И содрогнулось сердце Давида!

Ольга Ильинична Горшенкова
«И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ.
И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего; ибо крайне неразумно поступил я». (2 Царств)
Вновь и вновь просил Давид простить его грех, но всем нутром своим чувствовал, что нет ему ни прощения, ни пощады. На следующий день утром Давид позвал своего пророка. Тяжко согрешив, Давид ждал наказание. Он горячо молился и ждал пророка, который должен был возвестить слово Божие. «Господь – твердыня моя, и крепость моя, и избавитель мой. Бог мой – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, - шептал Давид.- Объяли меня волны смерти, и потоки беззакония устрашили меня».
Слово Господа к Гаду, пророку и прозорливцу Давида было тяжким и горестным. Господь посылал на выбор ему наказание и испытание. «Так говорит Господь: три наказания предлагаю я тебе; выбери одно из них, которое совершилось бы над тобою. Избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы три месяца бегал от неприятелей твоих. И они преследовали тебя, или чтобы в продолжении трех дней была моровая язва в стране твоей?»
Но не смог Давид выбрать меньшее из трёх зол. Что станет с народом Израиля после семи лет голода или трех дней смертоносной язвы?  Что станет с ним и его воинами после трех месяцев погони и бегства от врагов? Тяжко, горестно было на душе Давида, объятой волнами смерти. Он и сам готов был вершить самый строгий суд над собой, лишь посетовал он пророку. «Пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне», - только и просил Давид, измученный совестью.
 Давид умолял пощадить свой народ, он слезно просил наказание себе и своей семье, но никак не народу Израиля. «И послал Господь язву на народ Израиля. И умерло народу семьдесят тысяч человек. И простёр Ангел руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии, и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою». Давид же увидел Ангела, поражавшего его народ. Не переставая, днем и ночью умолял он Господа о милосердии.
«Вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? - молил о пощаде Давид. – Пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего». И соорудил Давид жертвенник Господу. И умилостивился Господь над страною после недавней переписи народа и язвы. Тогда Давид стал прославлять Господа, ибо он знал, что Господь благоволит ему.
«Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня,
Ибо я хранил пути Господа, и не был нечестивым пред Богом моим;
Ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал.
И был непорочен пред Ним, и остерегался, чтобы не согрешить мне.
Верить в Господа учил Давида сам Самуил, который и помазал его на царство в Израиле. Со времен великого пророка Самуила, который поначалу сам мудро правил народом Израиля, каждый царь искал прозорливца и пророка, который бы объявлял и объяснял царю волю Всевышнего. Закончились те времена, когда народом правил пророк или судия. Именно во времена пророка Самуила народ стал просить другой власти над собой.
В те  далёкие, древние года Самуил пытался вразумить свой народ, который отвергал Боговластие, власть духовную, пророков и требовал власти над собой в лице царя, который будет нанимать и платить воинам. Первоначально Самуил поставил судьями над Израилем своих сыновей. Но полюбив подарки и впав в корысть, они неправедно судили. Собрались старейшины Израиля и стали просить поставить над ними царя. Эта просьба не понравилась Самуилу, не по воле Господа оно зазвучало.  Самуил пытался отговорить народ свой. Царь поработит всех вас, и заплачете вы от царя. Но народ не хотел слушать Самуила и продолжал требовать царя.
И уступил Самуил народу своему, избрав на царство молодого, высокого, сильного, стройного и красивого Саула. Испокон веков во главе любой человеческой общности  стоял вождь, лидер, который был на голову выше всех остальных. В суровые времена это должен быть не только сильный физически лидер, но он, прежде всего, должен аккумулировать весь накопленный арсенал знаний и природный ум. Это должен быть, в первую очередь,  духовный лидер, человек, который в сложных условиях выживания и существования не впадал в отчаяние, знал, куда и как вести за собой народ. Вспомним Моисея, который в поисках земли сорок лет водил свой народ по пустыне.
И стал Саул из земли Вениаминовой первым царем в Израиле.  Тогда вновь начиналась война евреев с филистимлянами. Давид помнил свой первый бой с Голиафом. В войске Саула было три старших брата Давида. Сам Давид на время войны был отпущен домой, но через некоторое время он понес братьям хлеб.
Громадный филистимлянин, вооруженный огромным копьем и щитом, одетый в медную броню и шлем, насмехался над войском Саула. «Выберете человека, и пусть он сразится со мной. Кто кого одолеет, тот у того и будет рабами», - предлагал Голиаф. Все боялись Голиафа, один лишь Давид выступил вперед.  Камень, брошенный Давидом, вонзился Голиафу прямо в лоб. Он упал, а Давид его же собственным мечом отрубил Голиафу голову. Уже тогда Давид искренне поверил в Господа. «Ты препоясываешь меня силою для войны, и низлагаешь предо мною восстающих на меня».
Сам Давид перед избранием был ловким пастухом, который пас овец своего отца. Ловкий и стройный юноша был прекрасным пастухом. Когда лев уносил овцу из стада, Давид догонял его и вырывал овцу из пасти льва.
«Бог препоясует меня силою, устрояет мне верный путь;
Делает ноги мои, как оленьи, и на высотах поставляет меня;
Научает руки мои брани, и мышцы мои напрягает, как медный лук.
Ты даешь мне щит спасения Твоего, и милость Твоя возвеличивает меня».
Давид хорошо играл на гуслях. Его игра обладала мощным воздействием. Когда злой дух одолевал первого царя Израиля Саула, Давид брал в руки гусли и начинал играть. Под действием игры злой дух отходил от Саула, на душе у него становилось спокойно.  В период противоборства Давида с первым царем Израиля, Саулом, Саул со своим войском постоянно преследовал Давида, но никак не мог его поймать и убить. «Людей угнетенных Ты спасаешь, и взором Своим унижаешь надменных. … Над восстающими против меня Ты возвысил меня; от человека жестокого Ты избавил меня».
Однажды Саул случайно без стражи вошел в пещеру, в которой скрывался Давид. Давид пощадил Саула, он лишь незаметно приблизился к Саулу и отрезал кусок от его верхнего платья. Когда Саул вышел из пещеры, Давид крикнул ему вслед о том, что не мыслит против него зла. Услышав слова Давида, Саул ответил Давиду: «Ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом».
Великодушие смелого и воинственного Давида безгранично. «И воздал мне Господь по правде моей, по чистоте моей пред очами Его. С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с  чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его», - не переставая он славословит Всевышнего.
После того, как Саул с сыновьями был убит в сражении, на царство в Иудее – южной части Израиля помазали Давида. А через семь с половиной лет Давид воцарился над всем Израилем. Свой престол он основал в Иерусалиме. Давид прославляет Господа, который помогает ему править своим народом и заставляет трепетать иноплеменников.
«Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою.
С тобою я поражаю войско; с Богом моим восхожу на стену.»
Очень любил Давид Бога. Имя Давида стало страшно для врагов народа Израиля. Каждый раз Давид побеждал врагов своего народа. «Ты избавил меня от мятежа народа моего; Ты сохранил меня, чтоб быть мне главою над иноплеменниками; народ, которого я не знал, служит мне.
Да будет превознесён Бог, убежище спасения моего,
Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы,
И избавляющий меня от врагов моих!
За то я буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками, и буду петь имени Твоему,
Величественно спасающий царя Своего и творящий милость помазаннику Своему Давиду и потомству его во веки!» – славословил Давид Господа. Да будет праведен владычествующий над людьми, владычествуя в страхе Божием!
Но однажды Давид совершил тяжкий грех. Он полюбил красивую женщину, которую звали Вирсавия, а её мужа послал на войну и приказал военачальнику поставить его на самое опасное место сражения. После гибели мужа Давид возьмет Вирсавию в жены, она родит ему сына.
В назидание пророк Нафан рассказал Давиду притчу о богаче и бедняке. Пришел как-то к богачу гость. Но богач пожалел заколоть свою овцу, а своровал единственную овечку бедняка, заколол и приготовил из неё кушанье для гостя. Выслушав эту притчу, Давид воскликнул: «Достоин смерти человек, сделавший это!» Тогда Нафан ответил ему: «Ты – тот человек».
Сознался и раскаялся в своем грехе Давид. «Ты не умрёшь, - сказал Нафан. – Но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить его, то умрет родившийся у тебя сын».  «Поразил  Господь дитя». Родная кровиночка  Давида, его первенец тяжко  заболел. Уединившись, Давид провел ночь, лежа на земле, молясь о своем младенце! Старейшины его дома хотели поднять его с земли, но он не хотел вставать с земли, отказывался от еды и предложенного хлеба. На седьмой день его первенец умер.
Слуги боялись донести ему правду о смерти сына, но он заметил, как они перешептывались, и сам всё понял. Давид встал с земли, умылся и, переодевшись, потребовал хлеба.  Искренне раскаялся Давид в содеянном преступлении. И вскоре Вирсавия родит второго сына. Второго сына Давида нарекут Соломоном, и это будет по слову пророка Нафана означать «Возлюбленный Богом». Соломон будет наследником Давида и исполнит то, что намеревался сделать Давид, но не мог, точнее, этого не захотел Всевышний. Его сын, возлюбленный Богом, воздвигнет величественный храм Господу.