Часть 5. Гордая птичка Грузия

Владимир Пастернак
       

           ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЧИТО-ГВРИТО, ЧИТО-МАРГАЛИТО

   ...Мы стоим возле памятника, на котором нет никаких табличек.

-  Хотите, я вас сфотографирую? На нас смотрит бомжеватой наружности субъект, джинсы на коленке порваны, явно «под шофе»...
- Не бойтесь, я не убегу с вашей планшеткой.

«Ага, убежишь ты от  меня», - думаю я и нехотя протягиваю планшетку.

- Вообще-то, я художник, иногда выставляю свои картины на Сухом мосту, - оправдывается товарищ в рваных джинсах, - сейчас у меня творческий кризис.

Мы понимающе киваем и садимся на гранитный постамент. Он со знанием дела снимает нас на фоне бронзовых фигур.

- Хотите, я расскажу вам об этом памятнике? - спрашивает он и возвращает компьютер.

- С радостью послушаем вас, если только...

- Не волнуйтесь, у меня полно времени, к тому же, есть возможность заработать несколько лари, ведь вы не откажите дать мне пять лари?
Сидя на плитах мы слушаем нашего неожиданного знакомого.

- Этот памятник должен был стоять на Чистых прудах в Москве. Все фигуры уже были отлиты по проекту Зураба Церетели и временно стояли  во дворе Музея современного искусства на Петровке. Его хотели поставить к тридцатилетию фильма «Мимино». Ну, а потом началась вся эта котовасия с Саакашвили. Помните, арест российских офицеров в Тбилиси по обвинению в шпионской деятельности?

 - Слышали.

- После этого отношения сильно обострились и грузин начали давить в Москве, могли запросто избить, а то и просто убить. А что местные власти творили, а милиция? Такой беспредел начался, по домам ходили, смотрели по ЖЭКовским документам, где грузины живут, могли запросто даже ночью прийти, якобы для проверки прописки...На улице останавливали и забирали в кутузку для выяснения личности. Мой приятель, мы с ним в архитектурном учились, тогда в Москве с семьей жил, работал по контракту в одной фирме. Его жене и даже дочке в школе угрожали, в подъезде, где они жили, кто-то углем написал: «убирайтесь в свою Грузию».  Собрал мой товарищ семью в охапку и уехал, даже денег, которые ему были должны, не стал ждать...
Да-а, сильно он тогда грузин унизил.

- Кто?

- Путин. Вы думаете, это все без его ведома творили?

- Бывает и так.

 - Смеетесь? К нему лично обращались представители грузинской и русской интеллигенции, известные люди писали...
Грузины – такая нация, они все стерпеть могут, кроме одного – унижения. Очень сильно Путин тогда всех грузин унизил. Вы думаете, почему  Кикабидзе от ордена отказался и до сих пор не хочет приезжать в Россию?  Потому, что ему очень больно стало за нашу маленькую Грузию и за то унижение. А ведь это еще до военного конфликта было!
Одним словом,  московские чиновники в 2006 году решили не ставить памятник на Чистых прудах рядом с домом, где жил Георгий Данелия, дескать, там и так много памятников всяких.
Постоял он во дворе  на Петровке еще некоторое время и перекочевал в Тбилиси, сюда на площадь Авлабар. Зураб Церетели подарил его городу. Можно сказать: «Мимино» вернулся на родину».

- Спасибо за ваш рассказ,  вы очень хорошо говорите по-русски.

- Так, я - русский. Родители в 70-х приехали строить в Грузии Ингурскую ГЭС, потом работали на ней, а после перебрались в Тбилиси. Так что, я коренной тбилисец, русского происхождения. После института служил некоторое время в грузинских вооруженных силах, пока не начался тот злополучный конфликт...вот, переквалифицировался в вольные художники, иногда туристов фотографирую...

- А из армии почему  ушли?

Вместо ответа наш неожиданный гид задирает порванную на колене штанину. Кроссовка одета на сверкающий никелем протез.

   Он с благодарностью принимает от нас пять лари и пересекает площадь в направлении магазина, а мы продолжаем смотреть ему вслед. Мне кажется, что бронзовые фигуры за нашей спиной тоже повернули головы и провожают его грустными взглядами:

«Ничего, все еще наладится. Мы так дУмаем».