Во всём виноват папа?

Наталья Катаева-Вергес
       Папа часто рассказывал мне о своём детстве, о том, как они жили во время войны, как он учился. В школу папа пошёл в сентябре 1941.
       - А на чём вы писали?
       - На газетах.
       - Как это? - удивляюсь я.
       - На белых полосках сбоку.
       - А чернила какие были?
       - Чернил не было, мы писали карандашами.
       - А учителя у вас были добрые?
       - Разные. Была одна учительница, которую все боялись. Мы называли её «Гром и молния». Как взглянет, так сердце в пятки уходит. У неё на уроках не забалуешь. Была учительница географии, которая рассказывала всё так, как было написано в учебнике. Мы даже следили по книге за тем, что она говорила. Всё было слово в слово. А умению другой учительницы слышать шорохи за спиной, мы всегда удивлялись. Пишет она на доске и говорит: «Зимин, Ищук! Хватит вертеться!»
       - А учителя мужчины у вас были?
       - Во время войны одни женщины преподавали, а потом с фронта учителя мужчины пришли.
       - Папа! Я тоже хочу быть учительницей.
       - Это трудная работа. Нужно уметь ладить с детьми и родителями, писать планы уроков. Кстати, ты знаешь, а ведь в планах  учителей написаны все ответы на вопросы.
       - И даже ответы контрольных работ?
       - Да.
       Эти слова мне запомнились, и я решила проверить планы учителя. Вскоре и случай представился.
                …
       Контрольная. Что может быть страшнее этого слова? Диктантов я не боялась, у меня всегда были за них пятёрки. А вот арифметика давалась мне с трудом.
       «А что, если посмотреть рабочие планы у Олимпиады Петровны?» – подумала я.
       Когда учительница вышла в коридор, я с любопытством заглянула в её тетрадь. Красивым ровным почерком там были написаны примеры, задачи и… о, счастье, ответы!
       Я схватила листочек и стала записывать ответы своего варианта. Несколько ребят, увидев, что я смотрю в учительскую тетрадь, подошли ко мне. 
       - Что ты делаешь?
       - Ответы контрольной работы записываю.
       Мои одноклассники тоже побежали за листочками.
       Когда раздался звонок, Олимпиада Петровна зашла в класс, раскрыла шторки на доске, и перед нами появились два варианта контрольной.
       Я стала решать, сверяясь с ответами из учительской тетради.
                …
       - Что ж, меня очень порадовали результаты контрольной работы, - в очередной раз сказала Олимпиада Петровна.
       Знала бы она, как радовались мы! Ещё бы! Пятёрки и четвёрки были нам гарантированы.
       И всё бы, наверное, так и продолжалось, если бы нас не выдал одноклассник.
                …
       Вадим – мальчик, который всегда носил мой портфель, сказал мне однажды:
       - Вы поступаете нечестно.
       Я и сама понимала, что мы поступаем непорядочно, но страх перед математикой оправдывал всё.
       - Подумаешь! – сказала я. – Кому от этого хуже?
       - Неужели ты не понимаешь, что тебе же и хуже?
       - Как это?
       - Ты ведь не думаешь над задачами, а пользуешься готовыми ответами. Ты была зачинщицей всего этого, ты и должна всё прекратить.
       - Как?
       - Скажи ребятам, что так делать нельзя и сама больше не списывай!
       Прекратить? Ну, уж нет! Ни за что!..
       И вот однажды, когда мы списывали ответы очередной контрольной, раздался строгий голос Олимпиады Петровны:
       - Что вы делаете возле моего стола?
       Все застыли от страха. Олимпиаду Петровну мы очень боялись. Она никогда не улыбалась, казалась злой. Наверное, у неё было эмоциональное выгорание, ведь ей было уже 55 лет, и мы были её последним выпуском.
       Началось выяснение, вызвали мою маму...
       Поздним вечером у родителей состоялся серьёзный разговор.
       - Зачем ты сказал Наташе о том, что в учительских тетрадях написаны ответы? - спросила мама отца.
       - Ну, я же не знал, что она до такого додумается, - оправдывался отец.
       - А мне кажется, что ты специально рассказал об этом, чтобы помочь ей решить проблемы с арифметикой, - сказала мама.
                …
       Узнав о том, что Олимпиаде Петровне всё рассказал Вадим,  девчонки, решили устроить ему суд.
       Инициатором была Галя. Она была бесстрашной, озорной, заводилой во всех играх.
       Вадима подкараулили и повели на задворки разбираться.
       Он, может быть, и трусил, но не показывал вида. 
       Его привязали верёвками к столбу. Он не сопротивлялся.
       - Девчонки! Не надо! – запротестовала я. - Это жестоко!
       - Тебе его жалко? Он же тебя выдал, не пожалел!
       - Он говорил мне, чтобы я прекратила списывать, а я не послушалась!
       - Если ты его простила, то мы не прощаем! Он - предатель!
       Вадим, как пионер-герой, стоял с гордо поднятой головой и говорил:
       - Я вас не боюсь, делайте, что хотите! Я остаюсь при своих убеждениях: вы поступали нечестно!
       - А ты поступил подло! Выдал своих.
       Вскоре девчонки поддались на мои уговоры и развязали Вадима. Он ушёл.
       А на следующий день вызвали в школу родителей Галины.
       Через день состоялось родительское собрание, после которого мама сказала мне:
       - Как ты могла так поступить с Вадимом?
       - Я его защищала, - оправдывалась я...
       Прошло время, мы с Вадимом помирились, даже ходили вместе в Дом пионеров в литературный кружок. Олимпиада Петровна ушла на пенсию. Родители уговаривали её остаться и доучить нас, но она не согласилась. В четвёртом классе у нас появилась замечательная учительница Галина Ивановна - задорная, весёлая, улыбчивая.
       Много лет прошло с тех пор, а я не могу забыть эту позорную историю в своей жизни и всё думаю: «Виноват ли был папа, рассказав мне про рабочие планы учителей?»