Павел Кушаков - Часть четвёртая. В эмиграции

Тамара Костомарова
      Павел Кушаков - участник экспедиции Седова к Северному полюсу

      Часть четвёртая. В эмиграции

      После того, как я сочла работу законченной и уже собралась было опубликовать его на своей странице сайта «Проза. ру», я снова обратилась к Интернету. Набрав в поисковике имя и фамилию Павла Григорьевича Кушакова, тут же нашла новую статью о нём, – называлась она «Павел Кушаков после 1920 года», автор – arh_al (автору – низкий поклон и благодарность). Эта статья опубликована также и на страницах Интернет-журнала «ЖЖ» http://arh-al.livejournal.com/
      Согласно приведённым сведениям, Павел Кушаков никогда в Англии не был и никакого лондонского меморандума по проблемам развития Северного морского пути не писал (подробности по вышеприведённой ссылке). Автор публикации так и пишет: «Так что, похоже, лондонского периода и лондонского меморандума не было. А что было? Перед нами начало одной научной статьи» (приводится её текст с переводом - Авт.), и далее: «Как мы видим, статью написал человек по имени P. (Paul) Kouchakoff, во вступлении к ней читаем следующее:
      «Первые опыты, которые легли в основу данной работы, датируются 1912-м и последующими годами. Они были проделаны в ходе арктических экспедиций, проводимых под патронажем правительства России и Академии наук в Петрограде. Автор принимал в них участие в качестве руководителя и врача. Все материалы, собранные в тот период, были утрачены в ходе политических событий, потрясших Россию. Эта работа была возобновлена вначале в 1928 году во Франции, в лабораториях доктора Роншеза в Ницце, затем в Швейцарии с 1930 года в Монтрё и Лозанне, где исследования продолжились благодаря поддержке M Park J Hammar из Сент-Луиса, Миссури в специальном институте – Health Research Laboratory, но более всего в Институте клинической химии. Настоящая публикация – только резюме совокупности опытов, имеющих отношение к пищевому лейкоцитозу».

      «Не нужно быть Шерлоком Холмсом, - пишет далее arh_al, - чтобы догадаться, что Paul Kouchakoff – это Павел Кушаков, написанный на французский манер. Выходит, следы его не сильно пытались затеряться. Напротив, он занимался научной деятельностью в прямо-таки международном масштабе, широко публиковался под своим именем. Похоже, никто его просто не искал. Более того, в 1945 году Кушаков за свою работу по изучению пищевого лейкоцитоза выдвигался от университета Лозанны на Нобелевскую премию(!) по медицине.

Nomination Database
Nomination for Nobel Prize in Physiology or Medicine
Year: 1945
Number: 38 - 0
 
Nominee:
Name: Paul Kouchakoff
Gender: M
Profession: MD
University: University of Lausanne
City: Lausanne
Country: SWITZERLAND (CH)
 
Motivation: Work on digestional leucocytosis.
 
Nominator:
Name: Ch Perret
Profession: prof surgical medicine
University: University of Lausanne
City: Lausanne
Country: SWITZERLAND (CH)


      И, возможно, - продолжает автор,- он даже получил бы нобелевку, но случилась напасть – в тот же год на премию претендовала группа исследователей во главе с Александром Флемингом за открытие свойств пенициллина.
Против пенициллина, к тому времени уже спасшего множество жизней, тема пищевого лейкоцитоза, понятно, была бессильна. Однако наш герой не стал впадать в уныние, и в 1946 году в издательстве ;ditions Delachaux & Niestl; (Лоне, Швейцария) (он) опубликовал книгу Nuit De Midi et Soleil De Minuit (Полуденная ночь и полуночное солнце), с (внимание!) собственными иллюстрациями, в которой он описал свои арктические приключения. Вот рецензия на эту книгу, опубликованная в газете L’IMPARTIAL (Ла-Шо-де-Фон, Швейцария) 3 июля 1946 года:
      «С удовольствием и интересом читается книга доктора Кушакова, русского ученого и исследователя, эмигрировавшего в Швейцарию, которая стала его второй родиной и убежищем, в которой он проводит свои выдающиеся исследования в области бактериологии. Из экспедиций в Арктику, продолжавшихся несколько лет, доктор Кушаков вынес захватывающие воспоминания о полярной жизни в непрерывно меняющихся и зачастую непредсказуемых условиях, где каждое достижение является результатом бескомпромиссной борьбы с разрушительными силами полярной природы, по своему масштабу несоразмерными человеку, вынужденному жить там». Конец цитаты.
      Дизайн обложки книги выполнен самим Павлом Григорьевичем, что ещё раз подчёркивает его блестящие разносторонние дарования.

      В заключение статьи автор arh_al неточно приводит возраст Павла Григорьевича и говорит о том, что его дальнейшая судьба неизвестна. В отзывах на статью, приведённых ниже, участники форума, акцентируя внимание на соответствующих ссылках, указывают правильные даты жизни Павла Григорьевича Кушакова, а именно: 1881-1946 гг.
      Умер Павел Григорьевич в Лозанне (Швейцария) в возрасте 65-ти лет. Остаётся предположить, что последнее упокоение русский полярник и исследователь, доктор медицинских наук Павел Кушаков нашёл также в Лозанне.



В шапке - фото обложки книги П.Г. Кушакова «Nuit De Midi et Soleil De Minuit»
(«Полуденная ночь, полуночное солнце») - написана в эмиграции в Швейцарии.
http://arh-al.livejournal.com/

Окончание:
http://www.proza.ru/2016/07/22/79