Через призму архитектуры

Наталья Айрумова
Музыка  легендарного Мухтара Ашрафи своей ориентальной неповторимостью и мощью неожиданно предстала передо мной через призму архитектуры.

И произошло это благодаря воспоминаниям  его сына Фируза Мухтаровича, известного узбекского зодчего, человека  интеллигентного и эрудированного, который с легкого пера  А.Пушкина и, освоенных в  детстве  карандашей и изографов, успешно поверял алгеброй  гармонию  и  художественное своеобразие архитектуры  и музыки под аккомпанемент  отцовского рояля.


Портрет в интерьере

Чтобы создать  портрет  М.Ашрафи в интерьере ХХ века, наполненного противоречивыми событиями  во всех сферах жизнедеятельности общества, мне  невольно пришлось пройти «протоптанной»  тропой  целого  отряда его коллег, преемников, музыковедов и историков. Многие  из них, как водится, в своих  воспоминаниях  хотя бы вскользь упомянули  и свою  роль в становлении  настоящей  легендарной личности. Это закономерно, но  далеко не всем интересно...
 

Другое дело воспоминания  Сына, который, обладая  иным талантом и креативным  взглядом  на  многообразный  современный  мир, уже  на  пороге вечности с большим достоинством  и глубоким  почтением  вновь и  вновь рассказывал о своем Отце, практически  воспитавшем  себя на  многонациональной  культуре минувшего столетия. 


Именно с его помощью передо мной стал прорисовываться настоящий, живой образ Мухтара Ашрафовича - композитора, дирижера и мудрого педагога, оказавшего личное влияние на формирование нескольких  поколений музыкантов, которые затем  приняли  вместе с ним активное  участие  в становлении  новейшей  национальной музыкальной культуры.


Конечно, в наших беседах речь шла, прежде всего, о  творчестве с большой буквы. Сначала  об архитектуре - ведь именно на этой стезе прямой наследник  талантливого композитора добился  существенных успехов, спроектировав и построив немало зданий и сооружений  как в родной стране, так и за рубежом, за  что и был неоднократно награжден государственными  наградами и даже избран действительным членом  Международной  Академии архитектуры.    


Но  уже через несколько минут, затронутая  архитектурно-строительная тема на злобу дня, в нашей  неторопливой  беседе с Фирузом  Мухтаровичем  плавно перетекала в сферу музыкального  наследия  талантливого музыканта, которое  представлялось ему через призму  архитектуры, требующей  в определенных  обстоятельствах  бескомпромиссности, личного внимания  и времени  при решении сложных задач.


А еще Сын  говорил  о многом другом, личном и глубоко запавшем  в его сердце. Я не удивлялась и  не перебивала, так как все точки соприкосновения были удивительно близки. К примеру, у его всемирно знаменитого Отца это был знакомый с детства нотный стан с  набором знаков  и параллельными  горизонтальными линиями. И у Сына тоже был и свой "стан" и свои линии, которые  то пересекались на  листах выбеленного упругого ватмана, то  уходили  в неизведанное пространство, оставляя  яркий след на земле. 


Музыка в пространстве

Как-то в одной из бесед с Фирузом Мухтаровичем  разговор зашел о выборе профессии. -Трудно не согласиться, с постулатом,- заметила я,- что бытие определяет сознание и зачастую сильно влияет на выбор  жизненного пути. Но Ваша юность прошла в сложные послевоенные годы, когда был актуален вопрос о массовом строительстве жилья для наших сограждан, а не  об архитектурных  изощрениях. Заурядный  стандарт в послевоенном строительстве  и в архитектуре  должны  были негативно отразиться на выборе профессии хорошо  образованного юноши, но Вы не отказались от  мечты в пользу музыки. Почему? 

 
-Все очень просто,- объяснил архитектор,- музыкальную школу я, конечно,успешно окончил. Однако  мне с ранних лет очень нравилось рисовать и чертить. И я даже самостоятельно научился  планировать  конкретные  здания и сооружения, наполняя их собственными  архитектурными  фантазиями, которые надеялся со временем претворить в жизнь.


-Я  тогда очень много читал, изучал  азы  классической архитектуры, но наиболее  сильное впечатление на меня  произвел знаменитый «Модулор» Ле Корбюзье, причудливо-фантастические работы Антонио Гауди, и безусловно проекты академика архитектуры Алексея Щусева, по замыслу которого  и возник  в нашем мегаполисе неповторимый ГАБТ им.А.Навои, которым на протяжении многих лет руководил мой Отец.


-А однажды мне попались «Лекции по философии искусства» немецкого теоретика Ф.В.Шеллинга и я впервые познакомился с мнением автора, что «...архитектура - это музыка в  пространстве, как бы застывшая музыка». Именно эта мысль вдохновила меня на творческие «подвиги»  в большей  степени, чем сложные музыкальные вариации, над которыми денно и нощно трудился сам  Маэстро.


Отец  создавал музыку будущего, а меня, как это ни странно, она вдохновила на сложную  реставрацию памятников  архитектуры  и создание  мемориалов выдающимся предкам: Аль-Хорезми, Амиру Темуру, Улугбеку, Алишеру Навои в исторических городах-памятниках  нашей страны. И, разумеется, на  собственные оригинальные проекты. При этом хочу заметить, что родители  всегда с пониманием относились к  моему увлечению. 


И не напрасно.- Ведь даже во всех своих ранних работах Фируз Ашрафович хотя и не был сторонником стереотипной  агрессии в архитектуре, но при этом всегда критически относился к помпезной  и бездушной псевдо архитектуре, которая особенно в последние годы стала заполонять пространство наших городов, не имея  при этом никакой перспективы.


Все было просто и значимо в наших продолжительных беседах под крышей его квартиры или городского мемориального музея, где  когда-то проживала семья известного композитора и дирижера. Так, без назидательных ноток в голосе, а скорее с восхищением, Фируз Мухтарович подробно рассказывал о своем талантливом  деде - известном народном певце и дутаристе Ашрафжане Хафизе.


Это он, став самым первым учителем Мухтара, привил ему любовь к музыке и  всячески поощрял первые импровизации смышленого семилетнего сынишки. В дальнейшем эти увлекательные занятия предопределили судьбу будущего маэстро,который, нисколько не сомневаясь, сначала поступил на учебу в Бухарскую  восточно–музыкальную  школу по классу дутара. И одновременно  стал посещать Бухарский институт просвещения,а через два года  закончил и Самаркандский научно-исследовательский институт музыки и хореографии по классу музыкально-теоретических предметов.


Вхождение в профессию

Вот с таким солидным «багажом» Мухтар Ашрафович и начал в 1929 году свою творческую биографию. Поначалу ему доверили должность заведующего художественной частью Самаркандского радио. А  вскоре способный молодой  специалист был  замечен и направлен в столицу, где в 1930 году был принят в Узбекский музыкально-драматический театр(ныне ГАБТ им.А.Навои. Благодаря активному творческому подходу, он сумел за короткий отрезок времени в одном из самых крупных в Центрально-азиатском регионе храме Мельпомены пройти путь от заведующего музыкальной частью до  художественного руководителя, главного дирижёра и директора.

 
Но кроме "администрирования" М.Ашрафи находил время и для сочинения музыки, при этом отчетливо сознавая, что его профессиональных знаний и навыков катастрофически не хватает для  создания  масштабных произведений. 
Поэтому в 1934 году он решительно  отправился в Московскую консерваторию им. П.И.Чайковского для  изучения композиции. А уже после войны в 1948 году экстерном окончил  и Ленинградскую консерваторию им.Н.А.Римского-Корсакова по классу дирижирования.


Похоже, что с годами Фируз Мухтарович  стал с пониманием относиться к такому упорному и продолжительному «вхождению» знаменитого Отца в профессию. Тем более, что в дальнейшем  Мухтар Ашрафович постарался  и своим детям дать основательное базовое образование, считая  это самой оптимальной  инвестицией в их будущее. Уже спустя много  лет, будучи преподавателем дирижирования и заведующим кафедрой оперной  подготовки, профессором и ректором Ташкентской госконсерватории, он внушал эту  мысль всем своим студентам и особенно тем, кто приезжал в столицу из «глубинки».   


А еще Мухтар Ашрафович постоянно повторял своим  ученикам, что, "...закончив  скромную бухарскую школу с религиозным уклоном, он сумел в совершенстве владеть десятью  языками (кстати, одиннадцатый, английский, выучил в Каире, работая главным дирижером Национального оркестра. А вот,его сын Фируз, окончив одну из лучших ташкентских школ,объясняется всего на двух..."


У Мухтара Ашрафовича рано проявились и другие способности. Так, возглавляя в республике театр  «номер один», он  уделял  много внимания и общественной деятельности, участвовал  в работе Союза композиторов. Но, несмотря на это, композитор  регулярно  максимум  времени  проводил за роялем, сочиняя все новые и новые произведения. В настоящее время в архиве музея  бережно хранятся рукописные партитуры  четырех опер и  балетов. В том числи и первой узбекской оперы "Буран" и "Великий канал" (совм. с композитором С.Василенко),"Дилором" и "Сердце поэта", балетов "Амулет любви", «Тимур Малик», «Стойкость», «Любовь и меч». 



Про дружбу

-Бег времени невозможно остановить, - задумчиво  рассуждал достойный сын композитора и дирижера. - И, конечно, эмоциональная  Мнемозина частенько пытается вернуть меня в «прекрасное далеко». Благо до недавнего времени были  и прямые свидетели общения двух композиторов, искренних не только в своем творчестве, но и в дружбе. При этом, он, конечно, имел в виду Арама Хачатуряна. Ведь не каждому, по мнению Фируза Мухтаровича, так в  молодости повезло с другом, как его Отцу.


Будущие композиторы, несмотря на разницу в возрасте, близко сдружились еще в годы ученичества в  московской консерватории. Среди однокашников того времени они отличались не только недюжинным талантом,но и повышенной трудоспособностью, стремлением к использованию в своих музыкальных работах образного содержания, различных форм и жанров. Эта творческая направленность всячески поощрялась и профессурой альма-матер.


Поэтому  не удивительно, что уже в первых крупных профессиональных опусах двух молодых  композиторов специалисты отмечали развитый самобытный  стихийный и  мелодический дар, незаурядное чувство гармонического колорита и экстравертный темперамент. Именно  благодаря этим качествам М.Ашрафи и А.Хачатурян в далекие тридцатые годы высоко поднялись над композиторами – современниками. 


Кроме того, у этих талантливых сочинителей классической музыки,живших далеко друг от друга, удивительным образом совпали и самые плодотворные периоды творческой жизни, которые пришлись на вторую половину пятидесятых годов. Их первые крупные оркестровые симфонические произведения заставили говорить о них, как о ведущих советских композиторах, сумевших объединить самобытную мелодику народных песен и танцев с конструктивной четкостью европейских музыкальных форм.
 


Искушение музыкой

Дружба двух состоявшихся талантливых композиторов ХХ века,которая,по мнению одного из поэтов-современников,была «понятием круглосуточным», вынесла все испытания, связав крепкими узами и их семьи.И,когда юный  Фируз поступил на учебу в Московский архитектурный институт, то какое-то время жил в семье Хачатурянов.По его воспоминаниям, в годы ученичества Арам Ильич, мягко говоря, постоянно «искушал» молодого человека музыкой, искренне считая, что внук и сын  Ашрафи,наверняка,генетически к ней предрасположен.

 
Но тут вмешался «ответственный» Отец,сумевший популярно объяснить своему заботливому другу, что придерживается иного мнения. Так как,всерьез опасается, что в перспективе «наследнику» музыкальных традиций деда и отца  не миновать постоянных сравнений по принципу: «яблоня от яблони» или «отцы и дети», которые вполне могли оказаться не в пользу Фируза. Кстати, по этой же причине не стала музыкантшей и его любимая дочь,ныне всемирно известная ученая,академик Мукаддима Ашрафи,всецело посвятившая себя изучению восточной миниатюры.


Постижение мира

В одной из бесед с Фирузом Мухтаровичем речь зашла о самом главном - о воспитании детей. По его мнению, именно личный пример родителей становится более эффективным в воспитании детей и постижении ими взрослого мира,чем бесконечные нотации и наказания. К примеру,его отец и мать,профессиональный врач, полностью посвятившая себя семье, были очень дружны и общительны, поэтому в их доме постоянно собирались друзья и коллеги,люди высокообразованные и искренне убежденные, что настоящее искусство это высшая форма постижения мира. 
 
   
Спустя годы Фируз Мухтарович,по его признанию, стал задумываться о том, почему в его далеком детстве люди были более отзывчивыми и менее меркантильными? К примеру, его отец частенько одалживал личные деньги своим иногородним ученикам,а так же и под разными предлогами старался привести их к себе домой,чтобы накормить.


-Я думаю,-говорил Фируз Мухтарович,- что поколение наших отцов было менее завистливо и с должным уважением относилось к чужим успехам. Помнится, когда в 1966 году в ГАБТе им. А.Навои ставили балет А.Хачатуряна «Спартак», то автор лично присутствовал на репетициях. Но, вот симфоническим оркестром театра дирижировал Отец, и при этом все время интересовался  мнением автора и друга.


Но Арам Ильич с радостью повторял, что «...лучше продирижировать балетом он бы не смог!» Было ли это проявлением тонкого воспитания автора балета - судить трудно, но к творчеству друг друга оба композитора относились с большим пиететом. А еще, по воспоминаниям Сына, его Отец отличался  удивительной сдержанностью и лишь одно обстоятельство могло вывести его из себя.- Так, обладая от природы уникальным музыкальным слухом, и,отчетливо слыша звучание каждого инструмента в оркестре, он искренне возмущался фальшивым нотам. Которые, кстати,не переносил и в отношениях между людьми.

   
Память сердца

Последние годы свой жизни Фируз Мухтарович посвятил памяти выдающегося отца, став директором  и хранителем уникального ташкентского мемориального музея М.Ашрафи, создав коллектив единомышленников, превративших небольшую квартиру не только в хранилище  раритетов, но и в подлинный островок культуры, постоянно радующий разнообразными  музыкально-поэтическими программами многочисленных почитателей высокого искусства.

А еще это место, где на полках бережно хранятся собственноручно написанные   композитором  Ашрафи  "Героическая симфония", несколько  маршей, кантат, сюит, вокально-симфоническая поэма, обработанные народные песни и романсы на слова Физули, А.Навои, А.Лахути и X.Гуляма, музыка к спектаклям и саундтреки к кинофильмам. Многие из  этих  произведений народного артиста республики и СССР были  в те далекие годы  отмечены Государственными наградами и премиями республики,а также, им.Дж.Неру и Г.А.Насера.
 
 
Конечно, в наши дни сложно представить мечтал ли о такой благодарной памяти сам Маэстро, создавший свой  удивительный  мир музыки по-восточному яркой и темпераментной. Но вот потомки,живущие в ХХI веке, бесконечно благодарны ему, потому что в стенах этого мемориала в его честь часто звучит старый рояль, раздаются голоса талантливых корифеев и молодых исполнителей. А за традиционной пиалой чая постоянно встречаются ветераны сцены, композиторы, дирижеры, художники, поэты и писатели, всегда готовые поделиться  воспоминаниями о днях прошедших. 


В одной из последних бесед, "незабвенная" архитектура опять «уступила» место музыке. И Фируз Мухтарович заметил, что жизнь М. Ашрафи была  полной, яркой и насыщенной, благодаря незаурядному таланту, проявившемуся  как в творчестве, так и в личной жизни, оставив о себе хорошую добрую память на долгие времена.
И к нему, как и ко многим замечательным  музыкантам минувшего столетия, вполне применимы слова немецкого философа Фридриха Ницше «Без музыки жизнь была бы ошибкой!». И это правда.


Но в настоящее время  публичные исполнения произведений всемирно известного композитора М.Ашрафи зависят прежде всего от  тех, кто занимается  планированием очередного  репертуара.  И, увы, с пожеланиями меломанов это часто не совпадает...

А вот  многочисленные здания  и сооружения, знаменитые мемориалы и отреставрированные архитектурные памятники, которым  посвятил свой талант его Сын Фируз, не подвластны конъюнктуре.  И, похоже, еще многие лета будут радовать своей удивительной музыкальностью.