Ах, как нежданно грянула зима А. И. Фомичев, энтом

Галина Ульшина
Вы боитесь насекомых так, как боюсь их я?..
 Вы допускаете мысль о том, что я могу их просто не любить?
Ну не то, чтобы визжать и подпрыгивать от ужаса, а не люблю я  их и все.
Ни паучков на паутинке, колеблющейся на осеннем ветерке, ни молодцеватых солдатиков, прогрызающих листья капусты, ни юрких уховерток – никого.
Проучившись на биофаке, я прошла летнее практическое занятие под названием «укос по разнотравью», где пойманных в сачок насекомых надо было достать рукой из тупика сачка, а затем засунуть этот копошащийся  в руке «улов» в банку с хлороформом, чтобы их усыпить…
 Вот с этих самых пор я и не стала любить этот класс «насекомые» – а раньше я просто о них не думала никак…
Как только мы усыпили этих несчастных,  надо было разбирать эти трупики и систематизировать их по родам и видам. Сколько же мы передушили мушек-журчалочек и бронзовок – жуть!..
Все руки в пыльце  от только что летавших пестрых бабочек,  а теперь они вот – пришпилены к  планшету, тихие и  недвижимые.
Иголочкой в головочку.

Всем известно, что бабочка откладывает яйца, а они превращаются в гусениц, гусеницы в куколку, куколка в бабочку и так до бесконечности.
То есть гусеница – это праматерь бабочки.
 Сколько разных гусениц – столько и разных бабочек. И гусеницы также разнообразны по форме и окраске, как их крылатые дочери, что  наталкивает коллекционеров  иметь в своих собраниях прототипы  лимонниц и бабочек-адмиралов. 
Так вот,  биологи, делая чучело гусеницы, медленно выдавливают ее содержимое с помощью обыкновенной стеклянной пробирки в качестве катка. Начиная от головы, медленно - медленно, стараясь не порвать кожицу, они выдавливают содержимое, пока когда-то толстая волосатая гусеница не напомнит  растянутый зеленый кондом для мальчика-с-пальчика. Выдавили?  Теперь вставляют соломинку в ту дырочку, откуда все уже вылезло и вдувают внутрь кожицы воздух, закрепив ниткой отверстие, чтоб не вышел этот самый воздух, затем быстро – быстро затягивают ниткой дырочку, выдернув соломинку, и –  высу-у -ушивают это пустотелое произведение таксидермиста.
Через  несколько дней, покрыв гусеницу лаком,  ее горделиво помещают на всеобщее обозрение в коллекцию.
Теперь понятно, почему эта любовь к насекомым не представляет собой ничего хорошего и даже эстетичного?
Но Александр Петрович, преподаватель летней практики по энтомологии, рыжебородый, высокий аспирант, был весьма примечательной личностью.
Как смело он входил  белыми босыми ступнями прямо в мягкую грязь придорожной  лужи где-нибудь  на левом берегу Дона, взмучивая прозрачную отстоявшуюся воду!
И там, в глубине черного ила, голыми  руками шаря в неизвестности, он отыскивал  и доставал доисторических трилобитов, так похожих на больших мокриц – а вдруг, они укусят за палец?..
Аспирант жертвовал собою ради науки…
В наших студенческих глазах он был героем, мы бы так не смогли…

В сентябре слово за слово,  взгляд на взгляд – вот мы и нашли с ним общий язык на лестничной площадке нашего хронически обшарпанного третьего этажа, где до сих пор и располагается биофак. Вскоре  добавились прогулки под зонтом по ближним затихшим паркам, сухое вино  за мокрыми столами вечерних кафе,  длинные очереди за чашкой кофе, в которых мы успевали согреться.
Наступила пора осенних праздников, когда лучше всего было ходить к кому-нибудь в гости. «Вгости» бывали  к самостоятельным людям, в компанию ученых или сотрудников музея. Хлебосольные хозяева  готовили десяток дешевых  закусок и были искренне  рады творческим посиделкам, сдобренным стихами модного тогда Евтушенко, да и  сам рыжебородый Александр Петрович был просто поэт. На дворе стояло время, когда вчерашняя свобода шестидесятников еще будоражила мощный творческий потенциал страны и он сохранял высокий градус,  время тех самых семидесятых, когда уже события в Китае не вписывались в общую радужную картину, но резня на Даманском полуострове не отрезвляла еще никого из нас, а оккупированная Чехословакия смотрелась большим недоразумением…
Праздники плавно перешли в постоянные субботние общения, к которым мы даже готовились и приводили с собой своих слушателей.
 Вот с подачи Александра Петровича я и  открыла для себя Вертинского: «Ваши пальцы пахнут ладаном..», «Мадам, уже падают листья…»
 …Вот в рассказ о Вертинском  вмешивается  Галочка – экскурсовод музея искусств и добавляет что-то, известное только ей.
На столе свечи, шуршит игла проигрывателя…
Иногда Александр Петрович устраивал творческие вечера сам – читал свои сказки и стихи. Они были непривычны для моего школьного комсомольского уха – белые, чаще верлибры.
Другие посиделки была посвящены творчеству, к примеру, Иеронима Босха, затем беседам о возможной находке Янтарной комнаты… Потом мы «заболели» персидской поэзией, затем импрессионистами…
Роман между нами происходил, правда, какой-то уж деликатный и вялотекущий. Я, конечно, втайне надеялась, что демонстрация талантов моего ухажера посвящена исключительно мне, а не его честолюбию, или хуже – тщеславию.
Встречи были каждая интереснее другой – одна так и заставляет меня гордиться собой: я была приглашена  Александром на охотничий обед, где подавали зайца в красном вине и фазана в белом.
Посаженная в центр стола, я украшала стол собой и шляпой с фазаньим пером, – а вокруг было человек двадцать студентов – красавцев.
Всем досталось по кусочку крылышка и лапки – заяц был с кошку, а фазан с цыпленка на две дюжины оголодавших  студентов, но все равно, было очень романтично.
Как всегда, подобный «симпозиум» был обильно сдобрен беседами, песнями и, в этот раз, молодым вином.
Вскоре я получила от Александра Петровича необычный презент – сборник его стихов, напечатанных на машинке, сшитых вручную и оформленных обложкой.
Одно из них мне нравилось больше всего «Ах, как нежданно грянула зима…» Эта строчка проходила рефреном и вызывала томительное чувство печали.
Следующее лето прошло в разлуке.

Осенью он привез мне записные книжки, скорее, дневники, продолжающие разговоры со мною. Видно было, что кавалер мой долго, очень долго собирался и вот, наконец, перешел к решительным действиям: наступил момент, когда Саша пригласил меня к себе «на серьезный разговор» в съемную комнатку неподалеку от университета.
Зашли.
Вдоль стены – красная шелковая штора, напротив узкая кровать, тумбочка.
Садись, – он указывает на кровать.
Я присела лицом напротив этой красной шторы и замерла.
Он становился передо мной и оказался на фоне этой ярко-красной шторы – рыжебородый, высокий, взволнованный…
Собирался с духом, вздохнул и – отдернул штору!
А там…Господи!... В рамочках, на булавочках сотни бабочек и жучков – и все приколоты насмерть сначала  в головочку,  потом  к коробочке, а сверху – стеклышком. И так вся стена, сверху донизу…
Лицо у него было счастливое, видно он долго копил деньги на эту штору, на эти коробочки… Он любовно произносил латинские названия этих крошечных мумий, тыкал пальцем в редуцированные жвала и редкую мимикрическую окраску особей,  все пытаясь меня приобщить к радости обладания этим паноптикумом…

…Когда прошел слух, что он был вынужден жениться по деликатным и неотложным  обстоятельствам, я не очень огорчилась. Позже, защитившись, он уехал в ближнее зарубежье и там остался преподавать в вузе.
 Но вот что странно, я периодически перечитываю его рукописную книжку и вспоминаю изумительно густую атмосферу искренней романтики, которая  с тех пор не появлялась ниоткуда сама собой.

Прошли годы. Я оказалась в Новогоднюю ночь в компании ростовчанина и его подруги в Москве,  школе для высшего комсомольского состава. Там было замечательное общежитие с общей кухней, где все  жильцы этажа  всенепременно встречаются.
Таким образом, выйдя за полночь на кухню что-то приготовить оголодавшим застольникам, я за чисткой картошки познакомилась там с двумя дамами из Элисты. Угостились сигаретами, разговорились – оказалось, они из местного пединститута. Так там  же  преподает Александр Петрович! – припомнила я, расплываясь в улыбке и строго соответствуя пословице «на чужой сторонушке рад своей воронушке».
Они его знали и в подробностях рассказали, что он уже заведует кафедрой, защитив докторскую диссертацию по энтомологии(?). К этому времени я уже писала стихи сама и тут же, на кухонном столе,  присела отписать ему ответ на его стих «Ах, как нежданно грянула зима…»   
Элистинки мне дали торжественное обещание, что по приезду передадут Александру Петровичу лично в руки.
Уже собирались распрощаться, как на новогоднюю ночную  кухню вышла делегация голодных тараканов и выдвинула вперед двух борзых рыжих парламентеров, а они влезли прямо на стол, за которым я писала, и – пошли прямехонько на меня…
Вот тут я снова  вспомнила о том, с какой силой не люблю насекомых, пожалуй, вместе с энтомологами, прости Господи.
И забрала назад листочек с недописанным стихом. 



А.Фомичёву,энтомологу

Ах, как нежданно грянула зима!   
Еще не все плоды с ветвей упали ,
цветы дыханье меда источали,
в душе бродили сладкие печали,
ах,  как  нежданно грянула зима…

Гудела разодетая  страна!

Под пяткой смяты, в крошеве арены
хрипели листья о судьбине бренной;
и в солнце, так запятнанном  презренно,
клинком вонзилась бледная луна …
Еще вчера здесь  ойкала вода,
прикидываясь кровью голубою –
а нынче, скрыта коркой ледяною,
застыла с тыла, изготовясь  к бою,
команды поджидая для атак.

Союзники – лишь сонмище зевак.

Обветренные первою  изменой,
равняли плечи выступы и стены,
храня ступни под глиною вселенной,
над прахом гладиаторов. И так,

ах, как нежданно грянула зима!



Памяти Александра Ивановича Фомичёва(11.01.47-20.08-2008)


Фомичёву А.И., энтомологу


Доброе слово уже бессмысленно.
Всё.   Опоздала. Лишь Бог узнает.
«Двое жнут в поле», не слыша выстрела,
 ты был на мушке у горнего Снайпера.
Не жесткокрылые – жестоковыйные,
будь хоть поэтом, да хоть энтомологом –
встретиться б, слово прощальное вымолвить,
а не давиться елеем некролога.
Жизнь бушует: бойцы сменяются,
отряд не заметил, и танки быстры…
Хочешь песню допеть майскую –
ан, оркестр поменял регистры!
Смерть, как любовь, соблюдает сроки:
«двое в поле, один возьмётся» –
всё понимаю, вникая в строки,
только слеза за слезой льётся.
Нет похоронок, лишь слухом полнится
наш Интернет, что доска объявлений,
мне-то всё помнится!
Обесплочивается
тень исчезающего поколения…
Видимо, буду ходить по городу,
полному юных чужих незнакомцев,
модных, успешных, беспамятных, гордых,
радуясь зробленному потомству.

Галина Ульшина

https://stihi.ru/2020/01/15/7039
стихотворение Фомичёву А.И., энтомологу


http://www.ssc-ras.ru/files/files/CEB4(3)mem-Fomichev.pdf
здесь некролог и фотография А.И.Фомичёва