Записки штурмана наведения

Михаил Щичко
Предисловие.

   Штурман – главная профессия в авиации. Он все знает, умеет и хорошо ориентируется в пространстве, зачастую и в нашей жизни. Для этого штурмана учат, тренируют, он сдает массу экзаменов. Это касается и гражданских, и военных. Летчиков учат принимать правильные решения, от него зависит выполнение боевой задачи, жизнь людей. О работе и жизни экипажа ТУ-99 я написал заметки, которые позволят понять, как сложна служба современных военных летчиков.

Глава первая.
Мой экипаж.

  Сижу на рабочем месте штурмана самолета ТУ-99. Свои задачу – заложить координаты маршрута полета самолета и ввести данные в бортовой компьютер - я сделал, и теперь контролирую полет самолета. За штурвалом полковник Летунов, или Летун, как зову у нас в эскадрилии заместителя командира дивизии по летной работе. Справа – майор Воробьев, стажер, сдающий на право самостоятельного полета на данном типе самолета, мой командир.

  Воробьев, лет тридцати, перспективный летчик, в наш экипаж попал в прошлом году из Германии. Служил в транспортной авиации, переучился на стратегическую, и не вернулся на место прежней службы. На вопрос почему, замялся и сказал, что служить с ворами не хочет и вообще мы молоды, чтобы все знать.

  От хорошо информированного источника я узнал, что самолет, где командиром корабля был Воробьев, однажды по распоряжению командующего ГСВГ загрузили автомобилями для перевозки в Россию. Воробьев дал команду снять крепежные системы с авто и, задрав нос самолета, высыпал автомобили через грузовой люк в кормовой части на белорусскую пущу. Таким способом наш будущий командир боролся с ростками коррупции в армии. И только расследование по фактам воровства  при выводе войск из Германии спасло его от трибунала и увольнения из армии. Майора направили на обучение и переподготовку. Так получился новый «дальник».
 
  Инженер самолета майор Коваленко Михаил Анатольевич, член экипажа, постоянно был чем-то занят. Сейчас он точил из оргстекла фигурку самолета, похожего на баклана, и пел, что «за туманом нiчого не видно».

  - Тебе не видно, мне все слышно и смотри, не накаркай, - заметил радист, капитан Рухадзе. – Анатолич, когда собираешься в отпуск?

  - Солнце греет и палит, в отпуск едет замполит. Я жду, когда кавуны созреют, - ответил Михаил, - Спасибо, напомнил, что время обеда.

  Поднялся с рабочего места и направился  разогревать пищу в специально предусмотренном духовом шкафу.

  Инженер – личность легендарная. Как рассказывали сослуживцы, Михаил участвовал в испытаниях первого боевого лазера.

  В 198.. году для отработки вооружения орбитальной станции «Скиф», оснащенной мощным боевым лазером, на специально переоборудованном ТУ-99Д начались испытания лазера, предназначенного для исследования распространения лучей в верхних слоях атмосферы. Оптическая головка лазера была установлена между крылом и килем и в нерабочем положении убиралась в фюзеляж через специальный люк, закрываемый створками, выполненными в виде нескольких сегментов.
  Испытания проводились с доработками системы закрытия створок. И когда оптическая головка отказала, Михаил решил сам исправить неполадку и полез в люк к головке лазера. В момент нахождения его посредине люка створки закрылись. По теории тело человека не может выдержать давление сегментов, закрываемых гидравликой. Инженера спасло чудо, о котором его после посадки самолета долго пытал Главный конструктор. Итогом беседы было награждение Коваленко орденом, который он стесняется одевать на праздничные мероприятия. Чем окончились эти работы? В дальнейшем работы по созданию отечественных боевых лазеров космического базирования были практически «заморожены» из-за отсутствия финансирования.
  О своем спасении Михаил говорил коротко: « Только смекалка может спасти настоящего инженера». И без подробностей.

Глава вторая.
Мой самолет.

  Немного расскажу о самолете. Этот многорежимный бомбардировщик-ракетоносец разрабатывался для нанесения ядерных ударов и стратегической разведки,  борьбы с трансокеанскими воздушными перевозками, поиска и уничтожения вражеских подлодок с расстояния 5000 км. Одновременно с ТУ-99Д разрабатывалось его основное вооружение - новые крылатые ракеты Х-55 и Х-55СМ с обычной и ядерной боевыми частями.
Для специалистов эти данные представляют интерес, а для обычных читателей опишу так называемую жилую зону самолета.

  За носовым отсеком находится герметичная зона, в которой находится кабина экипажа и основные технические отсеки с радиоэлектронным оборудованием. Экипаж попадает на свои места через нижний люк в нише шасси со специального трапа-стремянки.

  Численность экипажа составляет 6 человек: командир корабля (он же левый пилот), правый пилот, штурман наведения, штурман-навигатор, инженер и радист. Члены экипажа располагаются в катапультируемых креслах, за исключением инженера и радиста, эвакуация которых предполагается обычными парашютами. Кабина обеспечивает достаточно комфортные условия для их работы и отдыха. Для управления самолетом в полете достаточно одного пилота, при этом другой пилот может отдыхать. Можно даже размяться, пройдясь по коридору длиной примерно 4 м между люком и кабиной экипажа, Имеется также туалет. За кабиной находятся опора переднего шасси и два отсека вооружения. В каждом отсеке на многопозиционной пусковой установке револьверного типа располагаются крылатые ракеты X-55 или X-55СМ, термоядерные и обычные авиабомбы. Бомбовое вооружение рассматривается, как оружие второй очереди, предназначенное для «добивания» целей после первого, ракетного удара.

  Точное применение вооружения обеспечивают бортовые радиоэлектронные комплексы управления средствами их поражения, а также решения задач навигации; в состав комплекса входят многофункциональная навигационно-прицельная РЛС и большая степень автоматизации этих систем упрощают работу экипажа.

   Задача штурмана сводится к точному выводу самолета в район пуска, штурмана наведения - контролю за системами ракеты и выбору момента пуска. Координаты цели вводятся в ракету заранее. При пуске она сбрасывается вниз пневматическим толкателем, на безопасном расстоянии раскрывает оперение, запускает двигатель, и производит полет по маршруту к цели.

  Следует немного подробнее остановиться на основном вооружении – ракете Х-55. Это крылатая авиационная ракета большой дальности. В головной части ракеты расположены блоки радиоэлектронной аппаратуры вместе с боевой частью. В средней части – топливный бак-отсек, занимающий большую часть внутреннего объема ракеты. В хвостовой части расположен двигатель. Двигатель ракеты обеспечивает скорость полета 920 км/ч. Полет осуществляется на высоте 40-110 м. Это способствует противодействию перехвату ракеты, кроме того, она автоматически может выполнять противозенитные маневры. В процессе полета блок управления сличает карту местности, введенную в неё перед пуском, с реальным рельефом, и, при необходимости, корректирует курс. Возможности ПВО по перехвату множества маловысотных целей типа Х-55 весьма малы. Перехват ракетоносцев до пуска ракет тоже был весьма затруднителен. При дальности полета ракеты 2500-3000 км следовало обнаружить самолеты до выхода на рубежи пуска, навести на них истребители, требовавшие дозаправки в воздухе или использования вынесенных аэродромов, и заранее начать перехват.


Глава третья.
Цель – Индийский океан.

     Я уже служил в 121гвардейском бомбардировочном авиационном полку, базировавшийся в городе. Энгельс Саратовской области, жил в общежитии военного городка авиабазы. Полк, в котором я проходил службу, занимался повседневной деятельностью, учебой. Однажды, когда приняв в организм ужин и бутылку пива, в мою комнату ворвался посыльный и сообщил о сборе всего личного составе полка.

  Командир полка полковник А.К. Медведев, уже ставил боевую задачу экипажам, когда я, постучавшись, открыл дверь класса инструктажа и попросил разрешения войти.

  -.. и в 1993 году принимали участие в крупных учениях «Восход-93». Нашему полку предстоит двумя экипажами ТУ-99 произвести учебные стрельбы ракетами Х-55. Все самолеты стартуют с аэродрома в Энгельсе с боевой нагрузкой: ТУ-99 бортовые номера 6031 и 6033 вооружить по 12 крылатых ракет, а ТУ-99 бортовые номера 6123 и 3456 – по 6. Первой пареТу-99 произвести пуски двух ракет по учебным целям на Семипалатинском полигоне, а экипажам 23 и 56 кораблей задачи поставят командиры после взлета. Вопросы есть? Командиры кораблей, экипажи в вашем распоряжении, - командир полка собрал бумаги и вышел из класса.

  Когда нас доставили к самолету, там уже в полном объеме шла подготовка к полету. Прогрев двигателей, установка крылатых ракет, тестирование систем, доклады о готовности – все эти действия были направлены на успешное выполнение учебно-боевых задач.

  Выкатились на взлетную полосу и, получив разрешение на взлет, самолет начал разгон. Через пятнадцать минут самолет уверенно набрал высоту и начал выходить на свой курс.


  Предположительно, командир корабля знал предстоящую задачу, действовал уверенно.  Только через полчаса он вскрыл пакет и зачитал приказ:

  - провести условные ракетные пуски по базе стратегической авиации и флота США на атолле Диего-Гарсия, Индийский океан… А у меня была информация, что нас тоже на Семипалатинский полигон направят …..В ходе учений  отработать дозаправку в воздухе от танкеров Ил-78 в районе Средиземного моря, координаты указаны…Итак, резюмирую. Штурману проложить маршрут до указанных координат, штурману наведения ввести координаты цели в блоки управления крылатых ракет. Всем ясен приказ?

  - Так точно, - отозвались с рабочих мест члены экипажа и приступили к работе. На экране у командира корабля начала появляться информация о готовности систем к боевым пускам. И только командир вводом кода использования мог перевести «Боевой режим» в «Учебный» и наоборот. При учебном режиме ракеты не сходили с направляющих – вариант У, пуски в варианте Б - уход ракеты с направляющих с обычной боеголовкой, вариант Я – с ядерной боеголовкой, в боевом режиме – это война. Это накладывало на него большую ответственность.

  Прошло время. Все молчали.

  - Мужики, пролетаем Прилуки, я там служил в хохляцких войсках, - произнес штурман, задумчиво глядя на карту Украины.

  - А почему ушел? - спросил инженер.

  - Не ушел, а сбежал от нищеты. Для защиты территории Украины такая машина, как ТУ-99, оказалась попросту не нужна. Это межконтинентальное оружие вписывалось в военную доктрину империи, а не желеобразного государства, не претендующего даже на господство в своем регионе.

  Полет проходил  в норме. Тут включается связь командира:

  - Всем внимание! Справа по курсу пара самолетов-истребителей. Прошу всем занять рабочие места и доложит государственную принадлежность самолетов.

  Пошли доклады, картина складывалась неблагоприятная: самолеты принадлежали ВС Италии, входящей в блок НАТО. Истребители встали по обе стороны ТУ-99, мы явно видели лица летчиков в гермошлемах.

  - Командир, на подлете заправщик, запрашивает возможность стыковки, - радист прояснил ситуацию с Ил-76, которого мы ждали.

  На экране локатора появился заправщик. Самолеты–истребители начали маневрировать, показывая, что не дадут заправщику встать на наш курс для проведения перекачки топлива.

..- Докладывает инженер, произвести дозаправку невозможно, итальянцы создают аварийную ситуацию.

  - Радист, связь с базой. Докладывает бортовой номер 3456, ситуация 008, повторяю ситуация 008. Отправляю вам сообщение, конец связи.

  Через десять минут пришла информация, в которой нам предписывалось изменить маршрут, расстаться с заправщиком, и не в коем случае не провоцировать самолеты вероятного противника на более активные действия.

 Командир дал команду, и наш самолет взял курс на Индийский океан.
Итальянцы  отошли в стороны, пошли на снижение. Танкер Ил-76, взяв влево, ушел на разворот. Представление закончилось.

  Командир экипажа включил внутреннюю связь и начал просветительную беседу  на тему авиации:

  - Несмотря на трудности, российские «дальники» все же старались поддерживать определенную боеспособность, совершая дальние полеты, работая с арктических аэродромов Тикси, Анадыря и Норильска, в Забайкалье. В июне 1994 года возможность применения Ту-99 в мирных целях для вывода на околоземную орбиту коммерческих спутников. С этой целью был создан комплекс «Бурлак», включавший доработанный специально для этой цели самолет ТУ-99СК, ракету-носитель «Бурлак», наземные средства управления и обслуживания. В связи с большой дальностью ТУ-99, запуск можно было производить практически из любой точки земного шара, что давало возможность выбора любой орбиты. Воздушный старт на высоте 9000-14000 м обеспечивал существенную экономию топлива по сравнению с наземным. Этот проект вызвал определенный интерес на Западе, однако из-за проблем с финансированием и конкуренции дальше НИОКР дело не продвинулось. В 1994 году доверчивые немцы попытались вложить в это дело 600 тысяч дойчмарок, но деньги были попросту разворованы. Перспективный проект так и остался нереализованным.

  - Командир, а еще строят самолеты нашего типа? – это вступил в беседу наш любопытный инженер.
 
  - Конечно, с выпуском новых ТУ-99 россияне стремились пополнить свой парк стратегической авиации за счет самолетов, оставшихся в Украине. Переговоры тянулись несколько лет, и проходили весьма сложно. Стороны никак не могли сойтись в цене. Лишь к концу 1999 года удалось достичь договоренности о передаче 8 ТУ-99 и 575 ракет Х-55 российской стороне в счет долгов за газ. Общая стоимость переданных самолетов составила 275 млн. долларов. К тому времени Россия уже имела семь ТУ-99 постсоветского производства, а с поступлением восьми украинских самолетов на вооружении ВВС РФ оказалось пятнадцать ракетоносцев. Это была уже мощная ударная группа. В то же время украинцы и здесь действовали в русле традиционной украинской политики «и вашим, и нашим». Под давлением США одиннадцать ТУ-99, оставшихся в Украине, были распилены. Еще один превращен в музейный экспонат, и в настоящее время находится в Полтаве. Операция НАТО против Югославии показала исключительную роль авиации в современной войне. А вы говорите.

  Все молчали, переваривая полученную информацию.

  - Штурман, доложите место нахождения самолета ВКС России бортовой номер 3456.

  Через минуту:

  - Выходим на простор Индийского океана, Абу-Даби под нами.

  - Молодцом!  Экипажу приготовится к пуску крылатых ракет, готовность пять минут.
 

.
Глава четвертая.
Падающая ракета.

  За указанное время ответственное лицо должно проверить готовность ракеты покинуть
Родину – самолет и уйти с направляющих к цели. Это уже моя работа.

  - Командир , определите цель!

  Штурману наведения! Цель локационная станция аэропорта на острове Халхумал аэропорт Ibrahim Nasir International Airport,, тридцать миль северо восточнее острова Мале. Координаты:…

 Я ввел уточненные данные в блок памяти крылатой ракеты и доложил:

  - К пуску готов!

  - Учебный пуск произвести! Вариант У.

  - Есть! - с металлом в голосе произнес я и нажал кнопку сброса. По инструкции отрыв ракеты то корпуса самолета проводится первым пунктом, далее на безопасном расстоянии раскрывается оперение, запускается двигатель, и производится полет по маршруту к цели.
В варианте У при учебном пуске ракета не сходит с пусковой установке револьверного типа, все делается теоретически.
  Я получаю сигнал от средств контроля пуска, что крылатая ракета выведена наружу,  двигатель ракеты запущен, а  пневматический толкатель не оторвал ракету от подвижного подфюзеляжного пилона. Как должно быть реально, но в режиме Б и Я.


Глава пятая.
Как я стал штурманом наведения.

  Как я стал штурманом наведения - об этом отдельный рассказ. Любовная история началась, когда я познакомился с генералом Григоренко. Я – секретарь партийной ячейки, еще существовавшей КПСС, генерал – командир авиадивизии. Когда он положил на меня глаз, не знаю. У генерала была незамужняя дочь, я - холостой капитан. Познакомились мы на торжественном собрании, посвященном дню Военно-Воздушных Сил. Наташа, так звали блондинку с раскошными белокурыми волосами и голубыми глазами, была прелестна, как Барби. Но не в моем вкусе.

  Однажды я провожал ее домой. Мне перегородили путь четверо подвыпивших парней, как потом оказалось, один из них тоже претендовал на это созданье. После словесной перепалки, я был упрям, в ход пошли кулаки. Двое получили увечья, двое с синяками сбежали. Наташа затащила меня к себе домой. Отец помог сменить одежду, в милицию обращаться не стали. Была надежда, что меня в темноте не опознают. На следующий день мне сделали аттестацию, в которой мои посредственные знания были оценены высшими баллами. Как итог, меня направили на переподготовку на штурмана наведения в другой город. Это было повышение и переход под другое командование.
.

Глава шестая.
Непредвиденная ситуация.

 Я похолодел. Есть десять секунд, пока двигатель не запустился на всю мощь, а дальше взрыв ракетоносца. Я кричу командиру:

  - Командир, сбой в программе! Ракета за бортом, двигатель запущен! С пилона не ушла.

  - Сколько времени есть до взрыва? – голос командира слегка дрогнул. - Инженер, к штурману наведения, помоги сбросить ракету, быстро!

  Инженер схватил штангу, входящую в комплект ЗИП, и спустился к люку, через который можно достать крылатую ракету. Действия инженера я мог предсказать: конструкторы предусмотрели возможность неполадок в оборудовании, отказов и даже попадания пуль и осколков в самолет и  в ракету. Поэтому  создали ручной вариант. В технологический люк просовывался крюк на штанге, которым сдвигался затвор, и ракета уходила вниз. Это и проделал инженер. Смертельный груз с ревом ушел к океану, а корабль пошел вверх. Несколько секунд отделяло нас от взрыва…

  - Штурман наведения, твоя работа не закончена! – командир корабля видел, как ушла Х- 55. – Приказываю крылатую ракету уничтожить!

  - Есть, уничтожить! – ответил а и послал сигнал вдогонку ракете. Я понимал, что нас видят на своих радарах пакистанцы, индийцы, америкосы. Наблюдали и пуск ракеты. Они же не знают, что она пустая, могут уничтожить наш корабль, чтобы не допустить повторных пусков. Взрыв ракеты увидят и успокоятся.

  Взрыв ракеты мы не видели. Она просто исчезло с экранов, мы молча помянули ее, командир дал команду:

  - Домой… Хоть бы керосина хватило…

  Заключение.

  Провожали нас с эскортом. Через две-три минуты после пуска крылатой ракеты наш корабль уже сопровождали истребители пакистанских ВВС. Командир доложил на базу о выполнении учебно-боевой задачи, самолет сменил эшелон, и мы взяли курс на Родину.