Где кончается человек

Николас Малинский
Свою мысль относительно того, где заканчивается человек, хочется начать с рассуждения о том, где он начинается. Ребенок, родившись, является общепризнанным олицетворением человека. Он есть, он вещественнен, занимает определенное место в пространстве. Но разве сама мысль о человеке не может быть им самим? Если посмотреть на человека как на совокупность генов, что свойственно материальному телу, то получается человек рожден задолго до самого появляется на свет - в сочетаниях генов своего отца и матери. Так же если посмотреть на человека как на совокупность привычек, воспитания, характера - то тут тоже можно уловить, что человек становится человеком в процессе роста и воспитания его родителей. Невозможно себе представить что воспитание человека будет происходить по другому сценарию нежели воспитание его родителей. Конечно оно выливается из сочетания представлений о собственно воспитании его родителей, которые в свою очередь в процессе жизни и ее познания делают определенные выводы и наработки. Тут еще следует упомянуть возможность "спонтанного воспитания", приведя в пример расхожую фразу "вот будут дети, сам поймешь" - в таком случае можно говорить о некоем природном чувстве человека, его вселенском прибывании. Человека еще нет, но природа уже знает о нем.

Итак, где же заканчивается человек? Очень просто можно понять суть проблемы на простом примере - слюна, оставленная на асфальте, минуту назад являвшейся частью человека, им самим, после выхода из тела уже перестает отождествляться с личностью человека. Выдыхаемый воздух так же, казалось бы, никак не позволяет говорить о нем как о человеке. Значит человек есть что-то внутри материального тела? Сердце? Ведь без него нельзя прожить. Но современная наука решает и эту проблему - донорство и даже выращивание искусственных органов позволяет человеку быть тем же человеком. Уже с чужим сердцем, но он остается той же личностью к которой мы привыкли. Это все тот же Петя.

Разум - вот то не многое, что отличает нас от животных. Но что же есть разум? Мы можем увидеть и судить о нем лишь в его проявлениях во внешнем мире - в скорости вычислений конкретного индивида, в его способности творить музыку или сочинять стихи, в его способности реагировать на те или иные явления, в характере. Часто разум отождествляется личности, человеку. Тогда получается, если следовать логике, что если умирает разум, человек заканчивается? Если книга написана - это и есть человек, вышедшие строчки из-под пера или аккорд песни - вот он человек? Но мы же не отождествляем страницы книги и человека? И бросив книгу в костер мы не убиваем человека? Так где же заканчивается человек? Или можно предположить что человек бесконечен? А как же трупы? Мы же не можем подумать что вот это тело, лежащее в гробу бесконечно? Нет, через какое-то время оно превратиться в прах. Но почему? Чем, по сути, труп отличается от живого человека? Та же кровь, то же сердце, которому, как кажется, ничто не мешает выполнять свою работу. И тот же разум, оставленный в школьных тетрадях, в отчетах о проделанной работе и впечатлении коллег.

Если рассмотреть все это с изначальной позиции откуда человек берется, то получается что человек не только возникает изнеоткуда, но и уходит вникуда. Он вечен как сама вселенная. Меняется мир, природа, но человек возникнув как сплетение множества обстоятельств так же в них и остается. Оставляя о себе потомкам материальные подтверждения своего существования в виде воспоминаний, размышлений, книг или учений, картин и музыки, домах и детях.
Исходя из вышесказанного можно представить себе что обстоятельства могут сложиться так, что родится новый Пушкин или Гомэр. Почему же этого не происходит? Или все же происходит? Если посмотреть на наследие великих ученых, поэтов и прочих деятелей, то можно понять что это все материально, все так или иначе можно понять, рассмотреть, кое-что даже пощупать. Но являются ли все эти предметы наследия самим человеком? Или подобно слюне однажды выпорхнув из тела или разума оно уже не отождествляется ему, человеку? Тогда получается что все, что создано это не есть человек? А значит среди нас ходят тысячи Тамерланов, Ломоносовых и Иуд.

Но означает ли это что никуда не нужно стремиться, ничего не нужно делать раз человек все равно бесконечен? Нет, совсем нет. Необходимо познавать этого человека в себе, узнавать. Готовить этого человека к его последующей бесконечной жизни. Готовить новых родителей для этого человека, позволять ему проявляться в материальном мире - города, музеи, фабрики и заводы, все то, где может проявиться человек. Ведь именно так мы и сможем понять что он был, это наиболее близкое из доступных способов понимания человека - в том, что он оставляет после себя. Но это будет человек как совокупность разума, генов и тех условий, в которых он пребывает. Который, как мы выяснили выше, конечен и имеет мало общего с тем понятием о человеке, которое не может быть выражено материально.

Может возникнуть вопрос: значит тело и разум совершенно не нужны? И можно не обращать внимания ни на свои мысли ни на здоровье своего тела? Нет, нет и еще раз нет. Эволюция и законы говорят нам, что для появления биологического человека необходимо объединение двух людей. А для этого нужно чтобы они не только встретились, но и по каким-то причинам им захотелось передать свой опыт, свои гены, свою общую любовь новому существу. Чтобы в нем мог проявится человек в понятной нам форме. И вот, чтобы это произошло, каждый индивид должен обладать набором свойств понятных и приятных другому индивиду. С плохим телом или дурными мыслями сложно найти себе пару. Но это возможно, и, как ни странно, мало влияет на понятие о человеке. Их ребенок тоже будет обладать совокопностью генов, воспитанием и в нем тоже будет человек. Большим заблуждением было бы думать, что от некрасивых или глупых людей не может быть человека. Но шансы встретить свою пару все же ниже при недостаточном внимании к своему телу и разуму. А значит и шанса проявиться у человека гораздо ниже. Поэтому важно все - и образ жизни который мы ведем и сила духа, физическое здоровье и тот опыт, который мы преобретаем в процессе жизни. Все это в совокупности позволяет или отодвигает возможность проявления человека в этом мире.

Из этого можно сделать следующие выводы: есть что-то в нас, энергия или свет или частица или душа, которая и делает человека отличимым от других существ и плодов его собственной жизнедеятельности; человек бесконечен в своем существовании; появление и проявление человека в материальном зависит от множества факторов, но не может влиять на само существование человека.

Тем самым мы можем приблизится вплотную к понимаю человека как ребенка бесконечного Бога, проявляющего во всем, не имеющим ни начала ни конца, ни понятия времени и обстоятельств. И создав человека по образу и подобию своему Бог наделил его главным - бесконечностью и, так же как и сына своего Иисуса Христа, он дал определенный отрезок земной жизни и возможность материального проявления своего разума, чувств и тела. Так же как и Аллах и Будда проявились в этом мире, оставив о себе напоминания и указания, но уйдя из земной жизни не перестали существовать в бесконечности.