Восточно-Прусская операция-1-8-6-13-3

Валерий Шпинев
Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


В. Шпинев «Восточно-Прусская операция. Краткая хроника»–1-8-6-13-1.

Немецкие оборонительные сооружения в Германии, Польше и Восточной Пруссии (приграничные укрепления, укрепрайоны, бункеры, форты, полевые укрепления).

Форты Кенигсберга. Форт № 9 «Дона». Продолжение.


Обсуждения из Интернета. Форт №9 «Дона» или «Понарт».  (forum.kenig.org).

Несколько слов о форте «Понарт», или №9.
Как известно, он был взят штурмом в ходе ночного боестолкновения с 29 на 30 января 1945 года частями 11 гв. армии.

В настоящее время от форта мало что осталось…

На вопросы, связанные с его разрушенным состоянием, к сожалению, нет однозначных ответов.
 
А.Овсянов в своей книжке «В казематах королевского форта» даёт несколько версий произошедших на нём событий. Все эти версии сходятся в одном – форт был взорван именно в ночь или утро 30 января, либо защитниками (О. Лаш), либо нападавшими (К. Галицкий, М. Григоренко, Ю. Плотников).
 
Перечитывая в очередной раз книжку К.Галицкого, я обратил внимание вот на что: «Маршал Василевский прибыл на командный пункт армии в первой половине дня 3 апреля… Он решил сам посмотреть места предстоящих боёв. Поехали с ним на армейский наблюдательный пункт, оборудованный на форту «Понарт». С его верхнего этажа открывался вид на пригороды и южную часть города. Особенно хорошо просматривалось направление главного удара армии на высоту 17.1 и далее на товарную станцию железнодорожного узла». К сожалению, я пока не посетил лично этот форт, но судя по военным фотографиям, у этого форта со вторым этажом большие проблемы.
 
Лично я не считаю труд Кузьмы Никитовича эталоном правдивого описания Восточно-Прусской операции, в книге очень много неточностей, нестыковок и т.д., однако нужно понимать, что книга писалась в конце 60-х годов, зачастую по архивным документам, качество которых очень низкое…
В конце войны командиры в своих донесениях занимались тем же. Количество уничтоженных и захваченных немецких танков в зоне ответственности 11 армии превышает количество танков, имеющихся в тот момент на всём Восточном фронте, и т.д. и немецкие писатели грешат тем же. При всём этом, нужно отдать должное генералу Галицкому – для своего времени, его книга – наиболее полное и интересное описание событий тех лет, да и сам Кузьма Никитович своей биографией вызывает только уважение, в отличие от многих советских полководцев…

Если Василевский наблюдал с него направление удара - тогда напрашивается вывод, что он был взорван (растащен) в более позднее время… Либо сразу после штурма - в мае-июне, либо - годах в 60-х…

Очень похоже на наших - рвануть после войны то, что осталось, ну там еще кирпичик потаскать...

Теоретически Василевский мог забраться на остатки форта, но вопрос: с этих остатков действительно видно товарную станцию?

Сейчас конечно уже нет… А тогда - в принципе при невысокой застройке, хорошей оптике и ВЫСОКОМ наблюдательном пункте... Да мог... Получается, что сооружение то было высокое. Сейчас там теплицы…

Вот тут воспоминания ветерана 1-й Пролетарской Московской дивизии, вот что он пишет о форте "Дона". Выдержки из интервью с Л.М. Полонским: «В этом наступлении только частям 1-й гвардейской Пролетарской Московской дивизии удалось зацепиться за окраину Кенигсберга и захватить форт «Понарт», или как тогда говорили, форт №9 или №10 (нумерация согласно различным источникам), во внешнем обводе южного кольца немецкой обороны в районе Альтенберг».

В генеральских мемуарах Галицкого взятие форта «Понарт» представлено как очередное гениальное достижение нашей полководческой мысли. Но у Галицкого все мемуары написаны в подобном духе, и как их матерно комментируют фронтовики, мне уже приходилось неоднократно услышать. И что-то мне слабо верится, что форт был взят в результате классически подготовленной войсковой операции. Вы были одним из первых, кто ворвался в «Понарт». Как происходил его захват на самом деле?

П.Л.М – Форт был захвачен не в результате какой-то стратегической операции, а по стечению невероятных и счастливых для нас обстоятельств.

Во внешнем полукольце обороны у немцев было 15 фортов, каждый в 3-4- километрах друг от друга. Стены трехметровой толщины, бункеры, казематы, все напичкано орудиями, зенитками, пулеметами всех мастей. Каждый форт – настоящая крепость. В гарнизонах таких фортов находилось по 300-400 подготовленных бойцов. Все местность между фортами простреливалась фланговым и перекрестным огнем и контролировалась пехотой, зарывшейся в землю и бетон по обводу обороны. Внутренний обвод обороны состоял из 12 фортов.

К форту мы, разведка 3-го артдивизиона, подошли темной ночью, первыми, вместе с разведротой дивизии. И поубивали бы нас там всех, за считанные минуты, но тут помог… случай… Когда мы ворвались в укрепления перед фортом, то увидели перед собой крутой откос, а далее, глубокий ров с водой, шириной примерно 20 метров. Немцы, прямо перед нашим расположением забыли убрать переходной мостик! Попытаться перебежать по этому мостику, не было смысла, мостик почти упирался в глухую стену, и хорошо простреливался с боковых казематов.
И тогда появился какой-то лихой старшина, то ли из разведроты, то ли из саперов, который прикатил небольшую бочку с динамитом, и имел с собой детонаторы и запальные фитили. Эта бочка ровно покатилась по мостику и взорвалась у самой стены. Через несколько мгновений раздался еще один взрыв чудовищной силы. Стена форта исчезла в дыму и пламени. Когда мы, оглушенные и контуженные, снова стали что-то соображать, то увидели, что ров перед нами засыпан глыбами земли и обломками стены. Какой-то разведчик крикнул: «В форт! Бегом!». Быстро перебежали и ворвались в огромный проем в стене. По всей территории форта мы наталкивались на оглушенных и обезумевших от взрыва немцев, которые даже не пытались сопротивляться. Их просто пристреливали на бегу, не было времени брать кого-либо в плен.
От форта уходили подземные ходы в сторону города. Мы проскочили по ходам и даже захватили еще один укрепленный пункт, расположенный за западной стеной форта. В этом укреплении находилась стационарная зенитная батарея с центральным управлением. Батарею развернули в немецкую сторону и стали бить по пригороду Кенигсберга. Пригородные дома находились в километре от нас! В этом укреплении мы просидели больше полутора месяцев. Я захватил себе еще один личный «трофей» - БТР с пушечкой.

Так что же произошло в форту? Выяснилось, что от взрыва заряда, направленным, героем-старшиной, через мостик к стене, сдетонировал и взорвался огромный склад боеприпасов, находившийся прямо в этом месте под землей, этот взрыв и разнес стену форта, обломки которой засыпали глубокий ров, позволив нам перебраться в форт. В другой оконечности форта находился еще один большой склад снарядов и патронов, но он не взлетел на воздух и уцелел.

В мемуарах командарма и еще в нескольких сборниках воспоминаний, взятие форта представлено как организованный и подготовленный штурм с массированной артподготовкой и поддержкой с воздуха. Но на самом деле ничего этого не было. Просто, нам крупно повезло в ту ночь…

Вот тут воспоминания Л.М. Полонского:
http://www.iremember.ru/index.php?optio ... &Itemid=22.

А вот, что пишет Отто фон Ляш: «Форт № 9 «Дона» близ Высокого Каршау был окружен русскими еще в ночь с 29 на 30 января. Когда, несмотря на мужественное сопротивление, оборонявшиеся обнаружили, что русские танки стоят уже на казематах, требуя капитуляции, весь гарнизон форта (две роты выздоравливающих, взвод фольксштурма, радиотелефонный взвод, во главе с одним капитаном и унтер-офицером) взорвал себя. В итоге русские получили фланговую позицию, доставлявшую нам в боях на южном фронте немало неприятностей. В тот же день, 29 января, мы потеряли и промежуточное укрепление Альтенберг, а за форт № 10 «Канитц» в это время шли ожесточенные бои.

Событие не оспаривают обе стороны, но вот ход событий в районе этого объекта, свидетели описывают по-разному.

Хочется поверить в жуткое стечение обстоятельств, что гарнизон взорвал себя именно в тот момент, когда покатилась бочка со взрывчаткой по мостику, но это уже совсем сказки. В общем, факт налицо, а вот его течение – непонятно.

В связи с тем, что свидетели говорят диаметрально разную информацию, создаётся ощущение, что тут дело не чистое...
Что-то произошло такое, что хотели скрыть, отсюда и такие разные показания очевидцев...

Но кто хотел скрыть? И что?

У меня такое ощущение, что немцы хотели скрыть количество оборонявших форт (хотели таким образом уменьшить фактически большое количество - типа "вот какие мы смелые и доблестные"), а наши - увеличить фактически малое количество оборонявшихся - типа "вот какие мы крутые - небольшим числом взяли так много немцев и форт".

Может и так, я думаю, у обеих сторон были какие-то трудности и просчёты, связанные с этим объектом...

Как правильно заметили, факт на лицо, форт взорван.
Но каждая сторона трактует это по-своему.
Немцы: гарнизон взорвал себя сам.
Русские: 1. Гениальная операция 2. Чистая случайность.
И с одной и с другой стороны описание гибели форта дают сторонние люди, которые в штурме не принимали участие, за исключением - Полонский Лев Маркович.
В связи с этим у меня возникает резонный вопрос: кто этот человек?

Вот немного о штурме форма №9:

Войдя в рощу, наступавшие приблизились к глубокому и широкому рву одного из крепостных фортов. Командир подразделения вызвал командира саперного отделения сержанта Кислого и приказал устроить взрывным способом спуск в ров.
Произведя разведку, саперы выяснили, что ров имеет ширину до 25 м. Его контрэскарпом служила вертикальная каменная стена.
Во рву находился лед, покрытый толстым слоем снега. Высота каменной стены до поверхности льда достигала 5 м. Противоположной стороной рва являлся земляной откос, переходивший выше уровня горизонта в откос вала, который поднимался за рвом круто вверх. Ров был расположен углом к наступающим. Между сторонами рва, отходившими в направлении к противнику, образовался участок местности в виде острова протяженностью по фронту до 350 м. Этот «остров» представлял собой мощное долговременное оборонительное сооружение — один из фортов крепости...
Устройство колодцев для зарядов в мерзлом грунте требовало большой затраты времени, да и огонь противника мешал работам. Поэтому сержант Кислый принял решение применить поверхностные заряды. Они были заранее подготовлены и помещены по 200 кг в бочки, которые являлись удобными оболочками. Такие заряды легко было подкатывать к объектам взрыва. Спуск предполагалось образовать тремя последовательными взрывами наружных сосредоточенных зарядов, располагаемых на краю рва...
Стрелки, прикрывая действия саперов, начали обстрел амбразур капонира из пулеметов и противотанковых ружей.
Под прикрытием огня стрелков, саперы Кульба и Чистяков доставили по спуску в ров еще один заряд — бочку с 200 кг тола — и начали подкатывать ее к правой стороне капонира. Но сильный огонь из амбразур не давал подойти к нему вплотную. Тогда саперы изменили направление движения и подошли к левой стороне капонира, где они увидели железную дверь, которую и подорвали малым зарядом. Проникнув за нее и никого не обнаружив, саперы вкатили заряд в подземный коридор (потерну), идущий, очевидно, от капонира внутрь форта.
Подготовив бочку с толом к взрыву, саперы вышли из помещения и укрылись за земляной насыпью у капонира. Заряд взорвался.
Неожиданно раздался второй взрыв, но гораздо большей силы. Затем начался треск разрывающихся ружейных патронов, и снова один за другим — взрывы, общим числом до девяти. В многочисленных казематах форта находились склады боеприпасов, которые и взорвались от заложенного саперами заряда...

Напольный капонир в 9-м форту, насколько я помню, целый. То есть речь может идти про полукапониры.
Но что-то я очень сомневаюсь, что от взрыва в полукапонире могло что-то сдетонировать. Там потерны метров по 30 и выходят сразу во внутренний дворик, а не в складские помещения.

Старый "Военно-инженерный сборник".

Скорее всего, от взрыва случайно сдетонировали боеприпасы в казематах и это вызвало "цепную реакцию". Все взлетело к черту на воздух. Повезло.

Очень маловероятная версия, если знаком с устройством форта...

Это единственный форт, подрыв которого не ясен:
наши саперы одеяло на себя тянут - немцы говорят, что взорвал гарнизон форта... Точная версия пока не установлена...

Сильных подрывов было два. Первый - во время штурма и потом позже - окончательно разрушивший форт.
Вот по второму не совсем ясно, или это наши подорвали оставшиеся склады боеприпасов, как это пишет Григоренко, или остатки гарнизона, забившиеся в подземелье, совершили героический суицид.
Впрочем, оба варианта вполне могут быть одним, если соединить их...

я согласен, может быть так и было, но что-то тут не чисто - кто-то скрывает какие-то действия, активно ссылаясь на различные источники и дезинформируя - чекистский приемчик...

Нашим то и скрывать нечего, взят форт почти с ходу, после минимальной подготовки.
А вот коменданту надо крутиться, это ведь надо, прошляпить подход противника к своей крепости, потерять один из ключевых узлов обороны...

Сомнений в победе никогда не существовало...

Дело в другом - за годы службы в ВС СССР понял правило:
если существует что-то необъяснимое - причины этого:
- пьянство;
- непрофессионализм;
- враньё; или все эти явления в разных пропорциях...

Сильный огонь из амбразур не давал подойти к нему вплотную. Тогда саперы изменили направление движения и подошли к левой стороне капонира, где они увидели железную дверь, которую и подорвали малым зарядом. Проникнув за нее и никого не обнаружив, саперы вкатили заряд в подземный коридор (потерну), идущий, очевидно, от капонира внутрь форта.

Интересно получается - когда заходили справа, из амбразур капонира стреляли, а когда подошли слева и взорвали вход в капонир, то там никого не оказалось. А кто же тогда стрелял?

Либо автор плохо помнит место, либо он с чьих-то слов рассказывает...

Он и не должен помнить, статья для инженерного журнала, там даже выкладки формул есть, а написана по отчетам.

Слева огонь из амбразур могли, скорее всего, подавить стрелки. А то, что там никого не оказалось, это вполне понятно. Взрывом двери стрелявшие могли быть уничтожены, или они просто сбежали по потерне. Их и немного было, судя по всему.

Тут есть несколько очень важных нюансов:
Во-первых, саперы с двухсоткилограммовой бочкой тола совершенно спокойно передвигаются во рву форта. Это значит, что сопротивления как такового нет, и ведется со стороны немцев разрозненная стрельба.
Во-вторых, они передвигаются по льду, хотя ледяной покров во рвах, каналах и проч. при приближении противника должен быть разрушен.
То есть немцы совершенно не ожидали столь быстрого подхода наших, и ничего не подготовили.


Продолжение: http://proza.ru/2016/07/29/1602.