Разговоры с детьми

Ефим Вакс
Когда дети были маленькими, я любил читать книги по воспитанию. Как–то я прочел, что для маленького ребенка уступить свой новый велосипед, равносильно нравственному подвигу для взрослого.
Старшей дочке Галочке было года три, когда я раздобыл для нее трехколесный велосипед с надувными шинами (тогда, в начале 70–х, это была большая редкость).
И вот, мы первый раз идем кататься в парк. Дочка полна счастья. Я говорю ей по дороге, что когда она будет кататься, все будут восхищаться ее велосипедом. Каждый хотел бы покататься на таком! Если Галочка даст прокатиться какой–нибудь девочке, та будет в восторге, а Галочка сможет бежать рядом и радоваться.
Приходим в парк. Галочка объезжает вокруг фонтана, останавливается возле какой–то девочки и говорит: «А теперь ты поезжай». Та, совершенно ошеломленная, садится на велосипед и едет, а дочка бежит следом, хлопает в ладоши и подбадривает. Потом они меняются местами. Гуляние прошло  замечательно!
                -
Однажды, когда сыну было десять лет, нам надо было занести какие–то вещи на четвертый этаж. Вещи были нетяжелые, но было их довольно много. Мы вошли в ритм и встречались на втором этаже, когда один поднимался с коробкой, а другой спускался. И вот, я в очередной раз поднимаюсь с коробкой, а Владика не встречаю. Захожу в комнату, а он сидит в кресле.
- В чем дело, Владюша?
- Я устал.
- Владюша, когда люди работают вместе, нельзя садиться отдыхать одному. Ты должен был сказать: «Пап, давай отдохнем.» Я бы сел с тобой передохнуть или сказал бы, что я еще не устал, а ты посиди.
Лет через 25, когда мы уже жили в разных городах, Владик пристраивал веранду к своему дому, а я на выходные приезжал к нему помочь. Мы работаем, Владик предлагает отдохнуть и говорит, что все эти годы он помнит, что нельзя садиться отдыхать одному.
                -
Cыну лет пятнадцать.
Говорю ему:
- Знаешь, Владик, я не ханжа. Могу и словцо крепкое вставить и анекдот фривольный рассказать, но никогда при женщине. Если я услышу, что вы с ребятами что–то такое говорите, я спокойно пройду мимо. Но если при этом среди вас будет девушка, я просто перестану тебя считать за человека.
Через несколько лет иду на кухню и слышу разговор Владика с младшей сестрой.
- Яна! Если вы только с девочками, вы можете обсуждать «такие» вопросы, но если среди вас есть мальчики...».
Я не дослушал и тихонько пошел назад.