвецов" слепой ведет слепого, и все их  еженедельные исповедания, отпущение, молитвы, благодарения, служения и таинства не представляют собой ничего, кроме непрерывного издевательства над благословенным Богом, Который требует от поклоняющихся Ему, чтобы они поклонялись в Духе и истине. Большинство же тех, кто служит в качестве евангелических проповедников, мало отличается от описанного нами собрания мертвецов. Возьмите работу г-на Симеона из Кембриджа, которая содержит конспекты проповедей от Бытия до Откровения, разделенные по пунктам и предназначенные в помощь проповедникам. Возможно, эти костыли пригодятся тем, кто в них нуждается. Но как мало таких писателей и читателей понимают, что Господь ненавидит грабеж (Ис.61.8) и что Он против тех пророков, что крадут слова друг у друга (Иер.23.30)!
Мы описали приукрашиваемое многими зловерие, которое процветает в приходских церквах. Возможно, там есть некоторые души, бродящие по бесплодным пустошам, умирая от голода рядом с зелеными пастбищами из-за того, что они поверили подделкам под Евангелие там, где действительно есть благодать и опытные наставники в христианской жизни. Все же остальное – это сборища формалистов с евангельским исповеданием в голове, но без благодати в сердце, дважды умерших, пастыри со строго кальвинистскими доктринами, так и не познавшие чуму своего сердца, люди, чья совесть никогда не была вспахана законом, не ставшие отвратительными самим себе, не погружавшиеся в грязь, пока их не «возгнушаются одежды» (Иов 9.31).
Но смиренные и сокрушенные души, которые обрели глубокое знание своей погибели и работы благодати, те, чья совесть стала чуткой и кто смог почувствовать, что Бог с ними, не могут долго оставаться ни при таких наставниках, ни вообще в национальной церкви. И это так потому, что весь принцип и практика Церкви Англии отличается от действия благодати на души избранных. Служитель, который не является лицемером, простой и искренний пред лицом Божиим и достиг определенной высоты в христианском опыте, либо уйдет из нее, либо начнет грешить против собственных убеждений и совести. Он может выступать с надутыми, мертвыми проповедями, вроде бы кальвинистскими, может учить по воскресеньям высоким истинам о спасении, но, как только он обретает работу Духа в душе, которую он описал,  он должен в какой-то момент принять решение, или он останется лицемером сам и будет со своей кафедры вводить в лицемерие других и сеять страшный обман. Может ли кто-то, переживший возрождение в своей душе, с чистой совестью лгать пред Богом, благодаря Его за то, что Он возрождает каждого младенца через крещение? Может ли тот, кто действительно окроплен Кровью Христа и питается Его плотью, заверять необращенных, что они могут получить Его Тело и Кровь наравне с благочестивыми? Может ли тот, кто научен завету благодати, не проводить различий между овцами и козлами и издеваться перед свежей могилой неверующего, богохульника и пьяницы, заверяя окружающих, что умерший их брат во Христе и что он несомненно принят Богом? 
Идеи в голове, какими бы ясными и четкими они ни были, как бы громко и возвышенно ни звучали, могут сообщить человеку дерзкую самоуверенность и заставить его думать, что правильные отношения с живым Господом – это легко. Но чуткая совесть, благочестивый страх и благоговейный трепет пред Божьей святостью и величием, которые лишь благословенный Дух может сообщить душе, рано или поздно заставят человека понять, как опасны здесь легкомыслие и насмешка. Именно в этом я упрекаю мирскую и нечестивую систему, которую покидаю сейчас; и, да будет благословенно имя Всевышнего Бога, Который просветил мне глаза, чтобы я мог увидеть эти мерзости, я хотел бы, имея веру Моисееву, скорее претерпеть поношение с народом Божиим, нежели какое-то время тешиться греховными удовольствиями. Я лучше умру в работном доме, но под нежными лучами вечного Утешителя и с чистой совестью, рожденной от Бога, чем буду жить и умру в довольстве и без скорбей, но без страдания со Христом, которое единственно приводит к вечной жизни.
Тем не менее мои долгие отношения с Вами как с главой Вустер-колледжа и с моими собратьями-стипендиатами не позволяют мне обойтись без того, чтобы призвать и Вас отнестись к Божьему делу серьезно. Подумайте о том, есть ли у Вас признаки нового рождения, без которого  никто не может войти в Царство Небесное? Есть  ли смиренное и сокрушенное сердце? Есть ли внутреннее свидетельство того, что к Вашему сердцу приложены Кровь и праведность Христа, и свидетельство благословенного Духа, касающееся прощения грехов и причисления к народу Божию? «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8.9), хотя бы он был знаменитым писателем, проницательным оратором или глубоким мыслителем и богословом. И те,  кто превращает служение Иисусу Христу в государственную службу, только усугубят свою погибель, если будут жить и умрут в своем неверующем и невозрожденном состоянии. Я слаб и невежествен, полон греха и недостатков, но я благодарю Бога за то, что Он явил мне Свою вечную силу и свободную суверенную благодать, чтобы я перестал работать греху и тщеславию, которые ведут к смерти. 

Со всем уважением к Вам как к проректору,
Ваш покорный слуга Джозеф Филпот, 28 марта 1835 года.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn