Когда пел он, звенела душа

Надежда Моисеевская
Моё знакомство с творчеством В. Высоцкого началось, когда я училась в последнем классе школы. Брат принёс маленькую самодельную пластинку (диск), на которой была записана часть концерта Высоцкого. Энергетика его голоса, тембр меня заворожили. Песни сразу привлекли внимание, особенно шуточные. Помню: "Что мне снится, вот те на - гроб среди квартиры, На мои похорона съехались вампиры"... и его обращение: "Жалко, что ушла девушка..." На следующий день я побежала в музыкальный магазин за пластинками. Но их, разумеется, не было. Только спустя некоторое время стали появляться записи его песен, прежде всего на военную тематику: "Он не вернулся из боя", "Братские могилы", потом - "Песня о нашем времени", "Москва - Одесса", "Скалолазка"... Конечно, все эти  пластинки я купила и слушала дома на проигрывателе по многу раз. Мама говорила: "Что ж он так горло надрывает, себя не жалеет..." Но я слушала, и песни наполняли мою душу чем-то высоким, прекрасным... Стихи его тогда не издавались. Во время учёбы в Ленинграде мы с подругой также собирали записи (на пластинках) его новых песен.А в 1974 году в студенческой среде пронёсся слух о том, что скоро в Питер приезжает на гастроли Московский театр на Таганке, где и работал Высоцкий. Билеты в кассах появились за два месяца до начала.Мы приобрели их, чтобы посмотреть два спектакля с участием Владимира Семёновича. Это были: "Павшие и живые", где он играл Гитлера, и - "Гамлет", причём билеты нам продали с "нагрузкой", то есть, помимо них мы должны были купить билеты на другие представления, на которые они не раскупались также быстро, как на Высоцкого.

Спектакли шли во Дворце культуры имени 1-й пятилетки. Теперь этого Дворца нет, а на его месте построили как бы "продолжение" Санкт-Петербургского театра оперы и балета, "Мариинки", попросту (так назывался театр в царское время).

Это было "событие великое", я имею в виду "Гамлета". Зал был полон до отказа: все контрамарки были проданы, боковые стулья (и дополнительные) заняты. Если б были "висячие" места, то и они, соответственно, не пустовали бы. Стоял приглушённый гул. Но открылся занавес, и появился Гамлет-Высоцкий. Повисла внимающая тишина. С гитарой в руках Высоцкий исполнил песню на стихи поэта Б. Пастернака "Жизнь прожить - не поле перейти":
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый.
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один. Всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить не поле перейти.
 
В роли Гамлета чувствовалась боль души самого актёра. Для меня было счастьем увидеть живого Высоцкого, прикоснуться к его творчеству.

А в 1980-м году, в июле, я снова оказалась в Ленинграде. 25 июля утром пошла в парикмахерскую, готовясь к вечернему концерту, на который заранее взяла билет. И где-то около 11-ти часов к моему мастеру подходит женщина и говорит, что умер Высоцкий. У мастера из рук выпала расчёска: "Не может быть!" - сказала она. Я тоже не поверила. Но вечером на концерте эта печальная новость подтвердилась. В сущности, концерт был отменён: многие из артистов уехали в Москву.

Лишь после смерти Поэта стали появляться его стихи в печати: сборник "Нерв" и другие. Для меня стихи Высоцкого как стихи Пушкина: в них он отразил время, защищая личность человека и вселяя надежду на счастье. Образ Высоцкого-поэта я попыталась выразить в своих стихотворениях, ему посвящённых:

Когда пел он, звенела душа
Переборами на гитаре.
Его песня,набатом дыша,
Била ритмом в каждом ударе.

И жила, будоражась, душа,
Улетала беззвучно в сини.
Улетала... Хотелось мечтать,
Прикасаясь душой к России...

Он умел собирать всех друзей,
Единить совместные чувства,
Корабли житейских морей
Превратить в острова искусства.

И по-прежнему голос его
Удивительной силы-мощи
Наделяет людей волшебством
(Ну, конечно, тех, кто захочет).

   ***

Что же, в самом деле, за напасть?
В зале негде яблоку упасть.
Залом завладела суета.
Наконец, заветные места.

И моей души ликует мир -
Ведь на сцене ставится Шекспир!
В роли Гамлета - Высоцкий, ах!
Вот и он с гитарою в руках.

Зал огромный превращает в слух.
У меня захватывает дух.
Звуки музыки и слова звук
Увеличивают сердца стук.

В зале власть одной лишь тишины,
Той, в которой можно видеть сны.
Но на сцене действие идёт,
За собою зрителей зовёт.

Происходит катарсис души.
Никуда не хочется спешить.
Только хочется обнять мечту
И запомнить эту высоту.

  ***

"О любви немало песен сложено..."
Ты пропел ещё, ещё одну...
Ту, единственную, непохожую,
Что закручивает в глубину...
Ту, единственную, окрылённую,
От неё рождается семья,
Захлебнувшуюся, опалённую,
С криком русским: "Здравствуй, это я!"
Песня та - сердечное волнение,
Мне ложилась на душу, звеня,
И своим целительным мгновением
Делала счастливее меня...

   ***