Икона Вознесения

Тина Гай 2
В четверг  шестой недели после Пасхи церковь  празднует один из главных  праздников - Вознесение Господне. История Вознесения имеет давнюю традицию, уходя в четвертый век. Соответственно, и богатую иконографию. Классическая формула изображения каждого православного праздника формируется постепенно, со временем отбрасывая одно и добавляя другое.


Опираясь на Новый Завет, апокрифы, богословие и творения отцов церкви, иконописцы также вносили некоторые важные детали, о которых во всех этих книгах не упоминается вовсе. Так произошло, например, с иконой Вознесения Господня.


Одна из самых известных канонических икон праздника принадлежит Андрею Рублеву, писавшему ее для иконостаса собора Успения г. Владимира (1408 г.). Сейчас икона постоянно находится в Третьяковской галерее, но в мае этого года ее впервые  вывезли за границу: во время визита в Грецию В.В.Путин открывал  выставку иконы Вознесения в рамках года русской культуры.


Вкратце о самом событии. В Евангелии рассказывается, что после Воскресения Спаситель сорок дней учил учеников Царствию Божьему, а в последний  день возвел их на гору Елеонскую, где благословил их и завещал оставаться в Иерусалима еще десять дней, дожидаясь схождения Утешителя – Духа Святого.


После этого Иисус стал подниматься вверх, возносясь на небо. Так завершилось Его земное служение. Во время восхождения апостолам явились два ангела, которые сказали, что не надо печалиться, потому что Господь вернется – тем же путем, каким взошел на небо.


Иконографическая традиция праздника Вознесения имеет одну важную особенность – она следует не за Евангелием, а за праздничным богослужением, в котором центральной фигурой является Богородица, хотя согласно Евангелию Ее в момент Вознесения не было рядом с апостолами.


Не было там и апостола Павла, который в то время был еще ревностным иудеем и носил другое  имя, но и он тоже изображен в числе двенадцати. Такое прочтение события имеет глубокий богословский смысл, связанный с тем, что икона праздника символизирует наследие, оставленное на земле Иисусом - Новозаветную церковь, рождение которой будет праздноваться через десять дней - в Троицу.


Богородицы  не было среди апостолов, но Вознесения не было бы, если бы  не родилась Дева Мария, если бы Она не дала согласие на зачатие Духом Святым и не родила Богомладенца. Наконец, невозможно помыслить Новозаветную церковь  без превращения фарисея Савла в апостола Павла,


без его миссионерских трудов, равных которым ни до, ни после не было. Поэтому с богословской точки зрения Богородица действительно ключевая фигура  истории Боговоплощения, а апостол Павел – главный проповедник христианства, обративший тысячи язычников в христианскую веру.


Но вернемся к иконе Вознесения. Андрей Рублев – чисто русское явление, несмотря на то, что учился он у византийского иконописца Феофана Грека. Инок Андрей  пошел своим путем, воплотив в своем творчестве русский тип святости, основанный не на аскетизме и строгости, а на красоте, добре, гуманизме, гармонии и просветленности. Кредо Андрея Рублева – единство мудрости, красоты, любви и человечности.


Мир рублевской  иконописи – оптимистический, одухотворенный, преображенный любовью и милосердием. Икона Вознесения – одна из лучших икон преподобного Андрея, хотя вершиной его творчества является «Троица». Авторство иконы Вознесения никем не оспаривается, потому что в ней проявились все особенности рублевской иконописи.


Икона Вознесения по вертикали четко разделяется на две смысловые части: верхнюю, Небесную, и нижнюю, земную. Они разделяются и одновременно соединяются горами  с растущими на них деревьями. Деревья  вызывают  ассоциацию с Распятием, и «животворящим» древом, а  горы - олицетворяют ступени духовного восхождения.


Такое же деление на Небесное и земное присутствует на другой известной  иконе Андрея Рублева  - «Преображение». И это не случайно, т.к. эти  два события  связаны между собой не только символически, но и духовно. Преображение  произошло за сорок дней до Воскресения, Вознесение – спустя сорок дней. И в том, и в другом случае Господь укрепляет учеников, готовя их сначала к Своей смерти и Воскресению,  потом - к апостольскому служению.


В верхней части иконы  Вознесения в круглой сине-голубой мандорле, поддерживаемой ангелами, видим восседающего на невидимом троне Спасителя. Он изображен в царственном образе Господа Вседержителя, что подчеркивается цветовой гаммой Его одежды.  Она - золотисто-желтая, что не соответствует установленному канону изображения Иисуса.


Согласно канону хитон должен быть красным, символизируя жертвенность, а гиматий – синим, символ Небесной чистоты. Золото – это Цвет цветов, цвет  святости и Божественности. Именно поэтому в него окрашиваются не только  нимбы, но и церковные купола.


Внизу – группа людей, центром которой является Богородица, а слева и справа (со стороны зрителя)  - стоят Петр и Павел. Обращает внимание на себя то, что нимбов у апостолов еще нет, т.к. на них еще не снизошел Дух Святой, что произойдет через десять дней. Нимбы есть только у Спасителя, Богородицы и у ангелов



Икона "Вознесение". Деталь. Центр иконы: слева - ап. Петр, в центре - Богородица, справа - ап. Павел. Сзади Богородицы два Ангела, указывающие на вознесшегося Господа


Чисто рублевским приемом является использование в изображении фигур геометрических форм. Чаще всего это ромб: фигура изображается так, что самая широкая ее часть приходится на середину, которая потом сужается кверху и книзу.


Это делает фигуру легкой, почти невесомой, словно парящей в воздухе. Эффект парения создается за счет того, что  тело скрыто под гиматием, а ноги – чуть касаются земли. Так написана фигура Павла.


Фигура Петра, который изображался преподобным Андреем с особой любовью (для чего достаточно посмотреть на фрески страшного суда в том же Успенском соборе Владимира), выписана с  использованием не ромба, а круга.


Край его плаща образует сегмент правильного круга, словно проведенного по циркулю. Круг – символизирует не только  вечность, но и мягкость. Остальные апостолы выписаны по-разному, они жестикулируют, обращаются к друг другу в смятении, недоумении и радости.


Но тут появляются два ангела в блистающих белых одеждах и указывают своими перстами на чудо, величие  и торжественность происходящего. Ангелы  сообщают, что их Учитель  вернется, что они должны радоваться, а не скорбеть. Главное в  событии Вознесения – это радость.


Между двумя группами апостолов на белом фоне ангельских одежд стоит Богородица. Она – центр всей композиции, ключ к ее пониманию. Пресвятая в иконе Андрея Рублева похожа на монументальный неподвижный  столп, устремленный в Небо, а так же на вход в священный алтарь.


Ее сдержанность особенно заметна на фоне жестикулирующих апостолов. Силуэты ангелов в белых одеждах образуют по внешней границе очерк чаши, подобно той, что Андрей Рублев потом изобразит  в «Троице». Чаша жертвенности объединяет  Богородицу и Ее Сына, добровольно принявших на себя жертвенность ради спасения человека.


Руки Богородицы – единственное, что находится в динамике: они открыты ладонями кверху, что является признаком святости и принятия Божественной энергии. Икона Вознесения преподобного Андрея как никакая другая с наличием множества фигур обладает продуманной ритмикой изображения и уравновешенностью пластики.


Чисто рублевским является колорит иконы: несмотря на многообразие чистых цветов (красный, синий, белый, золотисто-желтый, зеленый) они воспринимаются как единое и гармоничное целое. Единство достигается за счет нюансировки цветов, использования лессировок, складок, моделирующего рисунка, продуманным  чередованием красок: красного и желтого - с темно-зеленым, синего и белого – с вишневым  и т.д..


Мягкость и нежность колорита придает иконе лиричность и мелодичность, а фигурам святых – особую поэтичность. Единство иконы определяет не количество красок, а их качество и продуманность цветовых соотношений. За счет высветленности палитры, чистоты цветов, представленных крупными плоскостями, икона смотрится чрезвычайно празднично и позволяет издалека  охватить фигуру одним взглядом.


Даже в темных красках нет никакой сумрачности. Именно колорит создает жизнерадостное настроение праздника и торжества момента.  В результате единства колорита многочисленная группа смотрится как единое упорядоченное целое, получающее в момент Вознесения своего рода отличительный знак – образ возносящегося Господа.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/voznesenie-3/