Запретные плоды

Радиомир Уткин
Запретные плоды.

Удовлетворение потребностей человека и способы выживания являются движущими силами в развитии цивилизации.
Задумаемся, какой вклад вложили в этот процесс эпохи, предшествующие современности и вооруженные соответствующей тому времени религиозной идеологией?

Фундаментом европейских античных религиозных, философских, научных и культурных ценностей были эллинские и латинские области Средиземного моря.
Их экспансия в сопредельные варварские территории встречала естественное сопротивление проживающих там племен.

Это имело и побочный просветительский эффект для создания государственности, организация вооруженных сил, градостроительства, приобщения к развитой культуре и формирования письменности.
Религиозные культы этих народов не были принципиально антагонистичны культам средиземноморских метрополий.

С укоренением христианства в метрополиях воинское мастерство и воинский дух были потеряны, а варвары, еще не приобщившись к культуре, хорошо освоили воинское мастерство.

Рим и Константинополь неоднократно подвергались нападениям северных воинственных соседей. Христианство привело к распаду самого могущественного государства античности. На Апеннинском полуострове возникло множество государств величиной в большую деревню, среди которых доминировала Папская область.

На основе простонародного латинского языка постепенно формировались многочисленные итальянские диалекты.
Однако, древний латинский язык добросовестно хранил все научные художественные и нравственные достижения античности.
Он же служил средством распространения христианской идеологии в Европе.

Распространение христианства стало единственным способом спасения бывших главных античных центров.
Подчинившись рабской религии, они вынуждены были распространять интеллектуальное порабощение на окружающие их языческие племена.

БИБЛЕЙСКИЕ ПОСТУЛАТЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ПРИРОДУ В ИСКАЖЕННОМ ВИДЕ, НЕ СОДЕРЖАЛИ НИКАКИХ ОСНОВ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ОНИ КОНСЕРВИРОВАЛИ ПРИМИТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И НЕ МОГЛИ БЫТЬ ОСНОВОЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, В ОТЛИЧИЕ ОТ АНТИЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, АДАПТИРОВАННОГО К ПРИРОДНЫМ ПРОЦЕССАМ И НЕ ЗАРАЖЕННОГО ПСЕВДОМОНАТЕИЗМОМ.

Даже в регрессивной социальной среде ее компоненты вынуждены делать шаги для своего дальнейшего выживания.
Вакханалию мракобесия было необходимо, как-то облагораживать.
Новой религии потребовались зодчие для строительства храмов, художники для их росписи. Пришлось обращаться к тому, что было отвергнуто.

История неоднократно доказывала, что попытки создавать нечто новое, исключая предшествующий опыт, всегда приводили к провалу. Вспомним: «Новую экономическую политику, предложенную Лениным».

Папский престол лихорадочно свозил с разных уголков мира в свои сокровищницы различные языческие ценности, а материальных подтверждений истинности христианской религии не было.

Зодчие, художники не могли получить вдохновение на основе духовной примитивности христианства. Призванные создавать шедевры, прославляющие библейскую нравственность и мораль, они искусно подчеркивали античную гордость и презрение к навязанному почитанию пришлого Бога.

Так Микеланджело Буонарроти при росписи Сикстинской капеллы в заказанной фреске «Грехопадение» подчеркнул иной смысл, отличный от библейского.
Свое произведение он предпочитал называть «Искушение и изгнание из Рая».
Силуэты героев больше соответствовали античным Богам и Героям.
Коварный Змей скорее не искушал, а отвлекал Еву от вкушения более лакомого «фрукта». Героиня протягивает руку к предлагаемому плоду только для того, чтобы Библейский Гад оставил в покое супругов.

У монастырских иконописцев отсутствие художественного вдохновения компенсировалось мумификацией создаваемого образа.
Отсюда - на иконах вместо лиц бездушные лики.