Пушкин не призывал милость к декабристам. Орловой

Елена Шувалова
 

Ответ  Зое Орловой.


    Не помним, кто именно из литературоведов первым пустил эту в корне неверную мысль, -  что в стихотворении "Я памятник себе воздвиг..." А.С. Пушкин строчкой "И милость к падшим призывал" имел в виду свои обращения к царю о помиловании декабристов, - возможно, - М.О. Гершензон?..

  Но мысль эта как-то очень крепко засела в головах читателей русских.

  Сентенция сия изумляла нас ещё в детстве.

  Слово "падший" в русском языке (как и во всех европейских языках) имеет лишь два значения: погибший (в бою) и отпавший от Бога (падший в Духе); ("падшая женщина" относится к этому же второму значению).
   В чём, в чём, - но в Духе декабристы не падали, - за редким исключением, - которое лишь подтверждает общий высокий уровень их Духа.



  Наиболее близки нам здесь  - слова В.С. Непомнящего в его книге "Поэт и Судьба".

  "Вот почему странно толковать строку «И милость к падшим призывал» в таком исторически ограниченном смысле, как она толкуется еще и сегодня, – мол, Пушкин призывал помиловать декабристов. Бесспорно, речь идет и об этом. Но если бы строка значила только это, она была бы внутренне чужеродна в стихотворении, где говорится о ценностях, а не о «фактах», о миропонимании, а не о «заслугах», об истории, а не о «второй четверти XIX века». Она говорила бы, далее, о чисто «гражданской», а не о поэтической миссии, – ведь вступаться за декабристов можно было и без помощи «лиры». Если иметь в виду только декабристов, то почему бы не вернуться к старому, уже забытому толкованию и других слов – слов о «чувствах добрых»; мол, это и есть те самые «bons sentiments» («добрые чувства»), за которые похвалил поэта Александр, прочитав «Деревню»? Нет, Пушкин нашел именно обобщенную форму высказывания. «Милость к падшим призывал» – не загадка, не ребус, не эзоповская речь, которую надо расшифровывать. Пушкин здесь прям, и слова его значат буквально: призывал милость к падшим. Призывал смотреть на людей без злобы, на падших – с милосердием, на несчастных – с состраданием. Призывал к терпимости и человечности. Ибо нет никакой свободы – ни политической, ни духовной – без человечности и сострадания.Четвертая строфа – не «список благодеяний», а человеческое кредо Пушкина.

    И поэтому строка о «милости к падшим» имеет еще один важный смысл. Она говорит о том, что Пушкин видел жизнь, как она есть, понимал ее собственные законы и потому относился к своим героям – даже «падшим» – по-человечески: не персонифицировал в них порок, не навязывал читателю свой собственный приговор над ними, не устраивал судилища, но стремился в логике образа показать суд жизни, то есть был реалистом. Человечность – это единственный реалистический взгляд на мир и на людей."


Всё это - так.

   Но в то же время, у Пушкина - на наш взгляд, - как бы "прям" поэт ни был, и может быть, - чем более он был прям, - у него всё и всегда - загадка и ребус. Здесь верно уловила А.А. Ахматова: "С Пушкиным никогда не знаешь a quoi s ` en tenir (чего держаться)»".

  И речи здесь об этом  - о милости к декабристам - на наш взгляд - как раз совсем не идёт. Не может идти, - как мы обосновали выше.

   Строчки пушкинского "Памятника" написаны в параллель со строчками "Памятника" Г.Р. Державина; от этом писал оппонент Непомнящего в отношении интерпретации "милости к падшим" - С.М. Бонди.
   И это нам представляется у критика С.М. Бонди очень верным, - то, что он рассматривал пушкинский "Памятник" в соотнесении с державинским. Каждая пушкинская строчка отвечает такой же по нумеру строчке стихотворения Державина.* Так вот, строчка "И милость к падшим призывал", - соответствует строчке: "И истину царям с улыбкой говорил".

  Таким образом, "милость к падшим" должна быть соотнесена вовсе не с декабристами, а - наоборот, - с царями. Пушкину довелось жить при "падших" царях. Мы бы написали без кавычек, - да нас осудят.   
  Впрочем, нас в любом случае осудят: новое тяжело прививается. Тем более - новое отношение к А.С. Пушкину. Но только так можно прорваться к живому Пушкину, - ну хватит ему уже бронзоветь! В Пушкине - душа русского народа; если мы совсем перестанем его чувствовать, - душа отомрёт окончательно. И тогда нам конец.

  Пушкин считал падшим Николая I, - и он прямым текстом пишет об этом в письме к Наталье Николаевне, - в июне, кажется, 1834, - что для того, кто живёт в нужнике, вонь его уже не противна...
  Царь - помазанник Божий, представитель Бога на земле - "живёт в нужнике", - даром что джентльмен. ("Король - первый джентльмен..."). Куда ещё глубже можно пасть?

  Но Пушкин настолько велик, могуч духовно, - что готов просить о Божьей милости для грешного царя.
Памятник себе Пушкин создал нерукотворный, - а творчество, оно - всё же, - как ни вдохновенно, - но - рукотворно.

   Поэт - на наш взгляд, - говорит здесь о всей своей личности, о достигнутой ею высоте духа, - о том, что он весь отпечатался в "плащанице" Космоса, и - как парадокс, - он весь - воплотился. Как Бог. А царь - наместник Бога на земле, - от Бога отпал.
Как человек, и человек - грешный.
 
  И, - как Христос - уже с Креста, - просил Отца о милости к своим палачам, - так и Пушкин призывает милость к царю Николаю Первому.


*О том, что пушкинский Памятник надо рассматривать как оппозицию державинскому писал и Станислав Рассадин в кн. Русские.