Р Хокер. Сосуды милосердия, подготовленные к славе

Инквизитор Эйзенхорн 2
СОСУДЫ МИЛОСЕРДИЯ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ К СЛАВЕ
Роберт Хокер
Hawker R. Vessels of Mercy, Afore Prepared Unto Glory. L.,1825

Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
2 Тим.2.21

Это очень выразительное название – сосуды милосердия. Что такое сосуд? По сути своей он не может быть ничем иным, кроме как простым вместилищем. Само это слово обозначает именно такую цель и использование. Сосуд не создается иначе как для этой цели, а значит, не имеет значения помимо нее; кроме того, он не может иметь в себе ничего, кроме того, что он принимает. И какой образ может быть выбран более точно, чтобы представлять Церковь Христову? Она представляет собой сосуд, и на самом деле сосуд для почетного употребления, освященный и предназначенный для использования Господом, и годный на всякое доброе дело; но сама по себе она не более чем просто сосуд. Ибо, как приводит неопровержимый довод св. Павел, «чем ты отличаешься от другого? И что имеешь того, что не получил?» (1 Кор.4.7 KJV).
Давайте остановимся на минуту и поразмыслим над этими словами, и зададим вопрос: кто в собрании в этот день мыслит себя чем-то иным, нежели сосудом, предназначенным для определенной цели? Мало того: кто считает себя что-то значащим, и не осознает, что он пуст сам по себе и приходит сюда с чувством своей нужды «получить от полноты Христа благодать на благодать» (Иоан.1.16 KJV)? Именно поэтому Господь говорит: "Когда бедные и нищие ищут воды, и нет никого, и язык их сохнет от жажды, Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их; Я дам им реки, текущие на высотах, и источники посреди долин; Я наполню пустыню водоемами, и сухую землю – источниками вод» (Ис.41.17-18 KJV). И какое благословение  увидеть, как именно подходит наш всеславный Христос для того, чтобы заполнить пустые сосуды Своего народа! Чем более они сухие сами по себе, тем яснее, что они замыслены, чтобы получить от Его полноты. Они подобны жаждущей земле, сожженной долгой засухой. Возможно, вы видели, как это бывает, когда прошедшие дожди пропитывают всю землю, обновляя и насыщая все живое. Поэтому о нашем всеславном Христе сказано:  "Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как ливень воды на землю» (Пс.122.6 KJV). Отсюда и Его любезный призыв к Своему народу во времена пророка: «Жаждущие, идите все к водам, и тот, кого нет денег, идите, покупайте и ешьте, приходите, покупайте без денег и без серебра вино и молоко» (Ис.61.1 KJV). И Сам Господь жизни и славы делает то же любезное приглашение жаждущим душам, когда в дни во плоти Своей Иисус встал и возгласил: «Кто жаждет, приходи ко Мне и пей» (Иоан.7.37). И так как это было сказано Господом в Его последней публичной проповеди, в последний великий день праздника, поэтому, когда Он послал Ангела Своего, чтобы засвидетельствовать эти вещи и завершить слова Писания до Его Второго Пришествия, повторяется то же самое: "И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Пусть жаждущий придет, и кто хочет (то есть тот, кого Господь сделал готовым в день Его власти) пусть берет воду жизни даром» (Откр.22.17). И мы можем быть уверены, что чем больше душа чувствует свою нужду во Христе, как пустой сосуд, тем больше она сможет черпать из этого всемогущего источника воды живой. И хотя всякое стремление ко Христу должно питаться Самим Христом, как Мария говорит в своей песне: «Алчущих Он исполняет благ, а богатящихся отсылает ни с чем» (Лк.1.53), все же драгоценная душа должна быть накормлена тем, в чем она больше всего нуждается. Больше всего должен наполниться сосуд, который является самым пустым; чем беднее грешник, тем больше он разумеет свой грех и нищету.
Именно поэтому люди Господа названы сосудами, ибо они не имеют ничего, кроме того, что они получают. Но мы не должны останавливаться на этом. Ибо Церковь называет своих членов не просто сосудами, но сосудами милосердия. И есть огромная сладость, а также великое блаженство в этом выражении, если при возрождении Господь приводит нас к подлинно библейскому и духовному восприятию его смысла. В милости в строгом и собственном смысле слова нуждаются только те, кто несчастен. Бог может любить и Он действительно любит Церковь во Христе, прежде чем Он призвал ее в бытие как совокупность отдельных реальных существ самих по себе (Иер.31.3). И сказано также, что Бог даровал Церкви благодать во Христе Иисусе до начала мира (2 Тим.1.9). Но, и я скажу это с благоговением, Церковь не могла бы быть названа сосудом милосердия, если бы она прежде через падение Адама не стала причастна страданиям. И этот Божественный атрибут Иеговы не имеет никакого другого повода для своего раскрытия, кроме нашего жалкого состояния. Милосердие проявляется и становится совершенным именно на этом пути.
Все другие Божественные свойства бесчисленными способами находят возможности для проявления. Бог есть Любовь: Он любит Самого Себя в Троице Лиц. Божье богатство благодати дает Церкви быть принятой в Возлюбленном: Он совершает  это в "похвалу славы благодати Своей» (Еф.1.6). Но о Боге нельзя сказать, что Он милостив к Самому Себе. Милосердие оказывается исключительно несчастным. Поэтому пророк говорит, что Бог любит миловать (Мих.7.18 KJV). И Он Сам говорит, когда призывает Церковь к созерцанию Его: "Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою и богатый своим богатством, но пусть хвалящийся хвалится тем, что Он разумеет и знает Меня, что Я Господь, Который творит милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь» (Иер.9.23-24 KJV).
Вы видите таким образом, что Церковь не только сосуд, который просто хранит свое содержимое, но она сосуд милосердия, нуждающийся в ежедневной милости, как мы каждый день нуждаемся в хлебе; и я надеюсь, что Господь привел меня и вас в это время к ощущению Своего Божественного величия и к пониманию того и другого, и что если Он знает каждую заботу и нужду Своего народа и оказывает милость к вам и ко мне, и ко всем, кто чувствует свою нужду в Нем, то Его любезный голос может быть услышан ухом веры, и Его власть ощущается в сердце верующего, когда он говорит: "Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и с Ним избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его (Пс.130.7-8 KJV).
Мы будем лучше подготовлены к тому, чтобы войти в Божественное учение по этой теме, если подойдем к нему вместе с апостолом, который, прежде чем заговорить о сосудах милосердия, упоминает о всевластии Бога согласно Его же словам к Моисею. Павел цитирует Исх.33.19, где Господь утверждает Свою прерогативу сделать то или другое. Ибо Он говорит Моисею: «Кого помиловать, помилую; кого пожалеть, пожалею»; и Павел, предвидя, что это будет возбуждать возмущение всех природных людей, воспользовался случаем, чтобы заявить о несомненном праве Бога в осуществлении этой власти; и для лучшего подтверждения этой доктрины он использует для ее иллюстрации очень простой образ гончара, который может изготовлять или переделывать сосуды любым способом и для любого назначения, которое он сочтет нужным, не оглядываясь на мнение других, его собственное суждение является лучшим стандартом. "Не властен ли горшечник, - говорит Павел, - над глиною, чтобы из одной и той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?». Можно точно сказать, что такая власть у него есть. И если кто-то сомневается в этом или ставит  такие вещи под сомнение – то какие основания есть на то у человека, который сам подобен глиняному сосуду и сотворен из праха? И какое право имеет тварь из праха судить Бога небесного, обладающего  властью над всем миром, при том что есть бесконечное различие между Творцом и творением?   И из этого неопровержимого заявления апостол выводит другое, столь же неопровержимое и опровергающее все возражения: «Что, если Бог, - говорит Павел, - желая показать гнев Свой и явить могущество, долготерпел сосуды гнева, готовые к погибели, чтобы Он мог явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые он приготовил к славе и которые Он призвал не только из иудеев, но и из язычников» (Рим.9.21-24 KJV)?
Давайте продолжим разбор этого места Писания и отметим одну или две его ведущих особенностей. Конечно, у Бога есть способность явить Свой гнев и Свою власть над сосудами гнева. Но апостол говорит здесь о том, что Бог долготерпит с исполнением Своей справедливости над сосудами гнева, предназначенными к погибели. Ибо если люди созрели для разорения и полны зла до краев, как судно, груженное порохом и способное взорваться от одной искры – то разве не будет долготерпением приостановление наказания, заслуженного ими в любой день? Они постоянно наполняют меру своего беззакония и собирают для себя гнев на день гнева; разве то, что они еще не погибли, не показывает большое сострадание Бога к ним? Разве тысячи и десятки тысяч людей, получающих бесчисленные благословения Господа, на самом деле не досаждают Ему своими грехами и не обременяют Его беззакониями? Разве это не великое долготерпение  праведного Господа, Который любит правду? Я часто думал о том, может ли человек изменить свое ужасное положение; может ли он, посетив с вечера какой-нибудь притон, пробудившись наутро, осознать свою беду и спросить себя: почему Господь пощадил меня в этот час и дал мне дожить до рассвета? Разве это снисхождение не от долготерпения Господа? Те же искупленные Божии, которые могут проследить их восстановление благодатью к этой Божественной кротости, не нуждаются ни в каких моих разъяснениях, чтобы понять, в каком долгу они у Господа по этому счету. Они могут оценить и по достоинству оценят хотя бы некоторую меру милости Того, Кто «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мтф.5.45).
Но закончим это рассмотрение того, что Писание говорит о сосудах гнева, в рамках нашей небольшой работы, посвященной учению о сосудах милосердия. В своих Божественных рассуждениях апостол, наученный Духом, рисует аргумент от противного, тем более поразительный, что он доказывает как первое, так и последнее. «Что, если Бог желая показать гнев Свой и явить могущество, долготерпел сосуды гнева, готовые к погибели»? Может ли Он сделать это? Судия всей земли поступит ли неправосудно? И разве таким образом Он не являет также Свою благодать, так «чтобы Он мог явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые он приготовил к славе и которые Он призвал не только из иудеев, но и из язычников»? Эти благословеные слова показывают три различных аспекта темы сосудов милосердия.
Во-первых, и это главное (ибо так действительно должно быть извечно со всеми творениями Господа), на первом месте здесь стоит слава Божия. Богатство славы Божией явлено над всеми сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе. Это, таким образом, главная причина всего, и да будет у нас под водительством Господа мудрость на то, чтобы рассмотреть ее.
Во-вторых, я должен заметить, что такое сами сосуды милосердия и, в частности, почему они определены к славе. Это имеет немалый интерес для изучения и отчасти подготавливает понимание третьего предмета, а именно:
В-третьих, Павел говорит о том, кто является предметом этой Божественной милости, а именно иудеи и язычники, призванные Богом.  И будет самым благословенным делом сейчас, если Бог присутствует с нами, получить истинное духовное знание этих богатых милостей во Христе. Ибо  обнаружить, что мы сосуды милосердия, приготовленные к славе – это самое высокое счастье, которое мы сейчас едва можем осмыслить. Ибо именно поэтому Господь призвал Своих учеников радоваться, что «их имена написаны на небесах" (Лк.10.20).
И чтобы вы могли лучше осмыслить под помазанием Божьим эти утешающие душу истины, я предлагаю вам осмыслить со смиренной надеждой то, что заявил  Павел в своей проповеди перед народом  Антиохии, ко всем «боящимся Бога» и, следовательно, заинтересованным в его словах, как можно сказать и обо всех боящихся Бога теперь: «Вам слово спасения сего» (Деян.13.26). Потому я утверждаю, что эта благословенная истина должна провозглашаться на всяком месте, где соблюдаются таинства Бога, и где Иисус всегда присутствует, чтобы заполнить сосуды милосердия, то есть всех, кто разумеет свою пустоту. И я пошел бы еще дальше и провозгласил, что чувство такой нужды является единственным условием для нашего принятия. Господь щедр, и Он ничего не хочет от тех, к кому обращена Его щедрость, ибо нет ничего, что они должны дать, или что Господь может от них получить. Если благодать изливается от Его полноты, то она вливается в их пустоту, и поскольку они нищи и несчастны, Божье богатство делает их счастливыми. Это не то, что предметы Его милости могут сделать для Него, но то, что Он делает для них.
Но пойдем дальше. Я должен сказать, что мы сосуды милосердия и приемные дети в силу своего состояния и обстоятельств, и мы можем знать, насколько мы пассивны в получении этого дара. Для него нет ни предпосылок, ни заслуг, но  щедрый Господь дает полной, свободной и открытой ладонью. И прежде всего, чтобы убрать все сомнения и всякий страх из ума несчастных, которые чувствуют, что их бедность всерьез и они могут положиться только на милость,  Господь говорит, что Его слава больше заботится о спасении Своего народа, чем любой человек может сделать сам для себя. Слово говорит, что  Он делает это, "чтобы явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе!". Что же тогда может больше рекомендовать  благодатное учение, в защиту которого написана эта маленькая работа? Только Твоя суверенная благодать, Господи! ибо в этом мы имеем всю силу убеждения! И  Господь Бог пророков милостиво совершает это и в настоящее время, как Он повлиял на ум раба Своего пророка Елисея, через бедную вдову, когда ей было велено принести пустые сосуды для масла и ждать, пока они наполнятся. Наш Бог будет делать то, на что мы сами не смеем и надеяться, чтобы предоставить это каждому нуждающемуся, которому Он дал уразуметь, какие страдания несет ему грех, и просить помощи от Того, Кто есть Глава Своего Тела, Церкви, и «полнота Наполняющего все во всем». Конечно, пока есть хотя бы один такой пустой сосуд для заполнения, елей благодати Его не иссякнет; и хотя каждый сосуд должен быть заполнен, сам этот бесконечный океан останется неизменным, и даже если мы будем терпеть неудачи, милосердие Его не истощится. Ибо «Иисус Христос Тот же вчера, сегодня и навсегда».
1. Я начну согласно своему плану с первой части предмета, который в этом, как и в любом другом отношении стоит за всеми вещами, а именно с цели Божественной славы. Стих говорит, что Бог может «явить богатство славы Своей». И хотя это очень  просто и ясно, важность этого столь превосходит любой другой предмет, что она требует, по крайней мере, некоторых рассуждений, на которых мы будем настаивать. Об этом песнь, которую Иоанн в слышал своем видении от тех,  кто не отдыхал ни днем ни ночью, чтобы провозгласить суверенитет Иеговы. "Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все и все по Твоей воле существует и сотворено» (см. Откр.4.8-11). И эта слава проявляется в высшей степени в бесконечной благодати, явленной к Церкви в нашем всеславном Христе. Ибо в Нем и в Его раскрытии Самого Себя Церкви явлены все Божественные свойства. И это совершенно отличается от положения тех, которые становятся сосудами милосердия во времени, потому что они были избраны во Христе к славе прежде основания мира; и здесь это явлено наиболее богато и полно. Иегова в Троице Его Лиц известен нам здесь и только здесь. «Бога не видел никто никогда;  Единородный Сын, сущий в лоне Отца, Он явил» (Иоан.1.18). Таким образом, в этом всеславном Христе мы знаем Отца и видели Его (Иоан.14.7-9). И Христос, как видимый Иегова, явлен здесь весь согласно Его собственному утверждению (Иоан.14.10-11). В Его Лике сияют семь звезд (Иов 38.31) в одном полном блеске славы. Поэтому Его похвала благословенно описана в псалмах. "Велика слава Его в спасении Твоем; честь и величие Ты возложил на Него: ибо Ты дал Ему благословения навеки» (Пс.21.5-6 KJV). 
И уже исходя из этого мы можем отметить, каким образом исполняются обширные цели, касающиеся Церкви, в каждом из этих славных Лиц. Будет достаточно заметить, что если сосуды милосердия были предопределены к славе, очевидно, это произошло из того древнего и вечного замысла, в котором любовь Отца была явлена в даровании Его людей Христу (Еф.3.14-15), личная любовь Бога Сына в усвоении их Себе (Ис.54.5, Ос.2.19-20), и личная любовь Бога Святого Духа в помазании их во Христе и даровании им залога обещанного наследства (2 Кор.5.5).
Но это вечное избрание к славе, будучи основано на совместном расположении и любви Лиц Святой Троицы, также решительно являет свою неизменность и безопасность. Ибо не может быть никаких препятствий, которые Божественная мудрость, предопределяющая к славе, не предусмотрела бы и не убрала, и не может возникнуть ничего, что сорвало бы этот вечный замысел. Божественная слава заинтересована в его исполнении, и в лице нашего всеславного Христа есть все, чтобы исполнить этот замысел  целиком и безупречно. И потому Церковь в настоящее время соделана сосудом милосердия не только, чтобы явить, что она изначально предназначена к славе, но она удивительным образом являет нынешнее богатство славы в спасении Церкви, возвышающее Личность Христа.
К этому нечего добавить. Этот грандиозный финал, венчающий целое в основном проявляется в том, что вечное блаженство Церкви, и святость и счастье ее утверждены и сохраняются во Христе, и она изначально подготовлена к славе, будучи избрана в Нем перед всеми мирами. У нее не было никакой возможности быть иной, нежели святой и непорочной пред Богом во Христе, когда мира еще не было; поэтому для Церкви принципиально не то, что она есть сама по себе, но то, что она есть во Христе. То, что Господь совершил во имя этой неизмеримо великой и суверенной цели, чтобы восстановить Свою Церковь из руин падения, будет рассмотрено в рамках следующего предмета, к которому мы сейчас приступаем, а именно: Бог явил  "богатство Славы своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе».
2. Теперь, чтобы развить представление об этой величественной благодати Божией, которая из падших сынов Адама делает сосуды милосердия, я мог бы взять читателя за руку и повести его по целой галерее образов того, что представляет собой мое и  его сердце по своей природе, чтобы показать, что мы есть сами по себе и каково наше потерянное и никуда не годное состояние. Но если Господь не научит читателя этому самопознанию и не приведет его к знакомству и чумой своего сердца, я уверен, что мне не под силу научить вас этому. Тем не менее скажу далее то, что смогу, уповая на то, что если Господь научит и убедит вас в грехе, то вам уже не потребуется других доказательств того, что те, кто восстановлен суверенной благодатью, действительно во всех смыслах этого слова являются сосудами милосердия. Но на чем я особенно хотел бы остановиться сейчас – так это на том, как действует благодать Божия в их принятии, к исполнению своей вечной цели, и как она делает Церковь, бывшую сосудом славы от вечности, сосудом милосердия во времени, и таким образом милость добавляется к благодати и любви Бога в искуплении, которая сияет во всей вечности. Здесь дивным образом явлены бесконечная мудрость, бесконечная любовь и бесконечная сила. И если этот вечный замысел явлен в славном Лице нашего славнейшего Христа, то не в меньшей степени вызывает наш восторг и удивление порядок Его благодати. Ибо как во славе изначальный замысел и конечное состояние Церкви во Христе, так во времени сосуды милосердия также во Христе; и также во Христе мы получаем и то и другое. Ибо те же места Писания, которые провозглашают, что Церковь изначально избрана во Христе, и что в этом отношении она полностью пассивна и не имеет никакого отношения к акту своего избрания, - они же решительно заявляют, что сосуды милосердия никоим образом не зависят от себя, но только от Христа.  "Его мышца принесла спасение, и людей не было с Ним» (Ис.63.3-5 KJV). Таким образом, апостол несет свидетельство, что Господь ни с кем не разделяет Своего дела спасения, когда говорит: "В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф.1.7). Поэтому сосуды милосердия, которые Господь приготовил к славе, существуют во Христе, Христом и для Христа, они уподоблены Ему и спасены в Нем, и слава Его есть первая причина и конечная цель всего этого.  Поэтому апостол в другом месте воссылает благодарение за эту неизреченную милость, когда он говорит: «Мы должны благодарить всегда Бога за вас, братия, возлюбленные Господом, потому что Бог от начала избрал вас ко спасению через освящение Духа и веру истине, к которой Он призвал вас благовествованием нашим к получению славы нашего Господа Иисуса Христа» (2 Фес.2.13-14 KJV).
3. В третьем моменте настоящего рассуждения я отмечу немногие слова, которые Павел говорит о том, кто эти сосуды милосердия. И хотя это слово будет очень кратким, тем не менее для вас и для меня, поскольку мы является предметом этого Божьего дела, оно стоит больше, чем весь мир. Сосуды милосердия, говорит Павел – это те, «которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников». И кто призван? Тот же апостол отвечает на вопрос в другом месте. И вас, - пишет Павел -мертвых по преступлениям и грехам, и которые были по природе чадами гнева, как и прочие,  Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, даже когда мы были мертвы в грехах, оживотворил со Христом» (Еф.2.1-5 KJV). Обратим внимание, что здесь сказано: "по природе чадами гнева, как и прочие". И заметьте дальше, что причина их оживотворения та же самая, как она описывается в связи с сосудами милосердия: Бог, богатый милостью, желает явить богатство Своей славы на этих сосудах. Таким образом, вся причина и окончательная цель здесь состоят в Божественной славе. Нам сказано, что те, кто являются "сосудами милосердия", приготовлены к славе. Это подтверждается и в другом месте Писания: «Кого Он предузнал, Он также и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8.28-30). И, отбрасывая все различия по отношению к избранию благодати, Павел говорит: "не только из Иудеев, но и из язычников".   Как апостол в другом месте объясняет более полно: «Нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал.3.28).
И что является конечным результатом всего этого? Кто сосуды милосердия среди вас, а кто нет? Те, кто предназначены к славе и в силу этого избраны как сосуды милосердия, имеют признаки и символы, которые показаны нам в Писании. И следующий вопрос: как пустые сосуды теперь приходят ко Христу, чтобы быть заполненными? Пусть никто не уйдет так, как он пришел. Было бы укором нашему всеславному Христу, если бы Он сделал так. Он говорит: "Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели ее с избытком» (Иоан.10.10). И если так, то кто из тех, кто осознает свою нужду, уйдет неудовлетворенным?
Не говорите, что ваши страхи или ваше сознательное недостоинство удерживает вас. Нет, так не бывает.  Ибо чудо благодати Христа в том и состоит, что Его полнота точно подходит для нашей пустоты, и наше недостоинство – к Его свободному спасению. Церковь не могла бы подходить к тому,  чтобы получить славу от нашего всеславного Христа, если бы Он не озарил Своей милостью самых убогих и недостойных. И как могла бы Церковь во всех ее членах быть названной сосудом милосердия, не будь они несчастными и нуждающимися в милости? Если бы они были хорошими и могли полагаться сами на себя – то для чего им был бы Христос? Я не могу себе представить, чтобы кто-то, действительно осознавая свою нужду, ушел бы прочь, и могучий всеславный Спаситель оказался бы не нужен ему. «Как сладко ждать Господа, Который так милостив к нам!». Если бы мы могли взглянуть за завесу туда, где сейчас пребывают тысячи тех, что здесь когда-то были сосудами страдания и нашли милость – о, какое доверие мы почувствовали бы к Нему! Он открыл Себя Своей Церкви на все времена, и от Его полноты никогда не убавляется. Океан, его творение, тысячи лет ничего не теряет ни в своей солености, ни в своей полноте, хотя бы в него впадали  все реки земли; и солнце светит одинаково ярко, одинаково тепло сейчас, как и тогда, когда оно было сотворено впервые. Но Господь наш Иисус Христос создал все это! И так Он являет Свою суверенную власть и дает каждому нуждающемуся сосуду милосердия   "постигнуть со всеми святыми, что есть широта и долгота, и глубина и высота и знать любовь Христа, которая превыше всякого знания, дабы вы могли быть исполнены всей полнотой Божией».

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn