Мы дошли в своих изысканиях до того, что нашли прообраз золотого ключика, - прежде всего - новалисовского, - золотую ветвь царицы ада Прозерпины (Персефоны), описанную Вергилием в VI книге своей "Энеиды". У Вергилия эта ветвь сравнивается с омелой - растением-паразитом, вырастающем на дубе.
Самый знаменитый и более всех исследовавший вопрос золотой ветви автор - британский религиовед Джеймс Фрэзер.
В своём монументальном труде именно под этим заглавием - "Золотая ветвь", - он пишет о том, что золотая ветвь может быть омелой, но может - и другим растением, - например, - папоротником, который называли "жар-цвет".
"Так, жители Богемии утверждают", - пишет Фрэзер, - что "на день святого Иоанна на жар-цвете распускаются золотые цветы, которые искрятся, как огонь". Стоит с этим жар-цветом в руке взойти в день святого Иоанна на гору, и вы обнаружите золотую жилу. или увидите голубоватое сияние, исходящее от спрятанных в земле сокровищ. Согласно русскому поверью, если вам в полночь в канун Иванова дня удастся схватить цветок жар-цвета, достаточно подбросить его в воздух, и, подобно метеору, он упадет на то самое место, где скрыты сокровища."
Как видим, золотая ветвь могла быть как веткой омелы, так и веткой папоротника. Папоротник называли "жар-цветом". Он открывал клады.
В сказке "Конёк-Горбунок" - словно цветущий папоротник, - горит в воздухе перо Жар-птицы.
Светит поле словно днём;
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится.
Диву дался тут Иван.
"Что - сказал он, - за шайтан!
Шапок с пять найдётся свету,
А тепла и дыма нету;
Эко чудо-огонёк!"
Мы уже сравнивали это место в сказке "Конёк-Горбунок" с началом Евангелия от Иоанна:
В начале было Слово , и Слово было у Бога , и Слово было Бог .
Оно было в начале у Бога .
Все чрез Него начало быть , и без Него ничто не начало быть , что начало быть .
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Был человек, посланный от Бога ; имя ему Иоанн.
Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир...
Не может ли быть этот чудо-огонёк и цветком папоротника, который зацветает на Иванов день?
Ведь "папоротник" и "перо" - слова единой этимологии.
У древних славян существовало утраченное ныне слово «пороть», означавшее «парить, перо». От этого слова произошло и слово «папоротник» – растение получило свое название из-за того, что его листья похожи на птичье перо.
В своём рассуждении Дж. Фрэзер приходит к мысли о солнечном происхождении жар-цвета, - о том, что он является "истечением пламени солнца".
Так же солнечное происхождение имеют и жар-птицы, прилетающие из Солнцева селенья. (Они и составлены по тому же принципу: "жар" + "предмет" (существо, растение).
Птицы эти - несомненно - фениксы, - а не павлины, - как думают многие литературоведы и художники. Здесь - наверное, - всех запутал Г.Р. Державин, назвавший жар-птицей именно павлина ( в стихотворении "Павлин").
Перо Жар-Птицы в "Коньке-Горбунке" названо "царским кладом". Им действительно завладевает царь, уклав его в свой ларец. Но царём - благодаря ему, - в конце концов становится Иван-дурак.