Обман или хитрость?

Сергей Засядкин
Один раз Тима пришел к деду Матвею и спросил:
— Дедушка, а чем отличается обман от хитрости?
Тот ответил не сразу. Подумал, а потом проговорил:
— Давай-ка, внучек, попробуем в этом вместе разобраться. Вот угадай в какой руке у меня конфета?
И он протянут внуку два сжатых кулака. Тот, не задумываясь, сразу указал на один из них. Дед раскрыл его, но там ничего не было. Тогда он раскрыл другой, и внук увидел, что в нем лежала конфета. Дед сложил вместе полузакрытые ладони, потряс ими, потом взмахнул, и перед внуком снова оказались два сжатых кулака.
— Здесь, – сказал Тимоша и снова хлопнул по одному из них ручкой.
Дед разжал кулак, и у него на ладони оказалась спрятанная конфетка.
— Угадал – бери. То, что мы сейчас делали, была игра. Теперь смотри дальше.
Он достал из кармана ещё  одну конфету, потряс сложенными вместе руками и вновь предложил выбрать. Тима с удовольствием указал на одну из рук и… не угадал. Снова дед соединил ладони, потряс ими и опять предложил выбрать. Тима с готовностью хлопнул – и снова в кулаке конфеты не оказалась. Так продолжалось несколько раз до тех пор пока, в очередной раз не найдя конфету, внук попросил деда раскрыть второй кулак. Но и в нем конфеты тоже не было!
— Это не честно! Ты спрятал её в другое место!
— Правильно! Я незаметно спрятал её обратно в карман. На вот, держи.
И дед Матвей достал из кармана конфету. Внук схватил её, но там оказалась только обертка от конфеты, свернутая так, как будто конфета была целая.
На глазах у Тимоши навернулись слёзы. Он уже готов был заплакать, но тут дед достал из кармана ещё  одну конфету, теперь уже настоящую, и дал внуку.
— Вот теперь смотри. Когда тебе достался фантик от конфеты – это было что: шутка или обман?
— Обман!
— Да, я думаю, с твоей точки зрения, это был обман. Но с моей – это была шутка. Ведь я не хотел сделать тебе ничего плохого. Просто создал такую ситуацию, чтобы с тобой поиграть.
— Но ведь я надеялся, что там настоящая конфета, а там её не оказалось!
— Но ведь ты вторую конфету всё же получил? С моей точки зрения, обманом было бы, если бы нам дали конфету, и я съел её сам, а тебе отдал бы только фантик. Тогда я обманом завладел бы тем, что могло принадлежать нам обоим. Обман – это когда кто-то завладевает имуществом другого, введя того в заблуждение. Или так: лежит у тебя в кармане конфета, и ты достаёшь её, чтобы съесть. Это вижу я и говорю, чтобы ты бежал сначала помыть руки, а уж потом её ел. Но пока ты бегал, я бы конфету съел, а тебе бы достался только фантик.
У Тимы округлились глаза:
— И что, ты уже делал так с кем-нибудь?!
— Конечно же, нет. Это я так, для примера тебе рассказал.
Внук немного успокоился, но на всякий случай отвернулся от деда и стал разворачивать конфету. Деду это не понравилось: ведь у ребенка все руки были в песке.
— Ну-ка, давай я подержу конфету, а ты сбегай и помой руки!
Тимофей сначала протянул конфету деду, но потом, на мгновение задумавшись, быстро её развернул и сунул в рот.
Теперь округлились глаза у деда: надо же, что внук про него такое мог подумать! Хотя, конечно, сам виноват. Додумался, старый, такой пример привести! Ладно, надо как-то выходить из создавшегося положения.
— Ну, теперь давай смотреть, что такое хитрость. Продолжай выбирать.
И опять перед Тимой два сжатых кулака. Только один из них немного больше другого. Понятно, что конфета именно здесь. Внук уверенно хлопает ладошкой по большему кулаку. Но конфета оказалась совсем в другом.
— Деда, почему так? Ведь если конфета в кулаке, то тот должен быть больше!
— Понимаешь, это я схитрил. Я знал, что ты подумаешь именно так. Любой другой человек тоже так должен был подумать. И это правильно: если в кулаке что-то есть, он должен быть больше. В этом и заключалась моя хитрость. Я создал видимость, что пустой кулак у меня больше, а ты смутился этим и ошибся. Но я всего лишь схитрил, а выбор был за тобой. Ты сам выбирал!
— Здорово! Давай ещё  попробуем!
Дед опять потряс соединенными руками, и опять два кулака оказались перед Тимой. В этот раз они были одинаковые, но один из них дед протягивал внуку, как бы говоря: «Вот возьми этот! Здесь конфета!». Тима про себя улыбнулся: «Ишь, какой хитрый! Думает, что я выберу тот, который он мне подсовывает!»  И он потянулся к дальнему от себя кулаку.
— Вон тот покажи. Там конфета!
— Точно?
— Ага! Давай показывай!
Дед разжал кулак, на который ему показал внук, но в нем ничего не было. Тогда он открыл ближний и… конфета была именно там.
— Но почему! – Тима чуть не плакал.
— Просто я опять схитрил. Ведь любой человек как бы подумал: раз мне предлагают выбрать этот кулак, значит, хотят обмануть, следовательно, конфета должна быть в другом. Поэтому я и поступил наоборот – стал предлагать тот, где по правде была спрятана конфета. Ладно, пока с конфетами хватит. Давай-ка попробуем разобрать пример из сказки:

Один раз пес убежал со двора в лес погулять. Гулял-гулял, да и заблудился. Страшновато ему стало: а вдруг волк или медведь на него нападут! С другими-то обитателями леса он уж как-нибудь и сам разберется.
А незадолго до этого времени медведь добыл кабанчика и плотно пообедал им. Но съесть всего не смог и пошел к озеру напиться воды после сытного обеда. За всем этим из кустов наблюдала лиса. Она уже собралась было полакомиться остатками мишкиного обеда, как тут появился наш голодный пес, которого тоже привлек запах мяса. Лиса не стала испытывать судьбу и снова скрылась в кустах.
Пес увидел остатки пиршества медведя, с опаской стал озираться по сторонам, но, не увидев никакой опасности, принялся трапезничать. Он так увлекся едой, что не заметил, как сзади к нему подошел волк.
А волк просто онемел от радости: надо же, столько здесь аппетитных косточек, да ещё  и собака, которую он сейчас разорвет и тоже съест.
Пес, хоть и увлекся едой, но по сторонам время от времени поглядывал. Вот, осматриваясь в очередной раз, увидел за своей спиной волка. Тот был совсем рядом, и бежать от него было поздно. Что делать?
Неожиданно ему в голову пришла идея. Пес потянулся, выгнул спину, потом улегся около костей и начал как бы сам с собой разговаривать:
— Да. Вот я и расправился с медведем, хотя тот и был очень сильным. Но все равно: побеждает сильнейший! Жалко только, что не смогу доесть его. Эх, вот бы сейчас для полного счастья ещё  бы и волка повстречать! Съесть-то я бы его не съел. Наелся уже. А вот загрызть было бы неплохо. Потом можно всем хвастаться, что в один день разобрался с двумя самыми сильными хищниками!
Волк, слыша такую речь, начал потихоньку пятиться, боясь, как бы пес не повернулся и не кинулся на него. Пятился до тех пор, пока не уткнулся поджатым хвостом в дерево. Тогда он развернулся и пустился наутек.
На все это из кустов смотрела лиса. Она поняла, что теперь останется голодной, так как с собакой ей ни за что не справиться. Неожиданно в хитрую голову рыжей пришла мысль: а что если догнать волка и рассказать ему, как все было по-настоящему? Поняв, что это последний шанс сегодня пообедать, лиса кинулась вслед за серым.
Пес же, увидев, как он напугал волка, вдруг уверился в своих силах и, расхрабрившись, продолжал обгладывать кости. Он видел, что в сторону, куда убежал волк, мелькнул чей-то рыжий бок. Ну и что? Даже если это и лиса, она все равно ему не страшна.
А та тем временем бежала за волком. Бежала и думала: «Вот уж никогда представить не могла, что серый такой трус! Надо же, какого стрекача задал! Даже заяц так быстро не бегает!»
Но вот лес закончился, и перед ней открылась большая поляна. Оглядевшись, лиса увидела, что волк сидит у большого дуба, который рос посредине опушки. Серый тяжело дышал, а его язык, вывалившись из пасти, свисал до самой земли.
Лисица, как ни в чем не бывало, подошла к нему и говорит:
— Добрый день, куманёк! Как ты себя чувствуешь? Как твои дела?
Разве волк мог признаться, что бежал так быстро от какой-то собаки? Конечно же, нет! Поэтому он ответил:
— Понимаешь, кума, решил немного размяться. Скоро зима, сама понимаешь, придется за зайцами бегать. Вот поэтому сейчас и тренируюсь.
— Да, зачем же сейчас-то бегать, когда обеды по лесу сами ходят и в рот просятся?
— Это ты о чём, рыжая?
— А ты не знаешь? Медведь сегодня задрал кабанчика, поел и пошёл водички попить на озеро. А какой-то приблудившийся пёс нашёл и сейчас поедает мишкину добычу. Вот было бы здорово, если бы кто-нибудь поймал его. И добыча была бы, и медведь ему тоже благодарен остался!
— А разве медведь живой?
— А что с ним может быть? Да разве может кто с мишкой-то нашим совладать?! А если и может, то уж не какой-нибудь пёс-недомерок!
Волк аж подскочил: надо же, как его провели! Теперь этот паршивый пёс за все ответит! Чтобы лиса не подумала, что волк уже там был, он повернулся и сказал:
— А ну-ка, рыжая, показывай дорогу! Не дадим нашего медведя в обиду!
И они побежали обратно.
А в это время пёс, наевшись, прилег на мягкую травку и, разомлев, уснул. Снился ему сон, будто его любимый хозяин накормил его, напоил, положил мягкого сенца в будку и спать уложил. Лежит пёс, во сне повизгивает от своего собачьего счастья, но неожиданно укололся о колючку. Он сразу проснулся и, открыв глаза, вдруг увидел приближающихся к нему волка и лису. Сразу вспомнился мелькнувший в зарослях рыжий бок, и стало понятно, что сейчас ему придется туго.
Но неожиданно в собачьей голове снова мелькнула идея. Когда волк с лисой оказались совсем близко, пес подскочил и говорит:
— Вот спасибо тебе, лисонька, что привела волка. Так и быть, я выполню наш уговор и больше никогда тебя не трону, когда ты будешь пробираться в курятник. И эти медвежьи кости путь тоже останутся тебе в подарок за твою услугу. А вот с волком я сейчас разберусь!
На загривке пса шерсть поднялась, хвост выгнулся трубой и он зарычал.
Волк с ужасом подумал, что лиса обманула его и хитростью привела на погибель для услады собаки. Думая, что пришёл его последний смертный час, решил наказать предательницу и перекусить лисе шею. Но та, почувствовав неладное, резко прыгнула в сторону, и в зубах волка остался только её хвост. Серый кинулся за ней, и они оба исчезли в зарослях.
Пёс же, поняв, что за этот день ему уже дважды удалось избежать смерти, не стал больше испытывать судьбу и побежал в другую сторону. Прошло совсем немного времени, он выбежал из леса и увидел свой дом.

— Вот как ты, внучек, думаешь: обманывал пёс волка или хитрил?
Тима задумался.
—Наверное, хитрил. Ведь он никому ничего плохого не сделал, а только спасал себя.
— Ты так думаешь? А то, что он без спроса ел добычу медведя? И ведь лиса волку рассказала всю правду, а из-за хитрости пса чуть не лишилась жизни?
— Тогда что же получается? Путаница какая-то.
— Вот и в жизни так: с точки зрения одного человека – это может быть обман, а то же самое событие с точки зрения другого – хитрость.
Тут неожиданно из леса с лаем вылетел их пёс Тузик, который ещё  с утра куда-то пропал. Он бросился к ним и стал от радости прыгать вокруг и ласкаться.
— Откуда он взялся, дед? Уж не про него ли ты сейчас мне рассказывал?
Дед Матвей растерялся:
— Что можно сказать тебе, внучек. Всякое в жизни бывает.

Вечером, когда Тиму бабушка укладывала спать, он ей доверительно сказал:
— Знаешь, бабуля, а ведь дедушка сегодня хотел отправить меня мыть руки, а в это время съесть мою конфетку!
— Да ты что, внучек! Вот уж я ему сейчас задам! Ишь, у маленького конфетку захотел отнять! Ну, а ты пока спи, мой дорогой. Спокойной ночи.