7. Академия искусств Гонолулу

Евгений Никонов
Суббота, 9 сентября 2000 года. Сразу после завтрака едем в музей – Академию искусств Гонолулу. Спустились к стойке регистрации, Мису все уже знают, предложили доехать до музея на лимузине, бесплатно, а то стоит без дела, нет заказов. Сели, поехали. В длинном салоне вдоль стенок стоят фужеры, бутылок нет. Мне не до этого, я с волнением ожидаю встречи с Клодом Моне и Винсентом ван Гогом.

Небольшое отступление от текста

Несколько лет назад я открыл для себя импрессионистов. Раньше знал о них только понаслышке, хранил несколько открыточек-репродукций, в музее рассеянно проходил мимо изображения собора из многих ярких цветовых пятен. С приходом эпохи компьютеров и Интернета появилась фантастическая возможность не просто знакомства, а более близкого общения с шедеврами мировой живописи. Ещё всякие видео, фильмы на компьютере не шли, мощностей не хватало, а картины – пожалуйста! Сидел ночами напролёт, забывая обо всём на свете. Иногда мгновенно, чаще медленно, постепенно, строчка за строчкой открывалось на экране Чудо. И то интересно, и это. Зацепил Клод Моне, потом ван Гог; но не всё, портреты, изображения старых ботинок, черепа с папиросой (уж извините меня) откладывал в сторону. Насобирал сотни файлов пейзажей из разных Интернет-страниц. Уже малыми размерами или произвольно обрезанными пренебрегал. Заметил разницу цветопередачи одного и того же живописного произведения. Стал ходить по музеям, в том числе недавно в Сан-Франциско, и отмечать у себя наиболее точные копии. Появившиеся в большом количестве альбомы живописи тоже были не всегда безупречны. Попалась, не могла не попасться, потрясающая виртуальная галерея ван Гога исключительно добросовестного собирателя от Бога. Известный коллекционер Дэвид Брукс из Торонто (Канада) собрал и выложил в Сеть 100% произведений ван Гога с классификацией по названиям, годам, местам хранения. Он сам ездил по музеям всех стран и высокопрофессионально фотографировал. Лишь некоторые фотографии произведений Ван Гога на других Интернет-сайтах были несколько более качественно исполнены. Я многое почерпнул из этой виртуальной галереи и, к своему удивлению, встретил небольшое несоответствие в его пространных таблицах. Одно-единственное. Испросив предварительно его согласия, я сообщил ему об этом, он поблагодарил, принял во внимание и внёс исправление в свою коллекцию. Мы вступили в переписку по электронной почте, он рассказал о себе, о своей семье, о погоде, о своей коллекции, которой он посвятил много лет, трудов и средств; я написал ему о себе, благодарил его за благородный, самоотверженный труд и служение человечеству. Узнав, что я русский, он простосердечно спросил, не похож ли на русского вангоговский почтальон Рулен с окладистой кудрявой бородой и голубыми глазами, я согласился. Я как-то в своём письме отметил, что все 864 картины ван Гога строго пронумерованы и всё о них известно, тогда как у Моне за его долгую жизнь написано несколько тысяч работ, нумерация есть какая-то, но нестрогая, и главное, насколько я знаю, нет в Интернет-изданиях полного перечня картин. Предложил Дэвиду, в шутку, заняться творчеством Моне, но он ответил, что ему это неинтересно и он думает, если представится возможность, заняться творчеством Сальвадора Дали. Ну что ж…
Я сам собрал около тысячи изображений картин Моне. Однажды мне подарили компакт-диск с большим количеством файлов картин Моне, но без названий; большинство из них я идентифицировал, но некоторые пока остались для меня безымянными, упорно ищу. Дело осложняется тем, что Моне рисовал некоторые сюжеты многократно, копировал себя, создавал так называемые серии. Всё это интересно изучать, но вызывает затруднения.
Возвращаюсь к музею Гонолулу. Я успел подготовиться к посещению и знал, что в музее есть одна картина ван Гога, именно “Пшеничное поле со снопами”, 1888 года, классификационный номер F561. Картина известная, с чёткими рисунком, остаётся только посмотреть её и больше к ней не возвращаться. А по Моне сложнее: в рекламных материалах пишут, что в музее несколько картин Моне, и не уточняется, сколько. В моей коллекции содержится только одна: “Кувшинки в пруду”, 1917-1919 гг., номер 1895. Любопытно узнать, какие ещё Моне есть в этом музее? Зачастую реклама не соответствует действительности. Надеялся, что скоро всё увижу воочию.
С таким приподнятым настроением я приближался к заветной цели. Вкратце поделился своими мыслями с Ниной, Димой и Мисой. Они всегда поддерживали меня в моих изысканиях. Несколько компакт-дисков с картинами импрессионистов и описаниями я уже к этому времени подарил своим друзьям, которые интересовались искусством. У Мисы тоже было в это время увлечение именно Моне и ван Гогом, она увесила все стены своего дома постерами – крупного размера репродукциями любимых картин.
На этом “лирическое отступление” заканчиваю.


Мы подъехали к Академии искусств. Музей предстал перед нами в виде нескольких соединённых переходами одноэтажных галерей и внутренних двориков. Забавно!
В основном здесь представлена коллекция азиатского искусства, всякие китайские, японские раритеты. Из европейского – потрясла картина “Каин убивает Авеля” старинного итальянского художника; Каин весь тёмный, настоящий дьявол во плоти, замахнулся какой-то челюстью вроде крокодильей. Ужас!

Но настоящий ужас был в том, что половина залов музея оказалась закрытой… Залы импрессионистов тоже... Ещё как вошли, бросилось в глаза некое странное хождение сотрудников музея с коробками в руках, туда-сюда, туда-сюда. Как будто происходило “великое переселение народов”.

Миса пошла в администрацию. Мы двинулись на выход. Миса была возмущена, что всё это было сделано без предупреждения, без всяких сообщений. Что-то гневное написала в книге отзывов. Кажется, позвонила в гостиницу, чтобы отменить заказ на обратный транспорт.

Пошли на автобусную остановку. Автобуса не дождались, взяли такси до гостиницы.

Хорошо поплавали в бассейне. И пошли в итальянский ресторан “Траттория”. Написано – один из лучших ресторанов в мире. Ели лазанью – пласты теста, переложенные курицей, белыми грибами и чем-то ещё. Вкусно. Выпили вина. Благодарили Диму и Мису за роскошный подарок – поездку на Гавайи.

Пошли гулять по городу, ходили по магазинам, ели мороженое. Зашли в наш соседний магазин и нежданно-негаданно к нам как уважаемым клиентам, оказывается, накопившим неплохие бонусы, вышел хозяин и вручил по фирменному бокалу нашим женщинам, а нам, мужчинам, – по пакетику очень полезных орешков макадамия. Знает, кому что преподносить. Подаренные бокалы с рисованной картой Гавайев живы у нас до сих пор. Хорошая память!
Вернулись в гостиницу, собирали чемоданы. Завтра отъезд.


Оглавление                http://www.proza.ru/2016/07/23/486
6. Гонолулу. Наши в Перл-Харборе  http://www.proza.ru/2016/07/23/627
8. В Сан-Хосе, домой                http://www.proza.ru/2016/07/23/666