Воспротивились злу

Любовь Арестова
Люди, о которых пойдет речь, погибли потому, что поняли идею братоубийства. Каждый по-своему, но поняли. И каждый по-своему возмутились. Ценой своей жизни они воспротивились злу.

СУББОТИН ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ родился в 1899 году в деревне Староселье бывшего Карчевского уезда Калининской области. Образование имел два класса сельской школы, но любил читать разные книги и образован был не хуже некоторых большущих политиков. Жизнь хотел сделать лучше и для этого вступил в ВКП(б) - передовой отряд рабочего класса и трудового крестьянства. Активно включился в общественную жизнь.
Сам он признавал и свидетели подтвердили, что Субботин частенько на партсобраниях и политзанятиях высказывался. Не по углам шептал, а открыто высказывал свою точку зрения. Не согласен был Субботин с некоторыми мероприятиями и установками партии. Считал, например, что победа социализма в одной отдельно взятой стране невозможна, полагал ошибочной поголовную коллективизацию сельского хозяйства, нереальными называл пятилетние планы. Посмел утверждать - это в тридцатые-то годы! - что в партии и  в печати нет демократии, зажимается критика.
А ведь знал, что рискует не местом в мастерских Октябрьской железной дороги, где работал долгие годы. Жизнью рискует - знал, но говорил открыто, честно.
Никакого следствия по делу Субботина не  проводилось. Предъявили ему обвинение в контрреволюции и не допросили даже.
5 апреля 1937 года состоялся суд. Кроме грехов инакомыслия суд (уже от себя) добавил в приговоре, что Субботин состоял в троцкистско-зиновьевской террористической организации. Даже следователи НКВД, казалось, начисто лишенные совести,  постеснялись приписать это правдолюбцу Субботину. Суд исправил "ошибку", вписал убийственную формулу.
6 апреля 1937 года Субботин Василий Алексеевич был расстрелян.
В партийной ячейке мастерских Октябрьской железной дороги перестали звучать речи о несогласии с некоторыми установками партии большевиков.

АНИКЕЕВ ЕФИМ НИКАНДРОВИЧ родился в 1883 году в Воронежской области, в деревне Васильевка и был беспартийным.
1930 год выдался неурожайным, но задание по хлебопоставкам официально называлось твердым, и на пять лет был выслан крестьянин Аникеев за невыполнение этого самого твердого задания. Душа Ефима Никанровича болела за оставленный дом, за хозяйство, которое без мужика рушилось окончательно. Сбежал Ефим, явился домой, да не тут-то было.  За побег еще на три года сослали Аникеева в Северный край. Доконали крестьянина, порушили окончательно хозяйство, понял Ефим, что уже не быть ему работником на землице родительской и приехал в саму Москву, устроился сторожем общежития.
Хождение по ссылкам и высылкам не прошло даром, наслушался, набрался "государственного ума" малограмотный крестьянин Аникеев и изложил свои соображения о жизни на двух листках, которые именуются в деле  то листовками, то письмами. Доверил свои мысли бумаге и думал,  что она-то не выдаст.
В одной "листовке" он высказал несогласие с расстрелом Тухачевского и Якира,  и здравую мысль о том, что придет время, когда люди разберутся во всем. Во втором письме описал свою горькую судьбу, жизнь колхозников и сравнил ее с жизнью руководителей партии и правительства, воздвигающих себе дворцы, когда народ голодает. Высказал и свое мнение о насильственной коллективизации.
Заметки свои дал прочесть другу, тоже сторожу. Разделив свое мнение с товарищем, Аникеев вскоре вынужден был делиться им и в НКВД, где тоже не утаил свои соображения. И напрасно свидетели утверждали, что Ефим Никандрович антисоветских речей не допускал, высказывал лишь недовольство  политикой в отношении крестьянства, да жалел расстрелянных Тухачевского с Якиром. Никакого преступления он не совершал и расстрелян лишь за то, что посмел иметь свое мнение.
Полностью реабилитирован спустя 53 года. 

ПЕТРУШАНСКИЙ МАРК ЕВСЕЕВИЧ, 34 года. Родился в г. Корсунь Киевской области, беспартийный. Работал экономистом "Интегралсоюза" в Якутске.
15 сентября 1936 года Петрушанский решился на акцию почти беспримерного по тем временам мужества. В этот роковой для него день Марк направил телеграмму в адрес Председателя ЦИК СССР Калинина, в которой заявил протест против беззакония и необоснованных репрессий. Телеграмма дошла только до НКВД. И в тот же день Петрушанский сделал заявление начальнику НКВД по Якутской АССР, где также заявлял протест против кровавых репрессий. "Палачами революции" назвал он органы НКВД, видя лишь в них причину всех бед. Гневно обвиняя НКВД в "фашистском истреблении своих политических противников, всех инакомыслящих из рядов революционного пролетариата", он наивно потребовал от НКВД "прекращения убийств пролетарских революционеров". Марк Евсеевич  заявлял: "нам нельзя допускать того, чтобы наши товарищи гибли на наших глазах, а мы смотрели. Нам надо действовать!"  (из дела).
О святая простота!
Почти год Петрушанского держали в Якутских застенках. 15 июля 1937 года его приговорили к расстрелу. Расстрелян в день приговора. Вечная слава его доброму имени, возвращенному людям спустя полвека. Нельзя не знать о таких людях. Их нет, но они помогают нам жить. Память о них помогает.

ЗОЛОТАРЕВ АФАНАСИЙ ДМИТРИЕВИЧ был ровесником века, вместе с партией, совсем юным, вершил революцию и делом своей жизни считал партийную работу. В тридцать семь лет - секретарь Ленинского райкома ВКП(б) Перми - неплохая высота.
"Будучи секретарем Ленинского райкома ВКП(б) г. Перми, он укрывал от разоблачения и восстанавливал в партии троцкистов и правых, умышленно свертывал пропагандистскую работу, расставлял на руководящие участки партработы участников контрреволюционной организации правых" (из приговора).
Жертвуя собой, немало спас честных людей партийный секретарь. Пусть низко поклонятся праху его оставшиеся в живых и их потомки.
Видел Афанасий Дмитриевич кровавые перекосы и стал спасать товарищей. До времени получалось. Потом, в тридцать седьмом как сквозь мелкоячеистую сеть  просеяли старинный город Пермь новоявленные иуды. Легли на плаху многие головы. Реабилитированы сегодня Ложкин, Пискарев, Чесноков, Плеханов, Кайдалов и другие пермские "контрреволюционеры", не состоявшие ни в какой контрреволюционной организации, и совершенно правильно спасал их Золотарев.
Суда, как такового, и не было. Никто не допрашивался, не вызывался. Просто в августе тридцать восьмого несчастливым тринадцатым днем объявили Золотареву о расстреле. Мужественно встретил он приговор, не просил пощады. Я знаю это точно, потому что на всех изуверских допросах вел он себя именно так, достойно. Свою вину отрицал и на самых страшных стадиях допроса никого не назвал.
Благородный человек Золотарев Афанасий Дмитриевич был расстрелян. Его доброе имя ждало справедливости полвека.

Однако не надо думать, что всегда так безжалостны были власти. Случались и акты милосердия. А вот и пример.
РУДАКОВ НИКОЛАЙ ЕГОРОВИЧ вступил в члены ВКП(б) в восемнадцать лет и в восемнадцатом же году. Десять лет был примерным партийцем, потом понял: не то.
16 октября 1927 года он честно высказал свои сомнения в письме в Дальневосточную краевую партийную комиссию и получил за свои откровения первую отсидку.
Вышел живым, но вездесущие Органы следовали теперь за ним по пятам, и после того злополучного письма он получил дополнительно еще две отсидки. Всего, значит, три наказания за одно письмо в партийную комиссию. После каждого освобождения, не находя нового криминала, его снова и снова "брали" за юношеские запальчивые слова.
Так случилось и 11 июня 1936 года. Новый арест по старому обвинению продлился до 14 марта 1939 года, когда приговор поставил окончательную точку на затянувшемся фарсе. Николай Егорович Рудаков был приговорен к смертной казни.
Тут-то и последовал гуманный акт. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1939 года Рудаков был помилован, а расстрел заменен 10 годами лишения свободы.
Однако акт милосердия не состоялся. 11 сентября 1941 года были расстреляны 157 политзаключенных Орловской тюрьмы. Среди них был и Рудаков.
Рудаков Николай Егорович полностью реабилитирован через полвека.

ПЕТУНИН КИРИЛЛ ГАВРИЛОВИЧ, 53 года. Родился в Саратовской губернии. С 1905 по 1918 годы был членом РСДРП (меньшевиков), с 1925 года в течение 5 лет был членом правления Центросоюза и 9 марта 1931 года по делу "Союзного бюро" ЦК РСДРП (меньшевиков) осужден к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание в Челябинской тюрьме.
Наверное, он был убежденным партийцем, свято верил в свои идеалы, если после 7 лет отсидки Кирилл Гаврилович, решив в тюрьме покончить жизнь самоубийством, написал предсмертное письмо следующего содержания: "Искренне желаю счастья народам своей страны, а трудящимся всех стран - скорейшего наступления социалистической революции во всем мире" (из дела). 
У Петунина не получилось покончить с собой 23 января 1937 года, когда он написал это письмо. Не дали. Но письмо, которое было приобщено к уголовному делу, и убежденность его автора сыграли свою роль.
2 сентября 1937 года узник одиночной камеры Челябинской тюрьмы предстал перед судом.  Петунин признан виновным в том, что "отбывая наказание в Челябинской тюрьме, продолжал вести антисоветскую работу, примкнул к троцкистско-террористической организации, составил контрреволюционные клеветнические документы" (из приговора).
Трудно поверить, что этот приговор написан людьми да еще и судьями. Откуда эти нелепейшие измышления? Где клевета в предсмертном письме несостоявшегося самоубийцы? К какой террористической организации мог примкнуть заключенный, все эти годы содержавшийся в одиночной камере? Не нахожу ответа...
Ночью 2 сентября в Челябинске еще тепло, осень только подступает и делает небо высоким и черным, украшая яркими звездами. Может, это было не так, но мне кажется, что Кирилл Гаврилович был выведен для расстрела в тюремный двор, где полной грудью вдохнул свежий ночной воздух, запах которого успел забыть за долгие годы в вонючей камере. Запрокинув красивую седую голову, смотрел на голубые звезды и не почувствовал, что его убили. Просто он улетел к счастью, к той звезде, где уже свершилась социалистическая революция во всем мире.
Петунин Петр Гаврилович полностью реабилитирован спустя полвека.   

Вполне возможно, что они стояли на расстреле рядом - революционер Петунин и бухгалтер СТРОГАНОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ, расстрелянный в тот же день, 2 сентября 1937 года, в той же Челябинской тюрьме, по приговору того же суда.
Строганов был заключен в Челябинскую тюрьму по постановлению Особого Совещания от 4 июня 1935 года и нечеловеческие условия содержания людей в этой тюрьме побудили его написать заявление в НКВД СССР. Строганов обратился с просьбой создать для заключенных необходимые для жизни условия, дать возможность чтения книг и газет. Заявление передал начальнику тюрьмы, надеясь, что оно дойдет до адресата.
Реакция была адекватной времени. Вот как изложена попытка Строганова сообщить НКВД СССР о творимом в тюрьме произволе: "Отбывая наказание в Челябинской тюрьме за активную контрреволюционную деятельность, примкнул к антисоветской организации, и в январе 1937 года составил и распространил контрреволюционный клеветнический документ с призывом свержения Советской власти" (из приговора).
Строганов Дмитрий Иванович расстрелян в день приговора, 2 сентября 1937 года в Челябинской тюрьме.
Полностью реабилитирован через 53 года.