Божья коровка. 15. Игра в мечту

Людмила Москвич
    Вот и закончилась зима, с ее метелями, снегопадами, бесконечными  ночами и короткими днями. Болью, всевозможными процедурами, мучительными массажами и капельницами. Больничными палатами и утомительными консультациями врачей  и профессоров. Почти всю зиму  провела Анастасия в больнице. Слава, богу, подлечили, сделали что могли.  Весна подкралась как то неожиданно. Резко потеплело, застучала капель с крыш домов, растаяли сугробы вдоль заборов, на Днестре затрещал лед. Вот – вот  начнется ледоход.

    Душа рвалась на волю. Хотелось обуть резиновые сапоги и бродить по мокрым листьям в лесу, Разгрести  подтаявший снег  и обнаружить там зеленую травку, которая стремилась на свободу. Найти на солнечной полянке первый подснежник, а на стволе старого тополя увидеть целое семейство жучков-солдатиков. Красных с черными крапинками. Тоже вылезли на солнышко. Весна вступала в свои права.

    Тосе хотелось перемен. После тягот больницы, мрачных раздумий, бессонных ночей хотелось вздохнуть ветер свободы. Жизнь продолжается, не смотря ни на что! И тут ее осенило:  надо научиться водить машину! Получить права. Это даст ей возможность передвигаться без сопровождающих.  Посетить такие места, какие ей хочется: лес, берег Днестра, виноградники на холмах за городом, поля,  которые вскоре вспыхнут красными маками на фоне зеленой травы.

    Вечером, просматривая свежую газету, наткнулась на объявление: «Открыты курсы для инвалидов по вождению машин.  Адрес: г.Дубосары и т.д.»  Какое совпадение! Это то, что ей нужно. То, о чем она мечтала все эти весенние дни. Все – она завтра едет подавать заявление. Родителям скажет, когда все будет окончательно оговорено. Не к чему слушать их охи и ахи. Она приняла решение: права она получит, и машину будет водить сама.

   Тося хорошо окончила школу, закончила успешно филологический факультет педагогического  института, начала работать. Сначала в библиотеке, потом в школе учителем русского языка и литературы. А сейчас она решила научиться водить машину. Ей водить машину? Но ведь это невозможно! Так думали все окружающие ее люди. Но, Тося решила: она и это одолеет. Ей не впервой удивлять людей своей железной волей и упрямством в достижении цели. Она хоть и маленькая, да удаленькая! Осилит и эту ступень.

    Школа водителей – инвалидов располагалась в соседнем городе. Это был стационар, организованный в неврологической клинике г. Дубоссары. Для учащихся был отведен целый этаж. Срок обучения 45 дней, без выходных. Клиника располагалась за городом в прекрасной местности. Лес, ручей, недалеко Днестр. А если учесть, что была весна, то можно себе представить все прелести такой учебы. Инвалиды, желающие получить права вождения, не только учились водить машины, но и могли неплохо отдохнуть на природе.

    Трудности начались с первых же дней. Машина, куда с трудом взобралась Тося, явно не подходила для ее маленькой фигурки. Подложили на сидение подушки: открылся обзор впереди, но теперь ее коротенькие ручки не дотягивались до руля, где располагались все рычаги управления. Весь мужской коллектив принимал участие в переоборудовании машины для будущего водителя. Но Тося не унывала. Она с юмором относилась ко всем затруднением, заставляла улыбаться всех вокруг. Теорию она осваивала легко, но когда дело дошло до вождения, то ее действия заставляли смеяться весь класс. Сказывалось ее филологическое образование. Технические термины никак не укладывались в ее голове. Она легко понимала и запоминала устройство машины, но все детали у нее имели одно имя – штучка. Она так и изъяснялась: беремся за эту штучку и двигаем ее вправо, а потом нажимаем на эту штучку. Весь коллектив дружно хохотал. Но машина постепенно начала слушаться своего крохотного водителя. К концу срока она уже вполне сносно освоила вождение.  Права водителя Тося получила.

    Эта новость была неожиданностью, как для коллег, так и для ее  родственников.  Эта Божья коровка будет водить машину?  Чудеса, да и только!  А Тося гордилась своей очередной победой – она, как писал Сергей Есенин, «Ты такая, как все, как сто тысяч других в России». Это то, к чему она стремилась всю свою жизнь – быть, как все! Всегда и во всем.

   Но права вождения, это еще не все, нужна надежная практика. Вот тут началась работа для отца и брата. По вечерам и выходным выезжали за город, «натаскивали»  новоиспеченного водителя.  Выбирали пустынные места, где редко проезжали машины, и было мало пешеходов, отрабатывали повороты, неожиданные остановки и прочие детали вождения. Как-то на сельской дороге повстречалось стадо коров. Флегматичные животные  важно  шествовали по дороге. Уступать машине они не собирались.
 – Тормози! – хором вскрикнули отец и брат. Но Тося вместо тормоза нажала на клаксон. Вмешался брат, машина остановилась. Коровы неторопливо обходили машину, косо поглядывая на сидящих в ней людей. Тося испуганно затаилась у руля.
-  Тося, ты что считаешь, что коровы знают правила дорожного движения пешеходов?   -  Просто я растерялась.  Их было так много, и они так неукротимо надвигались на нашу машину. Прямо, как вражеское войско.- Голос у нее дрожал. – Я испугалась.

    Постепенно Тосе стали доверять садиться за руль, а однажды случилась необходимость съездить в село к родственникам. Напросилась с ними и старая тетушка. Она тоже давно не посещала родню. Выехали рано утром. Сначала за рулем сидел папа, потом его сменил брат. Тетушка не замолкала ни на минуту. На своем сочном украинском языке она рассказывало все новости у себя и у своих родичей. Выехали на сельскую дорогу, остановились на перекур, как определили эту остановку мужчины. Вышли и женщины размять ноги. После этого мужики что-то повозились около сидения водителя и, неожиданно для тетушки, за руль села Тося. Тетушка, опасливо поглядывая на племянницу, села рядом. И замолчала. В машине установилась настороженная тишина. Мужчины, переглядываясь с Тосей в зеркале заднего обзора, только понимающе ухмылялись. Когда въехали в деревню и остановились перед домом родственников, тетушка перекрестилась и перевела дух.
-  Слава богу, доехали. Вот уж я натерпелась страху то!  Это ж надо, таку малу дивчину за роль усадили!
Будет тетушке, что рассказывать родне. Ну и племянница! Вот тебе и Божья коровка!

    Прошли годы. Вспоминая об учебе в автошколе, Анастасия Петровна вспоминает и о любви, которая пришла к ней тогда. Ах, Игорь, как все хорошо начиналось, и как неожиданно и странно все закончилось. Это была не любовь, а весеннее наваждение, помутнение рассудка. Да, о рассудке и речи не было. Это была игра в мечту.
   
                ***
   
    На первом занятии к Тосе подсел молодой парень на костылях. Познакомились. Игорь был инвалид с детства, неудачно сломал ногу, теперь уже поправить ничего нельзя, передвигается только на костылях. Работает сапожником.  Живет с родителями в Бендерах. После окончания занятий они погуляли по парку, посидели на скамейке. С первых же дней, молодые люди, почувствовали какое - то родство душ. Им было интересно говорить на любые темы. Оказалось, что им нравятся одни и те же книги, одни и те же фильмы. Вскоре стало понятно: к ним пришла любовь. А она, как известно, приходит, когда ее совсем не ждешь.  Они начали встречаться. Весна пьянила и завораживала. Город утопал в цветущей сирени, На берегу Днестра в аллеях парка  заливались  соловьи.  Еще никогда Игорь с Тосей не видели таких крупных и ярких звезд на небе. Казалось, протяни руку, и на ладони окажется звезда.  На Днестре начался судоходный сезон, и они несколько раз «уходили в плавание по реке любви». Сидели на верхней палубе, ветер приносил ароматы цветущих садов, вспаханной земли, луговых трав.

   О будущем не хотелось думать. Настоящее было прекрасно, и они наслаждались им, как наслаждаются хорошим вином, отпивая из бокала по глоточку. Вдыхая его аромат и восхищаясь нежностью и тонкостью вкуса. Они были готовы вечно сидеть, обнявшись, на палубе плывущего по реке парохода. Провожать взглядом, уходящие вдаль берега, покрытые цветущими садами и полями.
    Для обоих это был долгожданный подарок жизни.
 
    Учеба  на курсах закончилась, Тося права получила – еще одна ступенька в жизни преодолена. Теперь она могла самостоятельно передвигаться по городу и его окрестностям. Игорь тоже обрел свободу передвижения, что для его деятельного характера было просто необходимо.

 А однажды, неожиданно для  Тоси, она познакомилась с его родителями. В тот памятный вечер они с Игорем возвращались из кинотеатра в Бендерах. Он должен был отвезти ее домой. И тут неожиданно начался дождь, который перешел в ливень. Пока добрались до дома Игоря, промокли насквозь. Пришлось зайти в дом, чтобы переждать ненастье. Родители Игоря встретили молодых людей радушно, мама засуетилась переодевать Тосю, сушить ее одежду. Предложила остаться ночевать. Погода испортилась не на шутку: ливень с градом стучал по крыше, гремел гром, молнии освещали все вокруг. Куда уж ехать в такую погоду! Позвонили Тосиным родителям, чтобы не беспокоились.

    Долго еще после ужина седели в гостиной, разговаривали. Мама Игоря собралась стелить постели и огорошила Тосю вопросом: вместе или врозь будут они спать.
- Конечно врозь и в разных комнатах. - Поспешно ответила Тося, смутившись. И тут она уловила взгляд Игоря. От его холодного взгляда, и какой- то кривой усмешки у нее похолодело сердце. Он что-то шутливое говорил своей маме, но Анастасия  все слышала, как сквозь слой воды. Боже, что это она себе напридумывала?  Несколько недель любви для него ничего не значат. А для нее? Как всякая женщина она хотела, чтобы любовь закончилась традиционно – свадьба, семья, дети.

    Дверь тихо закрылась.  Она осталась одна. Какая семья? Какие дети? Ведь все это не для нее, она это отлично знает. И Игорь тоже знает. А то, что с ними было – это так, просто подарок судьбы. Будут вспоминать с умилением и нежностью. Было, было!  Это похоже на катание с горы. Сначала взбираешься на гору, тащишь тяжелые санки.  Взобрался, огляделся. Какая красота! Снег сверкает под солнечными лучами, простор, ясное небо над головой. Век бы любовался!  Сел на санки и вниз! Ветер свистит в ушах, дыхание перехватывает от восторга. Сердце замирает от счастья. Приехал. Огляделся. Оказывается ты все там же, где и был раньше.  Приехали.  Хорошо, что хоть санки не перевернулись!

    Наваждение закончилось. А память до сих пор бережно хранит  и ту весну, и ту яркую любовь. Это все было. Было…
                ***
                Во мне проснулась летнею порой   
                Игра в мечту. Беседуя с тобой

                Я представляла дальние моря,
                Крик чаек, плеск. Дыханье затая,

                Я наслаждалась теплою волной,
                И легким бризом рядом, за кормой.


                Твой голос, словно воды излучал
                Свет от медуз в расщелине из скал.

                Брожу по яхте. Кажется сама
                От счастья я сейчас сойду с ума.

                Вдруг резкий взгляд, холодный.
                Сталь. Металл.
                Пейзаж он резко в клочья разорвал.

                Л.Кабанюк

 

    Картинка из интернета