Дочь охотника

Наталья Гузева
У каждого есть в жизни хоть одно,
своё, совсем особенное место.
Припомнишь двор какой-нибудь, окно,
и сразу в сердце возникает детство.
(В. Тушнова)

         Позвонил Юрий Михайлович, мой старший брат:
- Приезжай, Наташа. Ты не забыла, что у Лиды завтра день рождения? Мы тебя приглашаем! У нас начинается забой выращенных кроликов.Обещаем накормить тебя свежайшей крольчатинкой.

         Прошлым летом Юрию Михайловичу знакомые привезли трёх кроликов.  Дали для развода, с условием, что как разведёт он в своём сарае кроличье потомство, тогда и возвратит зверушек обратно. Не просто так дали, а ещё долго наставляли как ухаживать, чем кормить.

        Вот таким образом белоснежный кроль и две серые крольчихи поселились в проволочных клетках. В скором времени у крольчих появилось потомство. А когда зверьки подросли, Юрий Михайлович смог рассчитаться с долгами – вернул хозяевам даренных кролов.

        Свои кролики начали плодиться. Вспомнил Юрий Михайлович, как давным-давно они с отцом серпами нарезали охапки зелёной травы для кроликов, а когда отец был занят другими делами, то сам ходил на ближайшие луга резать траву. Теперь не только сам  с интересом ухаживал за ними, а и внука Данила к этому делу приобщил. Вместе клетки вычищали, траву косили, сено заготавливали на зиму.
Но всему приходит конец. Пришла пора забивать подросших кроликов на мясо.

        Поезд подъехал к посадочной платформе и остановился. Распахнулись двери и увидела я  моих дорогих родственников, стоящих на перроне. Они встретили меня радостными восклицаниями, поцелуями и крепкими объятиями.
 - Всё-таки редко мы стали видеться и встречаться уже начинаем лишь по семейным датам, возраст сказывается, однако.- подумала я.

        После обеда Юра отправляется в сарай забивать кроля. Мы туда не касаемся, сарай и забой – дело мужское. Я и Лидия Александровна, его жена, сидим на кухне. Ведём свои женские разговоры. Наконец заходит Юрий с тушкой кролика на вытянутых руках.
- Вот забил. Здоровый кролик! 4 килограмма живого веса в нём было. Кто будет разделывать?

       Посмотрела я на них и говорю:
-  А как же его разделывать? Я не умею. Курицу могу разделать, а кроликов не приходилось.

      Тут Лидия Александровна с улыбкой повернулась ко мне и произнесла:
- Вы, надеюсь, не забыли, что я дочь охотника. В детстве любую дичь разделывать приходилось.
      Она надела фартук, взяла в руки острый нож, подошла к тушке и начала её разделывать, да так умело и аккуратно, что я диву далась.

      Когда же на следующий день сели за праздничный стол, отведать свежатины, Лида начала вспоминать:
- В то время, когда наша семья приехала на строительство Аксуека, там были только землянки с палатками посреди степи. Для нас тоже выкопали землянку, в которой мы и поселились. Сухо в ней было, тепло. Еда, конечно, была, но однообразная. Воду привозили в цистернах и её берегли.
      Чтобы разнообразить стол, многие мужчины охотились. И мой отец был страстным охотником, поэтому на нашем столе постоянно была дикая птица, сайгаки. Ну и баранье мясо было, конечно. А кто всю дичь разделывал? Женщины, конечно. Отец – шахтёр, ему отдохнуть надо перед работой. Работать в шахте – дело серьёзное. Вот  и пришлось мне с детства помогать маме разделывать диких уток, гусей и зайцев. Коз и баранов отец привозил уже разделанных.

- Вот про баранов я и вспомнила. Отец принёс домой в землянку пушистую баранью шкурку, чтобы мы, дети, не сидели на холодном земляном полу. Нам, маленьким, не разрешали садиться на земляной пол, поэтому я баранью шкурку носила за собой. Встану, подниму с пола шкурку и перехожу вместе с нею на новое место. Положу шкурку, потом лишь сажусь. Когда через год родилась младшая сестрёнка Людмила, и мама через три месяца вышла на работу, у меня уже совсем не стало времени побегать, поиграть. Я, ещё дошкольница, должна была приглядывать за сестрой. Теперь уже она сидела на бараньей шкурке, которую я должна была носить за нею. Переползёт сестра по земляному полу на новое место, а я уже бегу за нею, несу шкурку, чтобы подложить ей. Усажу её на тёплую шкурку и опять свободна. Играю в свои игрушки, а сама поглядываю на сестру – не слезла ли она со шкурки. Иначе попадёт мне.
 
        Лида помолчала немного и завершила свой рассказ:
- Мы вот с Юрой старшие в своих семьях были, поэтому до сих пор чувствуем себя ответственными за младших. А младшие этим пользуются и до сих пор грузят нас своими проблемами.

        Уезжала я на следующий день, а в сумке у меня лежал подарок - тушка разделанного кролика.

-