Рыльские казаки-севрюки

Еремин
     Уже более четверти века тому назад мне довелось в составе делегации Терско-Гребенского отдела быть учредителем Союза казаков России.
     И тогда, и ныне велись и ведутся споры-разговоры о том, кто имеет право называться казаком и где родина казачества.
    Оставим в стороне сутяжничество.
    Расскажу, как казачий историк, лишь малую, но достоверную страницу-повесть о РЫЛЬСКИХ казаках.
    Дореволюционный историк Е.П.Савельев в своем труде «История казачества» отмечает, что в ХV веке «…в пределах древнего княжества Северского, во всех главных и пограничных городах, как-то: Чернигове, Новгород-Северском, Стародубе, Путивле, РЫЛЬСКЕ (выделено авт.) и других, появились свои казаки под наименованием украинских, северских или севрюков».
   М.А.Караулов в книге «Терское казачество в прошлом и настоящем», изданной в 1912 году во Владикавказе, подчеркивает в третьей главе «Казаки восточные – городовые и вольные», что «В половине ХVI века юго-восточная граница Руси, так называемая «польская украйна» охранялась целой цепью передовых укрепленных городов: Путивль, Рыльск…». Сторожевую службу в Диком поле несли в основном казаки, жившие в этих городах или примыкавших к ним слободах.  Князем Воротынским, начальником пограничной службы в нынешнем понимании, в 1571 году казачья служба была приведена в порядок и составлен устав сторожевой и станичной службы.
   В конце правления Царя Бориса Годунова район Путивля и Рыльска стал местом противостояния и сражений сторонников Лжедмитрия с властью Московского государства. Местное казачество перешло на сторону мятежников и в 1605 году двинулось на Москву. Польский историк К. Валишевский в труде «Смутное время» приводит довольно забавные картинки о действиях казаков-севрюков в этой междуусобной войне. Так под городом Кромы «…осажденные казаки оказывали стойкое сопротивление, скрываясь, как кроты, в подземных траншеях. Ими командовал известный атаман Корела, слывший колдуном…,маленький человек, весь в рубцах от заживших ран. Казаки Корелы гораздо лучше выносили все лишения и тяготы зимнего времени. Они привезли  с собой много саней, служивших передвижной защитой. Куда заботливо прятали запасы, сухари и водку. Забившись в норы, они пили и пели песни, а по временам выбирались из логовищ, чтобы смутить осаждающих меткостью своих долгоствольных мушкетов или просто побахвалиться. С ними были женщины; разгулявшись после выпивки, осажденные заставляли несчастных взбираться на полуразрушенные стены и, подняв платья, показывали врагам мягкие части тела, в знак особого презрения и обидного издевательства».
   Первыми городами, перешедшими на сторону восставшего народа, были Путивль и Рыльск. Иван Болотников отсюда начал свое движение на Москву.        Факт участия рыльских казаков в Смутном времени изучен недостаточно.
Ростовский митрополит Филарет 12 июля 1607 года по случаю победы князя Голицына на реке Восме над восставшими писал: «От Каширы верст за 12, июня в 5 день государевы воеводы и всякие ратные люди тех воров наголову побили и их воеводский наряд и набаты, и знамена и коши все поймали и живых языков более пяти тысяч взяли; а имали их и побивали на 30 верстах; а достольные их воры и лучшие их промышленники Терские и Яицкие, Вожские и, Донские, Путивльские и РЫЛЬСКИЕ ( выд.авт.) атаманы и казаки сели на буерак и город себе сделали и его сии государевы бояре и воеводы, и дворяне и дети боярские и ратные всякие люди к тому городку приступили и с Божьей помощью тех воров взятием взяли».
  Есть и более поздние упоминания о казаках на реке Рыло, где в ее верховьях была слобода Казачья Каменка.
  В Российском архиве древних актов (Ф.210 Севский стол. Д.393)  называются рыльские «жилецкие казаки» в связи с битвой с крымскими татарами в 1646 году за полон в 439 человек у деревни Щекино на р.Рыло. Среди освобожденных из плена были жители села Студенок, деревни Дугино, деревни Золотаревка(близ волостного Крупца).
  Автор в 1969 году, проводя археологические изыскания на городище у села Коренское услышал от местного пастуха рассказ о том, что на «этом Перуновом городище наши прадеды с турками воевали (!!!)».
   А документ того времени упоминает имена погибших в той битве – «Иван Щекин, Елизар Афанасьев, Прохора Карпова жена Параскевья и сын Михайло».
 Данные документы являются важными аргументами для утверждения, что рыльское казачество по своим боевым качествам не уступало прославленным донским, яицким и терским казакам.
   Впоследствии с продвижением границ Российского государства на юг и запад, рыльское казачество, выполнив свою историческую роль ушло в былое. Часть казачьих потомков были переселены в XIX веке на Кавказ, другие переведены в разряд однодворцев
  Однако не только сохранившиеся роды  с фамилиями Казаковы, Сотниковы, Толмачевы, Севрюковы да селение Казачья Каменка напоминают нам о рыльских казаках. История распорядилась так, что рыльская земля стала вновь пограничной.
   Рыльское казачество возрождается вновь! Оно востребовано временем!

На снимке: автор в долине рек Каменка и Рыло.