Подводя итоги

Ангелина Кныш
Каждый неоднократно сталкивался с ситуацией (в командировке, на отдыхе, в гостях и т.д.), когда временное пребывание подходит к концу, и на какие-то мероприятия уже реально не хватает времени, а вот на сборы, хоть самый минимум, но выкраивать приходится.

Так и в нашем земном «странствии» – в какой-то момент с удивлением начинаешь понимать, что казавшаяся бесконечной жизнь пролетела, словно миг, и тебе уже просто не успеть сделать одно, другое, третье… А если еще и вера в душе на первом месте, то многое и вовсе становится не заслуживающим внимания.

Главное теперь  – не тратить время попусту, а сделать все возможное, чтобы успеть ПОПАСТЬ на «поезд», уносящий в вечную жизнь. Для этого нужно постараться избавиться от груза грехов, накопленных за долгие годы, оставшиеся в тумане памяти яркими вспышками отдельных жизненных эпизодов.
 
Покаяться, обязательно нужно покаяться, составив обобщенный (без подробностей!) перечень основных своих грехов, начиная с семилетнего возраста. И сделать эту генеральную исповедь лучше в монастыре, где благодати и исповедующей братии больше, а того, кому открыл всю скверну своей души,  не увидишь, скорее всего, уже больше никогда (это к вопросу о том, что стыдно).

Когда третий год живешь в нескольких километрах от зоны постоянных артиллерийских обстрелов на Донбассе, углубленная ревизия всего пережитого и такая же углубленная исповедь кажется необходимой.

И вот, решено: пора ехать в близкую сердцу Святогорскую Лавру! Откладывать нельзя – Интернет пестрит сообщениями о возможном скором введении военного положения на всей территории Украины.

Путь выдался тяжким – пятидесятиградусная (на солнце) жара, многочасовое ожидание в пешей очереди на блокпостах. Мимо периодически проносят носилки с людьми в палатки «Врачей без границ», звучат леденящие душу рассказы о недавно умерших в таких очередях…

С появлением машин ОБСЕ пропускать стали значительно быстрее. Людям начали раздавать бумажные кепки от солнца, вскоре стало возможным перевести дух под навесом со скамейками, построенным не воюющими сторонами, а управлением по делам миграции при ООН (согласно официальному сообщению). Иногда кажется, что если бы не наблюдение за этой войной международных организаций, нас бы уже смели огнем с лица земли вместе с нашими городами…

Лавра встретила необычным многолюдством на территории и… полупустым храмом. Оказывается, в лаврских корпусах уже долгое время живут беженцы, активно посещающие бесплатную трапезную, но обходящие стороной церковные службы. В Лавре им не только предоставляют бесплатные кров и пищу, но и лечат – в моем гостиничном номере жила 80-летняя женщина, приехавшая к онкобольному сыну.

Как же много теряют эти люди, находящиеся в благословенном месте и не пытающиеся избавиться от душевного смрада! Протоиерей Андрей Ткачев с некоторым, пожалуй, перегибом назвал подобных им «биомассой». По его словам, краснорожие, с пивными животами славяне-мужики тысячами сидят на футбольных стадионах в противовес мужикам-мусульманам, тысячами бьющих поклоны в своих мечетях. Парадокс!

Как же отличаются своим внешним видом монахи Лавры от тех, краснорожих! Все худые, с просветленными, как на иконах, лицами и углубленным внутрь себя взглядом. А как поют!

Перед поездкой довелось читать о значении плача в «Аскетических опытах» Игнатия Брянчанинова. «Жертва Богу дух сокрушен», что невозможно без очищающих душу слез.

Никогда раньше не получалось каяться на исповеди со слезами – был просто «отчет о проделанных грехах» (по словам Осипова). А тут словно прорвало,  хотя говорить приходилось в основном об уже исповеданном ранее – и это, безусловно, было чудом…