Кому поставить единицу?

Любовь Харланова
Предисловие.
Наш папа Пётр Фёдорович Харланов.
Родился 18 августа 1926 года. Ветеран ВОВ и инвалид 2 группы.
Историк. Работал в школе. Был учителем начальных классов
и учителем истории. Закончил Томский гос. университет, исторический факультет
Я только недавно узнала. что он писал в молодости.
Отдал мне оставшиеся рукописи, мы сейчас набираем ему книгу.
И я решила здесь выставить его рассказы. Может они наивны.
Но это было время его молодости



Вот такие горе мазилы и
Шляются по дорогам верхоглядов,
заходят в кабинеты ротозеевых,
мажут и срывают шабашки
за свою мазню.

Кому единица – кому кол!

Остановка автобусов. Многолюдно. Солнечные лучи безжалостно палят тридцатиградусной жарой. Пассажиры, утомленные полуденным зноем прячутся в павильон в тень в сквере. А пассажиры все прибывают. К доске расписания движения автобусов торопливой усталой походкой подошел мужчина. На нем изрядно выгоревшая соломенная шляпа, серый костюм. Лицо усталое и озабоченное. Мужчина вслух читает расписание: - Автобус Ивановка – Марьяновка отправляется в 18-30 ежедневно. Он посмотрел на часы и облегченно вздохнул. По всему видно было, что время отправки автобуса его вполне удовлетворяет.
-Дяденька, а здесь ошибка! - услышал он за спиной детский взволнованный голос.
Рядом стоял мальчик, лет двенадцати в ученической форме и красном галстуке.
Курносый нос облупился от загара, а веснущатое лицо было преисполнено достоинства, что он обнаружил ошибку.
- Где ошибка? - беспокойно осведомился пассажир.
-Гражданин, никакой ошибки здесь нет! Убедительно заявил мужской голос.
Пассажир посмотрел вправо, рядом стоял мужчина лет сорока, невысокого роста
и плечистый. Тоже в шляпе, и в белом парусиновом кителе.
-Да, да,- кивнул он головой.- Здесь нет никакой ошибки.

-Нет, есть ошибка,- настойчиво повторил мальчик, самолюбие которого было задето за корень, от чего он покраснел.
Теперь они стояли вряд и внимательно рассматривали расписание.
- Знаешь что, малец, - раздраженно заговорил мужчина в кителе,- не заводи пассажиров в заблуждение. Я лучше тебя знаю, что ошибки в расписании нет!
А вы, гражданин можете быть спокойны, ваш автобус точно по расписанию.
Я начальник автохозяйства и заверяю вас в том, что движение автобусов из графика не выходит. Вот так малец! А тебя следовало бы наказать за обман.
- нет есть ошибка! - настойчиво заявил мальчик. – Вот читайте: - Автобус Ивановка – Марьяновка как написано отправляется? - обратился он к начальнику автохозяйства.- Как положено, так и написано -, уклончиво ответил он.
-Отправляется, как я часть речи? - Глагол!- ответил начальник. – на какой вопрос отвечает? – Что делает! Значит, глагол третьего лица и пишется без мягкого знака.

А вы уверяете, что нет ошибки, торжествующе закончил мальчик.
-Правильно мальчик! – похвалил пассажир.
- Молодец! Ты в каком классе учишься?
- В шестом классе!
- Молодец! Хорошо знаешь правило!
- Нам за такую ошибку, Мария Ивановна н только двойку, а кол поставила бы!-
Гордо ответил мальчик с достоинством за свою строгую учительницу.
- Похвально, похвально! А мальчик прав,- с веселой усмешкой обратился пассажир к начальнику. Но тот уже шагал по пыльной дороге и не слышал упрека.
Мальчик довольный похвалой, громко шмыгнул носом, поддернул штанишки и тоже пошел своей дорогой. Вероятно, он знал разницу между единицей и колом.
Поэтому твердо и определенно заявил, кому можно поставить двойку за ошибку,
А кому кол. Неграмотную мазню расписаний, которые вывешиваются по автовокзалам.
19.03.1954 г. Пётр Харланов