Глава 20 Англия при Генрихе Четвертом, по прозвищу

Инна Едрец 2
Во времена прежнего царствования проповедь Уиклиффа против изощренного и заносчивого Папы и всех его приверженцев произвела огромное волнение внутри Англии.

То ли Король действительно желал заручиться поддержкой священников или притворно изображал религиозность, чтобы перехитрить Небеса и не выглядеть узурпатором,- ничего не могу сказать. Оба предположения одинаково правдоподобны. Ясно одно - он начал правление с того, что яростно выступал против последователей Уиклиффа, которых называли Лолларами, или еретиками - хотя его отец, Джон из Гонта сам придерживался их направления...

И нет сомнения, что именно он заимствовал из-за границы зверскую и мерзкую традицию - сжигать на кострах людей в наказание за их свободные мнения или высказывания. Это стало "импортозамещением" в Англии так называемой Священной инквизиции, которая на самом деле была самым безбожным и ненавистным трибуналом, когда-либо изобретенным человечеством, превращавшим людей скорее в зверей,а не в последователей заповедей Господа Нашего...

Как вам известно, этот Король не имел ни малейших прав на власть. ЭДУАРД МОРТИМЕР, юный Граф Марч, которому всего-то было 8 лет от роду, являлся потомком Герцога Клеранса, старшего брата отца Генриха,- именно он являлся по праву наследования реальным претендентом на трон. Однако Король велел дать титул Принца Уэльского собственному сыну и, отняв собственность Графа Марча и его мледшего брата, содержал их в тюремном заключении (правда, не очень суровом) в Виндзорском Замке.

Затем он потребовал от Парламента принять решение, что делать со свергнутым королем, который вел себя весьма тихо и высказывал смиренную надежду, что Король станет для него достаточно милостивым повелителем.

Парламент рекомендовал содержать прежнего короля в каком-нибудь тайном месте, где он не мог бы общаться с простолюдинами или получить поддержку от своих сторонников. Согласно этому решению, Генрих издал соответствующий указ в отношении прежнего короля и, начиная с этого момента, всей английской нации стало ясно, что Ричарду Второму недолго осталось жить.

Это был настолько же буйный, насколько и беспринципный Парламент, и Лорды ссорились между собой - кто из них более лояльный, а кто нелояльный, кто постоянный, а кто вероломный предатель,- так что, говорят, одновременно было брошено на пол 40 перчаток - как вызов на поединок! Но истинно то, что все они, одинаково неверные и лживые, завистливые и мнительные, в одно время держали сторону прежнего Короля, потом перебежали в стан другого Короля, и редко кому из них хранили верность долго...

Вскоре Лорды начали создавать новые заговоры. Один из них заключался в том, чтобы пригласить Короля на турнир в Оксфорд и там внезапно напасть на него и убить. Смертоносный план, получившший одобрение на тайном собрании в доме Аббата Вестминстерского, однако выдал один из заговорщиков - герцог Ратланд.

Вместо того, чтобы ехать на турнир или остаться в Виндзорском Замке (куда немедленно отправились заговорщики, узнав о том, что заговор раскрыт, - в надежде напасть на Короля там), Король уехал в Лондон, объявил Лордов изменниками и обрушился на них со всей своей яростью. Они отступили на запад Англии, провозгласили Ричарда Королем, однако народ не поддержал их выступление, и они потерпели поражение.

Заговор Лордов ускорил конец свергнутого короля. Был ли он лишен жизни наемным убийцей или его заморили голодом, или сам он отказался принимать пищу, как только узнал о гибели своих братьев, которые участвовали в заговоре,- достоверно неизвестно. И все же он встретил свою смерть, и тело с едва открытой верхней честью лица выставили на всеобщее обозрение в Соборе Святого Павла. И мне трудно отогнать мысли, что его убили по личному приказу Короля...

Французской супруге убогого Ричарда исполнилось 10 лет, и когда ее отце, Шарль Французский получил известия о ее несчастном и одиноком существовании в Англии, пришел в ярость - как много раз за последние пять-шесть лет. Французские герцоги - Бургундский и Бурбон - встали на защиту интересов девицы,- не особенно беспокоясь именно о ней, а воспользовавшись шансом как-нибудь поживиться за счет Англии.

Жители Бордо, которые испытывали нечто вроде суеверного поклонения перед памятью Ричарда, рожденного здесь, поклялись Господом, что он был самым лучшим из земных королей и достойнейшим гражданином королевства - и обещали совершить против Англии великие дела. Но прошло немного времени и они, сообразив, что их собственные аристократы правят ими ничуть не лучше, и даже английское правление более мягкий вариант из двух, - они остыли, и оба герцога, несмотря на всю свою решимость и влиятельность, ничего не смогли добиться без народной поддержки.

Потом начались переговоры и торги между Францией и Англией - на каких условиях возвращать на родину несчастную Королеву - с бриллиантами и приданным стоимостью в 2000 франков золотом, или без него. Король соглашался вернуть девицу с бриллиантами, но с деньгами он ни за что не расстанется! В итоге ее благополучно доставили во Францию - без приданого, и тогда Герцог Бургундский (кузен Французского Короля) рассорился с Герцогом Орлеанским (братом Французского Короля) по этому делу, и оба герцога заставили страдать Францию еще больше...

Так как идея о завоевании Шотландии не утратила актуальности, Король перешел реку Тайн и потребовал от их Короля подчиниться его власти. Не получив желаемого, Король двинул полки на Эдинбург, но мало преуспел, - из-за отсутствия провизии и решительных действий шотландцев, уклонявшихся от сражения. В конце концов ему пришлось отступить и, к его великой чести надо заметить, он не сжигал деревень, не убивал несчастных людей во время этой военной экскурсии, а, напротив, старался быть как можно более осторожным, внимательным и безобидным,- удивительный пример достоинства в те суровые времена!

Все же война в приграничных зонах Шотландии и Англии продолжалась 12 месяцев, и потом Герцог Нортумберленд, аристократ, благодаря которому Генрих пришел к власти, внезапно выступил против него - вероятно, потому что Генрих не оправдал ни одного из экстравагантных ожиданий герцога.

В то время в Уэльсе жил некий джентельмен - ОУЭН ГЛЕНДОВЕР. Получив образование при Дворе, впоследствии он поступил на службу к прежнему Королю. Так вот, собственностью Оуэна Глендовера незаконно завладел сосед - влиятельный лорд и родственник нового Короля. Требование загладить обиду не было услышано, и тогда Оуэн Глендовер взялся за оружие. Став разбойником и вне закона, он объявил себя повелителем Уэльса. Представившись могущественным магом, он привлек на свою сторону не только валийцев, но сам Генрих поверил ему, когда предприняв три неудачных экспедиции в Уэльс, столкнулся с непреодолимой природой страны и суровостью климата,- так что Генрих утвердился  во  мнении, что всему виной загадочная магия Глендовера.

Все же Король взял в плен Лорда Грея и Сэра Эдмунда Мортимера, позволив родственникам Лорда Грея выкупить его, но отказав в подобном благодеянии Сэру Эдмунду Мотримеру. Так вот, Генри Перси, по прозвищу ГОРЯЧАЯ ШПОРА, сын Герцога Нортумберленда, который был женат на сестре Мортимера, как полагают, воспринял это как личную обиду и в сообществе с отцом и товарищами, объединился с Оуэном Глендовером и восстал против Генриха.

Все указывает, что именно это стало причиной заговора, хотя, возможно, -  лишь предлог. К заговорщикам примкнули СКРУП, Архиепископ Йоркский и ГЕРЦОГ ДАГЛАС, влиятельный и отважный шотландский аристократ. Король проявил решимость и быстроту действий, и обе армии сошлись при Шрузбери.

В каждой армии - примерно по 14.000 человек. Так как Герцог Нортумберленд был нездоров, командование армией принял на себя его сын. Король облачился в простые доспехи - чтобы ввести в заблуждение противника; четыре джентельмена одели королевские - из тех же соображений.

Атака повстанцев была столь яростной, что четверо заместителей Короля пали в бою, королевское знамя повергнуто на землю, а молодой Принц Уэльский получил серьезную рану в лицо. Но своим духом и отвагой он продолжал поднимать королевскую рать. Воодушевленные воины бросились в бой и наголову разбили врага.

Горячей Шпоре прилетела стрела и поразила в мозг. Сопротивление повстанцев захлебнулось, и разгром был полный. Так, одним ударом был положен конец заговору.
Герцог Нортумберлендский сдался сразу, как только услыхал о гибели сына,- и получил прощение Короля.

Небольшие отголоски восстания еще вспыхивали то и дело некоторое время. Оуэн Глендовер отступил в Уэльс, и среди невежественного народа начали расползаться нелепые слухи, будто Король Ричард все еще жив, и будто королевский шут не кто иной, как прежний Король. Как они могли верить в подобные нелепости, трудно представить.

Но это еще не самое страшное. Молодого Графа Марча с братом похитили из Виндзорского Замка. Их нашли с помощью некой Леди Спенсер, которая применила спиритические сеансы. Она же обвинила собственного брата, будто Герцог Ратлэнд, участвовавший в прежнем заговоре, а ныне Герцог Иоркский, замешаны и в новом. За что у него конфисковали имущество, не придав, однако, смерти...

Вскоре возник очередной заговор - с участием все тех же персонажей - Герцога Нортумберлендского, Архиепископа Йоркского, Скрупа и других влиятельных лордов. Они позаботились, чтобы к церковным воротам приклеили объявления, в которых Король обвинялся во всевозможных преступлениях. Но бдительный и решительный Король ответил на вызов - заговорщиков схватили, Архиепископа казнили, - и это стал первый случай, когда служителя церкви обвинили в государственной измене и подвергли публичной казни. Сам Король ни на минуту не сомневался в справедливости приговора.

Следующим важным событием правления Короля Генриха было пленение наследника Шотландского трона - Джеймса- мальчика 9 лет. Его отце, Король Шотландии Роберт, посадил принца на корабль, чтобы отправить подальше от мстительного и коварного дяди. Но, к несчастью, по пути во Францию, корабль случайно захватили английские пираты. Мальчика доставили в Англию, где он пробыл в заточении 19 лет. Находясь в тюрьме, он начал усердно учиться и впоследствии стал выдающимся поэтом.

За исключением незначительных стычек в Уэльсе и во Франции, последний период правления Короля Генриха можно считать сравнительно мирным. Но сам Король был далек от ощущения счастья, - вероятно, его мучили угрызения совести, когда он признавался в глубине души, что вероломно сместил кузена, незаконно завладел короной, узурпировал власть и способствовал убийству убогого Короля Ричарда.

Принц  Уэльский, хотя и отважный и щедрый, отличался буйным и распутным нравом. Он нанес удар мечом ГАСКОГНУ, Главному одбвинителю - за то, что тот решительно отказался снисходительно отнестись к одному из его беспутных товарищей. Главный обвинитель немедленно потребовал поместить Принца в тюрьму, и Принц, с вежливой учтивостью, подчинился, - чем вызвал гордое восклицание отца: "Счастлив тот Король, который имеет такого непреклонного обвинителя и достойного сына, который в любой момент готов подчиниться перед Законом!"

Все это весьма сомнительно, но вот еще одна история (которая послужила великолепным сюжетом для нашего восхитительного Шекспира) - о том, как Принц однажды примерил корону своего отца, пока тот спал...

Между тем здоровье Короля ослабевало с каждым днем, он все чаще испытывал болезненные судороги лица и падал от эпилептических ударов. Отчего рассудок начал изменять ему. Однажды во время молитвы перед гробницей Святого Эдуарда, в Вестминстерском Аббатстве, с ним случился очередной эпилептический удар. Короля перенесли в покои Аббата, где он вскоре скончался.

Генриху предсказывали смерть в Иерусалиме - и Вестминстерское Аббатство вряд ли напоминает его. Но покои Аббата исстари называли Иерусалимскими - поэтому народная молва быстро подхватила такое неожиданное подтверждение давнего предсказания.

Король умер 20 марта 1413 года, в возрасте 47 лет, на 14-м году своего правления. Его похоронили в Кентерберийском Соборе. Он был женат дважды. От первой жены он оставил четырех сыновей и двух дочерей.

Учитывая двойственность его натуры до прихода к власти, несправедливый захват трона, а сверх всего, утверждение чудовищного закона сжигать на костре людей по обвинению в ереси,- в остальном же его можно считать добрым королем - в сравнении с другими...



SOS! Нужна срочно помощь. Карта Сбер: 4817-7602-0876-3924