Старый двор

Полозов Николай
Милый мой старый двор!  Сейчас стою в тебе, и воспоминания просто захлёстывают! Как раньше, 35 лет назад, мы все жившие  здесь были счастливы. Ты тоже уже не такой как раньше, хотя вроде бы всё в тебе осталось по прежнему. Та же котельная, три, двух подъездных  двухэтажки, окружающие тебя, полуразвалившаяся беседка посредине.  Но нет тех звуков, которыми ты был раньше наполнен. Щебетанием малышни, бурчанием старичков, сидевших на лавках у подъездов. Полная, мертвая тишина, лишь часто прерываемая шумом проезжавших автомобилей. И, кажется, что ты еще не умер, но и уже не жив.

 Здесь мы жили очень дружно. Никогда не было ни каких ссор и сплетен. Вечером выходили поболтать на лавочки. Мужики обычно «втихаря» скидывались, и чего ни - будь, «изобретали». Всё тайно переносилось в подвал, к Александру  Борисовичу, гл. зоотехнику района, и пряталось за бочкой с квашеной капустой, которая почему – то всегда была полна этой замечательной закуси.
 
По очереди, чтобы не привлекать внимание жен, спускались в подвал, и каждый наливал себе сколько хотел. Но никогда  пьяных я не видел.  Были,  конечно,  случаи, когда например,  Владимир Викторович Варламов, являлся  откуда - то на лавочку не очень трезвым, но тут же, его жена тётя Шура, со словами:

 - Явился сопливка! – давала ему пару пощёчин, в ответ на которые он счастливо улыбался.

Особенно запомнилось ; дети играли во дворе, и вдруг слышу голос четырёх летней Нинки Варламовой, она обращается к Надьке Кирсановой, которая была в два раза старше её:

 - Чё ты ко мне лезешь корова! Щас как дам по я . цам!

А как -  то,  пятилетний Юрка Иргаков, вечером, когда почти все были во дворе, вышел из дома и в полный голос выдал:

 - Полюбила тракториста, в первый день ему дала,
Три дня сиськи отмывала и соляркою с.ала!

Весь двор просто взорвался от смеха. Я спросил его:

 - Юрка! А кто тебя научил этой частушке?
 - Папка! - гордо ответил он.

Один раз сидим на лавочке с Кирсановым Борисычем, (это который был главным зоотехником) а он и говорит:

 - Давай смотаемся на рыбалку на моей лодке!
 - Давайте,- говорю
 
Сели на мой мотоцикл, заехали а «Гастроном» взяли бутылку водки.  Приехали на Дон, «тяпнули» по сто грамм, я завёл мотор, и мы помчались вверх по Дону. Через некоторое время Борисыч вдруг кричит:

 - Давай к берегу!

До него было метром сорок. Я резко повернул румпель двигателя, мой пассажир, размахивая руками полетел в воду, и усиленно начинает плыть к берегу.  Я потихоньку, рядом следую за ним. Но вдруг он начал кричать:
 
 - Тону!

А я вижу, через воду дно. И говорю ему:

 - Борисыч! Вставай на ноги. Хватит нормы ГТО сдавать!

 Но он усиленно продолжал кричать, и грести к берегу.  Тут я заглушил двигатель, и протянул ему весло, в которое  он вцепился мёртвой хваткой.  Подтянул к лодке, и поставил на ноги.  До дна было примерно сантиметров 60.

На второй день, рано утром, слышу кто – то звонит в дверь. Открыл.  На пороге Борисыч:

 -  Николай! Ты уж никому не рассказывай о вчерашней рыбалке.
   
 - Конечно, не расскажу! Могила!

И слово своё я сдержал.

Мой тесть купил новый мотоцикл «Днепр» и уехал на курорт. Ну, я, конечно, не упустил такого момента, и мы с женой давай на нём скакать по лесам, за грибами и ягодами. Парень я дотошный, решил заменить смазку в заднем мосту. Когда открыл пробку, из редуктора, вместе со смазкой пошла стальная стружка. Откатив мотоцикл за баню, чтобы не видела мать тестя, разобрал агрегат. Да, действительно, как я и подозревал, разрушился подшипник «планетарки», а на второй день, с Юга должен был явиться хозяин мотоцикла.

Дело было в субботу.  А те времена в магазинах не было никаких запчастей. Убитый горем, в предчувствии завтрашнего скандала, пошел домой и угрюмо уселся на лавочку. В этот момент, из нашего подъезда, вышел Юрий Андреевич Коровин,( в то время он работал гл. инженером «Сельхозтехники»), посмотрел на меня и спрашивает:

 - Ты чего такой не весёлый.

Ну, я ему и обрисовал всю ситуацию.

 - А какой номер  подшипника? – 207.
 - Ладно, сиди дома,  никуда не уходи.

Через час он позвонил в дверь. Я открыл, и увидел у него в руках злосчастный подшипник.

Как потом выяснилось, он пошёл к кладовщику, они поехали на склад в «Сельхозтехнику» открыли его, нашли подшипник, и он принёс его мне. В настоящее время, вряд ли кто – то так смог бы сделать для малознакомого человека.

Однажды, я копался в своём гараже, а рядом был гараж  Хохлачёва  Ивана Фёдоровича (он в то время работал инструктором КПСС в нашем Райкоме), жившего тоже в нашем доме. Заглянув к нему,  увидел, как хозяин, и ещё два каких  - то незнакомых мне человека пьют пиво, закусывая сырками. Я вернулся назад, снял с вешалов охапку вяленого синца, и отнёс им. И тут Иван Федорович говорит:

 - Вот, хороший, работящий парень, имеет двоих детей, живёт 11 лет в однокомнатной квартире отца, а свою  получить никак не может!

 Через неделю мне выдали  ордер на квартиру.

Были и трагические случаи. Моя соседка вскипятила в ведре, стоящем на полу, воду,  кипятильником. Вышла на секунду, по каким – то делам. В этот момент в это проклятое ведро уселся её двух летний сын Славик.  Всем двором пытались оказать ему помощь, но пока приехала «скорая» и отвезла его в больницу, время было упущено, через неделю ребёнок скончался. Это была большая трагедия для всех.

Ну что же! Прощай мой любимый двор! Много ещё воспоминаний ты мне навеял. Наверное, больше с тобой мы никогда не увидимся.

Я почему всё это вспомнил? Все жили почти одинаково и никто из начальников особо не ВЫПЕНДРИВАЛСЯ. Практически ни у кого не было своих автомобилей, только государственные. Часто в городе можно было видеть первого секретаря РК КПСС т. Лапина,который, рано утром или вечером,пешком, в яловых сапогах, один ходил по городу, осматривая свои владения. Или прокурора т. Грошева, утром , в своей форме, пешком идущего на работу.

А народ всё равно был недоволен, так же как и я. Всё хотелось иметь чего -то "забугорного". Вот теперь и сдыхаем помаленьку.

   Для связи с автором: polozov-50@mail.ru