О себе часть 2. Мое детство

Любовь Харланова
Я никогда ничего и нигде не писала. Не было на то причин.
А теперь вот, схоронив маму в феврале месяце, что-то случилось со мной.
Маме шёл 89-ый год, до своего дня рождения 10 марта не дожила.
А так хотела. Теперь папа, ему 90-ый год, остался один.
Хотя рядом живут моя сестра и два брата.
Я живу в Красноярском крае. Еще одна сестра в Новосибирске.
Я до сих пор не могу прийти в себя. Сердце окаменело, мысли всякие витают
в моей голове. С кем-то делиться, нет смысла. Никто не поможет.
И вот я решила довериться компьютеру. Буду писать все. что будет в моей голове
на тот момент.

Вспомнилось мое ранее детство.

В январе 1956 года родилась третья сестра. Имя ей дали Вера.
Теперь нас три сестры-Любовь, Надежда и Вера.

Жили мы в селе Мичуринское, и вот папу по распределению направили работать учителем начальных классов в малокомплектную школу(были они в маленьких деревнях в советское время). Я не знаю, почему нас пришлось перевозить именно зимой. А работал он в этом же районе, за 50 км от того села, где мы жили. А может в феврале. Я только помню, что нас повезли на санях, запряженных лошадью. Это теперь я представляю, как ехать зимой 50 км на открытых санях. А тогда что, мне было всего 7 полных лет. Конечно были тулупы из овчины. Они очень теплые. Дедушка сам выделывал овечьи шкуры, и сам шил тулупы и полушубки.

Представляю как мы ехали. Мама, я и две сестренки, второй всего два годика и третьей может чуть больше месяца.
Тогда ездили только на лошадях, зимой и летом. Автотранспорта не было. так вот, как уж мы были одеты, не помню и саму поездку тоже не помню.
Помню, как мы приехали. Был поздний вечер. Да, хорошо, что погода видимо стояла не снежная. Мороз то был, куда зимой без него.
Так, мы подъехали к дому, и нас встретила женщина. Естественно мы спали, и меня разбудил ее голос. она говорила как-то странно, я ее не могла понять, не по-русски. Но папа ей отвечал что-то. Папа занес на руках Надю, мама с Верой и я сама зашла в дом. Было очень тепло и горела керосиновая лампа на столе. Электричества тогда и в помине не было. На столе стоял видимо ужин, накрытый полотенцем.. Я только помню, что я увидела хлеб, огромную буханку и крынку с молоком.

Вот так мы прибыли на своё место жительства. Почему-то зимой. Я так и не спросила у мамы.
Прибыли в деревню в одну улицу с красивым названием " Червона Украина" или " Весёлый кут" Почему еще и Весёлый кут, мне до сих пор не понятно. Жили здесь как я помню в основном выходцы из Украины, и говорили они для меня как-то странно, непонятно. Это уж потом все стало на свои места. А говорили они по "хохлатски", как сейчас модно говорит на " суржике".
Боже! какая веселая была жизнь тогда. Одна улица всего, я не знаю сколько было домов и не узнаю теперь. Деревни давным давно нет уже.
А детей было очень много, и разных возрастов. Был тогда колхоз, управление находилось в соседней деревне за полтора километра.
А здесь, как я помню была большая конюшня и была ферме с коровами. Может еще что было, не помню. Но конюшню я очень хорошо запомнила.
Летом, а мне шёл всего восьмой год, и я очень хорошо помню, как мы бегали смотреть нам лошадей. Какие они были красивые! С огромной гривой и с такими большими копытами и со свисающим " локоном" волос на ноге сзади. Это были лошади тяжеловесы. Было их всего две. Остальные простые рабочие лошади. Да и еще были рабочие волы..

Пока отвлеку вас от них. И напишу про ту женщину, которая нас встретила по приезду.
 Звали ее Васёна, отчества не помню. Для нас она была тётя Васёна и все. А ведь она молодая была. У нее была муж и семья.
Семеро детей, это я точно помню И фамилию тоже Журбенко. Так вот, жили они рядом с нами через дорогу с левой стороны в своей невзрачной хатенке. Она была у них видимо сложена из самана, да и такие были дома. Саман делали из  соломы и глины. Глину сначала заливали водой, делали замес, привозили мелкую солому, смешивали с глиной, делали станки, так назывались прямоугольные ящики без дна. И вот в  них вилами
или руками накладывали глину с  соломой, выравнивали  и выкладывали на чистое место для просушки.
 И представьте, сколько надо было их наготовить, что бы выложить хотя бы выложить небольшую кухню и одну комнату.
Строили еще из камыша. Но об это я напишу позже.

Так вот, я отвлеклась. у них была русская печка даже в кухне. Зайдешь к ним, а у них всегда стоял такой аромат борща и свежевыпеченного хлеба.
А его тётя Васёна пекла два раза в неделю. Семья большая. А мы приехали, у нас ничего нет своего. Зима. Так они нам дали все. От картошки до мяса. А хлеб она нам пекла. Конечно, весной мама посадила все в огороде, нам колхоз дал бесплатно корову дойную, да так уважали тогда учителей и врачей в деревне. Сено для коровы колхоз тоже выделял. Появились куры и поросенок. Приехал дедушка и сложил русскую печь. Он был печник у нас. Помню как он ее выкладывал. Это надо было видеть. Ну я же маленькая была, а помню все, как сейчас. Я даже ему помогала, он в корыте разводил глину с песком, для кладки кирпича, а я ему накладывала мастерком в ведро, раствор. И смотрела как он работает. Положит сколько там кирпичей. Выйдет на улицу, сядет на скамеечку, и начинает готовить себе "козью ножку" для курения. Доставал кисет с табаком, кусочек газеты, насыпал в нее табак и скручивал. Иногда я ему помогала, я держала кусочек газеты, а он насыпал табак. Не могу писать Слезы потекли от воспоминаний. Потом снова принимался за работу. И вот уже печь сложена, нужно обязательно проверить свод у печки, это полукруглый верх.
Дедушка залазил на верх свода, вставал на четвереньки и начинал давить на свод. если был он правильно выложен, то не рассыпется кирпич.
 Если свод развалился, то все по новой. И так пока не будет рассыпаться. Дедушка только со второго раза сделал кладку правильно и свод выдержал. А уж потом на него выкладывался полок из кирпича, в будущем лежанка. Вот где было тепло зимой, печь топили каждый день, так как в ней не только пекли, но варили все. Некоторые даже мылись и парились в печи. Но это уже другие воспоминания. И они есть.

Потом мама научилась стряпать и печь хлеб, пироги, пирожки, а учила ее все та же тётя Васёна. Боже, какая была она добрая и приветливая.
А как пела! Видимо мама ее иногда просила спеть. Так как у нас на Украине жили мамины родные, её бабушка и две тёти.
Так вот как затянет тётя Васёна песню, я ее на всю жизнь запомнила-" Тече вода коломутна, чого моя милка смутна...", мама заплачет, потом улыбнётся, и подпоет Васёне. Я нянчилась со своими сестренками. Вере было где-то полгода, произошел такой казус, она проглотила пустышку, как она сняла кольцо, я не знаю, то случилось то, что случилось. И мне немного за это попало, недоглядела. Мама поругала меня.

Что она отцу сказала я не знаю. Но на следующий день соска была в горшке.. А однажды я так раскачала "колыску", это деревянная кроватка и она качалась, что колыска перевернулась и Вера упала лицом на пол, а на нее все остальное. так я нянчилась.
Но было и мое время. Бегали мы на улице неограниченное время, летом естественно только босиком. Никакой обуви! Вот была экономя!
У нас речки не было, а была так называемая ляга, типа озерка, вода в ней была стоячая, весенняя, после таяния снега. Вода теплая всегда, в ней мы купались, иногда и свиньи из близлежащих домов, плавали гуси, утки, были и мостки, с них полоскали белье некоторые. И конечно была всякая плавающая живность в воле, типа головастиков и прочие. И был ужи. Они всегда грелись на мостках на солнышке. И мы их не трогали никогда.
Успевала сбегать на конюшню, любила лошадей. Вот было детство, так детство! Везде успевала.! Про конюшню напишу. Лошадей было очень много, их выгоняли пастись в ночное, а утром пригоняли. Так как некоторые брались в работу. У нас в то время были и приезжие из России, как говорили переселенцы. Да, ехали из Рязанской и до областей на переселение в Сибирь. Считали, что здесь живется намного лучше. И это было правдой.
 Так вот, к нам в Червону Украину, должны были приехать как я помню две семьи. Как их ждали! особенно мы, дети. Сказали, что у них много детей.
Дождались. Уж как они добирались, я только теперь могу догадаться. А к нам привезли их на волах из Ново-Фёдоровки. а это полтора километра,
Почему на волах, а была арба большая И в нее все поместилось их добро. Машин не было. Встречали их как великих гостей. На въезде в деревню, хлебом и солью. И сразу поселили их в дома. Одна семья поселилась у нас за огородом. Семья большая, вроде было семеро детей тогда уже.
Самая старшая, Татьяна, моя ровесница. Конечно, колхоз выдал им корову, и еще что-то, не помню уже. Все поделились кто чем мог. Кто картошки, кто моркошки и т. д. Уже была осень. Зиму перезимовали. Пришла весна, за ней лето. Одна приезжая семья, решила строить себе свой дом.

А из чего строить? Конечно из камыша. Его заготавливали по зиме, косили, связывали, в пучки, складывали в зароды. А потом привозили уже к той усадьбе. где намечалась стройка. И строили всей деревней, совершенно бесплатно. Одно было условие, хозяева только готовили обеды, кормили строителей. И все. Сначала работали мужчины, собирали сначала в щиты, потом собирали стены и т. д. Когда все было собрано, дранковали стены, потолок, готовили их как говорили " мазать " глиной. Привозили тонны три вязкой красной глины, соломы и месила замес, а месили на лошади.
Так вот, кто из ребятишек первый успеет на конюшню, тот и будет делать замес. И я однажды успела. И я делала верхом на лошади, которая еле
 шевелила копытами, таких давали. Кружила по кругу в глине, женщины ведрами лили воду, добавляли солому. часа через три замес готов.
И в субботу и в воскресение была помочь, собирались женщины, мужчины и дети, а куда же без нас. Мы очень даже помогали. Мужчины подносили женщинам глину, а мы водичку наливали в корыта, потому что в него женщины обмакивали глину, сначала набирали в руки, как кусок текста. формовали его и окуная в воду пришлёпывали к дранке, да а еще дети вениками макали в воду и мочили камыш. так лучше глина приставала.

Так вот строили. Это называлось так, вальцовкой. Ждали пока высохнет. Потом снова делали замесы, уже из глины, песка и конского навоза.
Это уже мазали на второй раз, шпаровали. А потом уже белили. Вот так с помощью строили дома. Конечно не большие. Было всегда кухня и большая комната. И все! И вся семья жила в этой комнате.

Потом мы переехали в Ново-Фёдоровку. И жили при школе. Или школа при нас. Был большой деревянный дом, с большим коридором, как заходишь, сразу был класс, так как учились в две смены по два класса. В каждом классе было учеников по пальцам перечесть. Пытаюсь вспомнить.
Учились с утра первый и третий. Было четыре парты в два ряда, с одной стороны первоклашки, со второй стороны третье- клашки. И так второй и четвертый. В первом классе и в третьем было по восемь учеников, во втором было десять и в четвертом шесть. Вот такая была школа.
А в наше время, все уничтожили и школы и фельдшерские пункты.

Началось моё детство здесь. Тоже была одна улица, но уже большая, может дворов на 80, не помню.
Здесь было управление, также были дойные гурты, конюшня и была свиноферма.
Продолжение следует...
22 июля 2016 года