Штрихи памяти

Странница Востока
Из школьных воспоминаний.

Как это не странно, но до сих пор помню имя своей первой учительницы. У неё было удивительно-необыкновенное имя - Ефросинья Сафроновна.
А моей первой школьной подругой была Галка Панова, дочь директора консервного завода Санды-Качи, где трудилась и моя мама. Галка одевалась очень хорошо, но была совсем не заносчивой подругой.
А ещё помню Жанку. Она была по национальности казашкой. У них была большая семья и жили они в своём доме, чуть в стороне от посёлка. Она часто приходила ко мне и мы делали вместе уроки, играли. Однажды помню мы с ней заигрались и уже стемнело, а идти по темноте далеко и страшно. И она вдруг говорит моему отцу:
- Ой, а я и забыла Вам сказать, что папа Вас приглашал к нам на ужин.
Папа мой был ветврачом и уже привык, что его частенько зазывают к себе по-надобности осмотреть животных домашних - корову или лошадь и потому, конечно же быстро собрался и прихватив свой чемоданчик с инструментами, пошёл с Жанкой. И был немало удивлён, что в доме у Жанки давно уж погасили огни и легли спать, даже не заметив отсутствие дочери.
Старшие классы я училась уже в другом городе.
Нашей учительницей биологии была Нина Филипповна, - молоденькая, сразу после окончания института получившая назначение вместе с другими своими коллегами в нашу школу.
Помню как она проводила уроки. Быстро сделав опрос по домашнему заданию, затем давала следующее задание на дом и начинала нам читать книги. Тогда было очень трудно достать хорошую книгу чтобы её прочитать, если только в библиотеке, да и то не всегда. Вот она нам и читала на каждом уроке, выкраивая от основного урока минут15-20...
А её коллега, учитель физкультуры, влюблённый в историю края, частенько устраивал нам экскурсии по историческим местам, которых у нас было немало...
Учителем литературы и русского языка и нашим классным руководителем была Элла Васильевна Полушкина. Она недавно вышла замуж и к концу учебного года живот её был заметно округлён, что не мешало вовсе её энергичности. Она вела с нами художественную самодеятельность после уроков, учила нас танцам. Помню до ощущений, как она разучивала со мной различные па, а меня пугал и сковывал её живот, когда она взяв меня за талию, показывала как правильно выполнять те или иные движения...
На каникулах она родила дочь, а потом уже не вернулась к нам в школу.
Классным руководителем была назначена Вера Тихоновна, учитель физики. Добрейшая женщина, на её уроках царствовала демократия, каждый мог свободно выразить своё мнение, обсудить на равных любую тему, даже внешкольную. Все мы её обожали и по-своему жалели. Потому что многие знали, что её муж погуливает на стороне, что Вера Тихоновна его очень любит и прощает ему его загулы. У них росла дочь, красивейшее существо, похожая очень на маму. Она иногда сидела на уроках тихо как мышка на одной из последних парт и что-то рисовала.
И вот прислали нам в школу нового препода по математике и её же назначили классным руководителем к нам. Помню, как привела её Вера Тихоновна и представила - Твердохлебова Валентина Ивановна. Сказала чтобы её слушались и уважали
Класс зашумел, выражая таким образом свой протест. Но Вера Тихоновна попросив нас успокоиться и сказав, что уроки физики остаются за ней и мы будем встречаться на её уроках, вышла из класса. Вот тогда-то наша "сухарь" как за глаза мы стали звать нашу классную, показала свой характер. Дождавшись, когда Вера Петровна выйдет из класса, она рявкнула во всё горло: - Молчать!!! Если кому не нравится может покинуть класс раз и навсегда!
Подействовало отрезвляюще...