Живой голос

Дина Немировская 3
Прошло пять лет со дня ухода в мир иной Николая Ваганова, проложившего столь многим нынешним членам астраханской писательской организации тропы в литературу.

Памятна одна из встреч с поэтом в Астраханском кремле в далёком ныне от нас 1991 году. В тот вечер в рамках книжной выставки выступала молодёжная литературная студия «Стрежень» вместе со своим руководителем. Да-да, я не оговорилась. Именно «Стрежень», а не «Тамариск» (переименованноеещё при жизни гуру название носит созданная Вагановым литературная студия сейчас, уже при других руководителях) и именно молодёжная, поскольку самому старшему из выступающих, исключая литературного тренера, как называл себя сам Николай Васильевич, было в то время никак не больше двадцати пяти. Ваганов гордился тем "звёздным" студийным составом – братья Щербы, Ольга Маркова, Закир Дакенов, Татьяна Иванченко, Игорь Беляков – эти имена известны, притом далеко за пределами Астрахани.

«Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, сколько он мне дал», - вздыхает теперь Саша Щерба.

Потерю осознали многие.Практически невосполнимую потерю.

А в тот вечер Ваганов прочёл это стихотворение с таким задором, едва не приплясывая, что буквально заразил слушателей азартом стиха:

- Эх, молодка, выходи со мною в круг
Да бери меня, бери под свой каблук,
Бурно "Барыню" отплясывая,
Полушалком подпоясанная!
Я такой ещё отчаянный внутри!..
И на волосы мои ты не смотри,
На ковыльные, серебряные,
Не одной женой тереблённые.
Не советуй мне, молодка, красить их.
Мне ль при сахарных зубах своих стольких
Малеваться, приукрашиваться,
Хвост годов терять, как ящерица?
Не желай мне уймы благ, питья и яств,
А желай, чтоб я всё так же был зубаст
Не для пищи пережёвыванья –
Для речей без пришёптыванья,
Чтоб насмешников я зря не наживал,
Розу розой, рожу рожей называл,
Дабы зубы мне поддакивали,
Чтоб – оп! оп! –
от них слова отскакивали.

(«Плясовая прощальная»)

Настоящим подарком, по крайней мере, лично для меня, стала радиозапись, посвящённая 90-летию астраханского радио и созданная в рамках авторской программы «Культура. Национальное достояние» журналиста, доцента астраханской консерватории, секретаря Союза композиторов России Константина Гузенко. Автор программы вспомнил несколько замечательных людей, в числе которых был и Николай Ваганов. В записи, сделанной Гузенко незадолго до кончины мэтра астраханской поэзии (оговорюсь, что сам Николай Васильевич терпеть не мог определения «астраханский поэт» и часто повторял цитату из Николая Дмитриева «Поэты не бывают областными, как небо не бывает областным»), – рассказ поэта о себе, о своём времени, о творчестве, о Юрии Кочеткове и Юрии Селенском.

У тех, кто читает сейчас эти строки, есть уникальная возможность ещё раз услышать голос Николая Ваганова: http://mvastracons.ru/?p=37403

Нередко мы часами беседовали с Николаем Васильевичем по телефону. Обсуждали литературные новости, делились только что созданным, были первыми слушателями многих стихов друг друга. Мне так не хватает сейчас общения с ним! Поэтому я вновь слушаю радиозапись Константина Гузенко с голосом Николая Ваганова. Живым голосом!..