Рейс без соотечественников-1. Near miss

Михаил Бортников
На теплоход "Роза" меня послали старшим механиком в августе 95-го года, после того, как я восемь месяцев проработал с Афанасием Сапунасом. Это была хорошая школа, многому я научился у Афанасия в плане отношения к людям, отношения к работе. Судно было старенькое, зато капитан отличный, и порты захода - один лучше другого, в основном, Европа. Судно продали, а меня Афанасий звал на "новый" пароход, который мистер Кондос, владелец, собирался купить.

Но время шло, мы обменивались звонками, что-то там не ладилось, и, наконец, капитан дал мне отбой. Он понимал, что за четыре месяца ожидания я уже был "на подсосе". Ну, за месяц "Диамант" мне работу нашёл. Это оказался бразильской постройки сухогруз с главным двигателем МАН, построенным там же по немецкой лицензии. Вспомогательные двигатели тоже оказались бразильскими, чудо из чудес.

Необычно для меня было оказаться в экипаже единственным  русскоязычным. Семнадцать моряков были из Шри Ланки, бывшего Цейлона, трое - из Греции. Я прилетел в Сингапур, переночевал в отеле, в который меня завёз агент, и утром уже ехал на катере на внешний рейд. Первое, на что я обратил внимание - это распахнутые иллюминаторы. Кондиционер не работает!

Сразу же познакомился со старпомом и вторым механиком. Оба греки, они стояли одну вахту - с четырех до восьми утром и вечером, и друзьями были не разлей-вода. Первый вопрос старпома меня озадачил:
-  Дед, ты с кем будешь питаться?
-  Не понял?!
-  Смотри. Капитан ест отдельно в каюте. Он у нас диетчик. Ты можешь с нами питаться  на десять долларов в день. А можешь с индусами - на шесть. Тогда ты будешь каждый день четыре бакса в карман класть.
-  Я что, индус? Конечно, с вами буду.
-  Но только мы не ужинаем, имей в виду. Согласен так?
-  Что это за дела? На десять долларов, да ещё и не ужинать? Что-то мне это непонятно. - А я не то, что ужинать в шесть часов, я ещё и перед сном люблю подкрепиться.
-  Так мы все деньги не тратим. Будешь получать триста долларов в месяц наличными, а потом вот Герасимосу давать, сколько он скажет. Долларов сто будет оставаться.
-  Всё равно, не ужинать я не могу. А вот не завтракать- легко. Я утром дома только кофе пью.
-  Ну, вот и договорились.

Герасимос, второй механик, заявил, что я могу его звать Джерри, так как Герасимос для меня будет сложно выговаривать. Ну, Джерри, так Джерри. Не стал я ему про Муму рассказывать.
-  А что у вас с кондиционером? Не жарко спать?
-  Шутник! Конечно, жарко. Но у нас весь фреон из кондишена ушёл через сальник компрессора, а запасного фреона мало. Только на провизионку. Привыкай. У тебя в каюте вентилятор есть, не умрёшь.

Первую ночь спал я отвратительно. Побоявшись получить прострел поясницы, включил в работу "подхалим", чтобы вентилятор не дул в одну точку. Но уже через час направил вентилятор прямо на себя, иначе заснуть было невозможно.

Наутро я ближе познакомился с оригинальной системой  питания, принятой на судне. Рыбная камера, самая маленькая из трёх, считалась греческой, и была до отказа набита мясом. Камера побольше, мясная, предназначалась для цейлонцев, там было просторно. Несколько ящиков с рыбой, куры, мороженое.

Самая большая, овощная камера была поделена на две части, и меньшая её половина на замке. В восемь утра на моих глазах второй механик выдал шеф-повару пять картофелин, пару морковок, кусок свинины, рис  и шпинат. Нигде я такого чуда не видел, но кок принял продукты без разговора, видно было, что у них так заведено.

Ещё до обеда  мы приняли  топливо, и снялись на Сайгон, вернее - Хо Ши Мин, как он теперь называется. Главный двигатель работал нормально, со вспомогательными, по словам Джерри, постоянно были проблемы. Герасим был механиком опытным. У нас не было на борту ни сварщика, ни токаря, всё делал второй механик сам, а его  постоянно сопровождали два-три индуса, подавали гаечные ключи, делали уборку и несложные работы по его указанию.

Осмотревшись в машине, я решил заняться кондиционером. Порылся в кладовой запчастей, нашёл ящик кондиционера, а в нём сальник вала, не новый, но и не разбитый.  Его можно было притереть на плите, что мы и сделали. Вместе с Джерри установили его на компрессор, я напечатал заявку на два баллона фреона, и стал ждать и надеяться. Спать было очень жарко.

Но вскоре нам стало не до удобств в каюте. При подготовке грузовых средств к погрузке выяснилось, что  четвёртый палубный кран вышел из строя. Полезли с электромехаником на кран и обнаружили сгоревший главный электродвигатель. Доложили в компанию. Запасного мотора на борту не было, надо посылать сгоревший на берег на перемотку. Пятый трюм грузить стало нечем. Здесь уместно объяснить, что чаще всего на грузовых судах ставят четыре грузовых крана на пять трюмов.Поэтому, если из строя выходит второй кран или третий, это менее катастрофично, чем первый или четвёртый. Это хорошо видно на иллюстрации.

Решение компании можно было предугадать: снять двигатель с третьего крана и установить его на место сгоревшего. Без третьего крана при погрузке можно было обойтись. Делать это, естественно, предстояло экипажу. Электромотор был тяжёлый и габаритный, для его демонтажа была предусмотрена специальная стальная дверь на трёх шарнирах, размером примерно в два квадратных метра. Сроду эти двери не открывались, всегда были закрыты и задраены на три  десятка болтов.

В такелажных работах планировалось задействовать боцмана с матросами, а подготовка  к ним была за нами. Втроём, с четвёртым механиком и электромехаником, мы полезли сначала на четвёртый кран, открутили все болты, крепящие дверь крана к корпусу и открыли её настежь.

Перекурили, перешли на третий кран. Повторили ту же операцию и на нём. Дверь открывалась тяжеловато. Я тянул и дёргал её на себя, а двое цейлонцев упирались в неё и толкали. И заржавевшие петли на выдержали нагрузки. Я как раз смотрел вверх и видел, как оборвалась верхняя петля, перегрузилась и оторвалась средняя.  Крикнуть я ничего не успел. Ломая последнюю петлю, дверь проскользнула между нами, и ребром  упала на палубу с восьмиметровой высоты, ломая по дороге поручни. Классический " near miss".

* Near miss" - так называется ситуация, при которой несчастный случай не произошёл только чудом. В данном случае это мог быть тяжёлый несчастный случай со смертельным исходом. А мне как раз на следующий день исполнялось пятьдесят.
 Повезло.

* Продолжение - http://proza.ru/2016/07/23/1962