- Командир, вставай! – в дверь каюты просунулась голова помощника старшего лейтенанта Галушкина - посмотри, какая красота за бортом творится!
Филипчик очнулся от дремоты ,поднялся на мостик. Вокруг была и впрямь красота - на мелководной банке, в стороне от заправляющихся кораблей конвоя, из воды выпрыгивали и снова плюхались в туче брызг огромные скаты - манты. Их черные тела с гигантскими плавниками то стремительно носились вблизи поверхности воды в каком-то загадочном танце,то выскакивали на поверхность,взмахивая плавниками, как гигантские птицы. И не было им дела ни до кораблей, ни до войны. Экипаж катера и моряки ближайших кораблей столпились у бортов, с восторгом наблюдая эту картину буйства природы.
- Это у них брачные игры такие - сказал всезнающий капитан 3 ранга Белоногов - вы в Севастополе, по приходу, так же вот будете скакать…Вещь проверенная!
Офицеры засмеялись - старина Белоногов в этом деле знал толк! В ресторанах Балтийска представительницы местного бомонда хорошо знали и помнили его поджарую фигуру с легкой сединой на висках и отлично пригнанной элегантной форме.
- 353-й – 130-й ! - захрипел голос в динамике «Каштана» на мостике.
- На связи 353-й - Филипчик взял в руку трубку рации и нажал тангенту.
- Вам «добро» за хлебом!
-Есть!
На ПМ-130 всегда выпекали великолепный хлеб. Провизией для камбуза запаслись на танкере, а вот хлебной печи на катер не предусматривалось. Да и зачем, когда его автономность рассчитывалась на неделю.
На малом ходу , вывалив на левый борт кранцы, катер подошел к высокому борту плавмастерской, откуда перебросили несколько мешков с еще горячими , духовитыми буханками. Сильное течение так и норовило затянуть катер под борт, пришлось подрабатывать моторами.
Наконец заправка кораблей конвоя закончилась, танкер, освободившись от груза, высоко поднялся над поверхностью, обнажив красную и обросшую водорослями часть днища. Матросы танкера, в жилетах и оранжевых касках, сматывали шланги траверзных передач.
Подняв на фалах сигналы «счастливого плавания» корабли выстроились в походный ордер, держа курс на Аден. Т-73 снова занял свое место «справа-сзади», держа эскадренный 12-узловой ход.
Аденский залив встретил конвой ухудшением погоды, с африканского берега сильный ветер развел большую волну и нес мелкий песок, который набивался во все щели. Пришлось зачехлить по-походному все орудия и пулеметы на кораблях.
Ветер крепчал, свистел в снастях, по всхолмленной поверхности внезапно посеревшего моря неслись громадные волны, с верхушек которых срывались клочья белой пены.
Крупные корабли вразнобой качали мачтами, форштевни ухали в волны, поднимая брызги. Когда корабль зависал на гребне волны, раздавался унылый вой оголенных винтов. Тральщик бросало как щепку, не говоря уже о катере и морском буксире. Конвой с трудом держался на курсе, с палуб смывало все, что было не раскреплено «по – штормовому».
Аденский залив и в обычное время не бывал особо приветлив, но сейчас разбушевался не на шутку.
Ходовой мостик Т-73 захлестывало долетавшими брызгами, промокшему Филипчику пришлось перейти в ходовую рубку, стекла которой тоже порой покрывались водой. Катер бросало от тяжелых ударов волн, рулевой матрос с усилием удерживал рыскающий катер на курсе конвоя.
Внутри задраенных помещений моряки с трудом удерживались на своих боевых постах, труднее всего приходилось мотористам из БЧ-5- трубы выхлопа захлестывались волной, и сизый дым сгоревшего соляра периодически заволакивал машинное отделение.
-Представляю, что сейчас на БДК и ПМ- ках внутри творится - заметил Галушкин-там же морпехи и «береговики» давно моря не нюхали, да и натолкано их там по твиндекам и кубрикам сверх нормы. Травят, небось, сейчас «до жвака» и полного позеленения.
- Да и нашим сейчас тоже невесело. Боцман сказал, что трое наших сейчас в гальюне «Нептуна кормят»!
Вид на море из ходовой рубки открывался великолепный. Пугающий и одновременно радующий моряцкую душу. Ну, прямо «Девятый вал» Айвазовского в натуральную величину!
Филипчик, выросший на море, совершенно не укачивался, и в шторм только испытывал прилив энергии. Конечно, попасть в шторм – удовольствие сомнительное , катерники всегда по возможности старались его обойти или переждать где-нибудь в тихой бухте. Но тут никакого выбора попросту не существовало…
Надо было просто бороться. «Делай, что должен - и будь, что будет! » - сие изречение как нельзя лучше подходило к ситуации.
Постепенно шторм стихал, волны перешли в мертвую зыбь, и только черные тучи метались по небу. Выглянувшее солнце заиграло бликами на поверхности моря и мокрых бортах кораблей.
Конвой « КОН-63» держал походный ордер и курс, как и прежде, лежал на Аден. До встречи с кораблями 8-й оперативной эскадры и окончания похода оставались сутки.
Приход в Аден означал и окончание истории советской военно-морской базы в Эфиопии.
(продолжение следует) На фото: конвой КОН-63 в море. Торпедный катер на переднем плане.