Золотой волосок

Сергей Засядкин

Посвящается моей жене

Бабушка стала укладывать внука спать. А как тут уснешь, когда взрослые ещё не хотят ложиться? Тимоша стал просить:
— Бабушка! Пусть дедушка ко мне придет и расскажет сказку!
— А если дед сказку расскажет, ты сразу уснешь?
— Конечно.
— Ладно, уж. Пришлю сейчас его.
Дед Матвей в это время собирался на охоту, и просьба внука застала его за снаряжением патронов. Он начал недовольно бурчать, что его отвлекают в самый неподходящий момент, но делать нечего. Пошел.
— О чем ты хочешь, Тима, чтобы я тебе рассказал?
Внук на минуту задумался, а потом неожиданно попросил:
— Расскажи, пожалуйста, как вы с бабушкой познакомились.
— Ну, ладно. Раз так, слушай:

Отправился раз один охотник-казак на охоту в пойму реки Дон.
Долго бродил по лесу да по полянам, но ничего из дичи не мог найти. Прошёл все известные ему места, но даже следов зверья не увидел.
Все дальше и дальше он уходил от дома. Неожиданно охотник понял, что заблудился. Странно, все эти леса он знал как свои пять пальцев. С детства исходил их вдоль и поперек, а вот сейчас не мог понять, где находился. В одну сторону пошел – путь ему преградили непролазные терновые кусты, в другую – обрыв. Понял казак, что это нечистый его заставляет плутать, но сделать с этим ничего не мог.
Уже вечерело, и надо было подыскать удобное место для ночлега.
Неожиданно впереди его взору открылось чудесное озеро. За ним возвышалась меловая гора, у основания которой вдали что-то темнело. Казак напился прохладной воды и двинулся вдоль берега.
Обойдя озеро, он увидел довольно большую пещеру, в которой запросто могло расположиться несколько человек. Там было чисто и сухо. Недолго думая, охотник нарвал травы для постели и насобирал дров для костра. Когда совсем стемнело, он уже сидел на мягком ложе из душистых трав у жаркого огня, пламя которого весело плясало, освещая всполохами стены пещеры.
Поужинав остатками продуктов, взятых с собой из дома, охотник прилег рядом с притихшим костром, угли которого должны были согревать спящего до утра.
Посреди ночи казака разбудили громкие звуки. Он выглянул из пещеры и увидел, что над озером кружат птицы необыкновенной красоты. Они были довольно большие, и от взмахов их крыльев раздавался сильный шум. Именно он и разбудил охотника. Оперение этих райских птиц в свете звезд сияло золотым отблеском с вкраплением разноцветных точек всех цветов радуги. От такой красоты невозможно было оторвать глаз, и казак следил за ними с замершим сердцем.
Птицы облетели несколько раз вокруг озера и опустились на небольшую полянку недалеко от пещеры. Коснувшись земли, они  превратились в прекрасных девушек с длинными золотыми волосами в золотых одеждах, которые они скинули с себя и стали купаться в озере. Вдоволь наплававшись и наплескавшись, красавицы вышли из воды, оделись и стали золотыми гребнями расчёсывать свои волосы.   
Девушки были очень красивы, но одна из них была особенно хороша. Казак почему-то сразу подумал, что это и есть королева райских птиц. Он неслышно подкрался и, когда те вновь обратившись в птиц, хотели взлететь, схватил красавицу за крылья. Она забилась в его руках, но видя, что вырваться из ловких рук охотника ей не удастся, снова превратилась в девицу.
Птицы зашумели, закричали и взлетели. Они стали кружить над охотником, стараясь клюнуть его острыми клювами или ударить сильными крыльями. Когда же увидели тщетность своих попыток, то, отлетев к краю полянки, опустились на землю, не решаясь улететь без своей предводительницы.
А девушка стояла перед своим пленителем, печально опустив голову:
— Зачем ты меня поймал? Что тебе от меня нужно?
— Не бойся, девица-красавица, ничего плохого я тебе не сделаю. Просто меня поразила твоя красота, и я понял, что не смогу без тебя жить. Я полюбил тебя с того самого мгновения, как только увидел, и прошу: выходи за меня замуж!
— Раз ты смог меня поймать, то я согласна. Ты мне тоже мил, казак. Но мы никогда не сможем быть с тобой мужем и женой. Нас, самых красивых девушек, злой колдун собрал со всего света и превратил в райских птиц, заставляя теперь жить и петь в его саду. Только раз в году, когда он собирается с такими же ведьмами и колдунами на Лысой горе, мы можем вылететь за пределы его заколдованного царства и побыть немного на воле. Но если с первыми лучами солнца не вернемся обратно в заколдованный сад , то погибнем.
Тут она вырвала золотой волосок из своей головы и протянула его казаку.
— Вот тебе мой волосок. Если я тебе действительно люба, и ты захочешь меня найти – брось его в воздух, и он укажет тебе путь ко мне. Только учти, что можешь не только не спасти меня, но и себя погубить!
Казак взял волосок в руку, а девушка снова обратилась в птицу, вся стая взмыла в высь и исчезла с глаз долой.
Просидел молодец до утра на берегу озера, зажав в кулаке золотой волосок. Когда рассвело, он уже твердо знал, что без девицы-красавицы жизнь ему будет не мила.
Казак встал и, перекрестившись, двинулся в путь. Тут деревья перед ним расступились, а за ними оказалась дорога. Волосок неожиданно выскользнул из его пальцев и стал плавно опускаться, но, не долетев немного до земли, завис в воздухе и поплыл впереди охотника, указывая ему путь.
Долго ли шёл казак за блестящим золотом волоском, нет ли, не знаю. Но одолел и реки, и горы, и леса с непролазными чащами.
И вот пришел он в заколдованную страну. Это ему стало понятно, когда неожиданно за какой-то невидимой чертой, которую он переступил, солнце засветило сильнее, и стали ярче краски окружавших его предметов. Он неожиданно для самого себя стал понимать, о чем говорят птицы и звери.
Вот послышался откуда-то снизу квакающий голос:
— А, ну-ка, осторожнее! Не наступи на меня!
Казак наклонился и увидел на дороге в том месте, куда сейчас хотел поставить ногу, сидит лягушка. Он опешил:
— Это ты мне?
— Тебе, тебе! А то кому же! Можно подумать, что кроме тебя здесь ещё  кто-то есть!
Сказав это, лягушка прыгнула и поскакала дальше по своим лягушачьим делам. А казак все стоял с открытым от удивления ртом. Но впереди, дрожа от нетерпения, извивался в воздухе волосок, зовя его скорее продолжить путь.
Дорога, перевалив через большой холм, привела к морю, на мели у самого берега задыхаясь, лежала огромная рыба. Она, выпучив глаза, открывала и закрывала рот, словно хотела позвать кого-нибудь на помощь.
Когда казак приблизился к ней, рыба взмолилась:
— Сжалься надо мной, добрый молодец. Что-то мне попало в горло. Пожалуйста, попробуй мне помочь.
Она раскрыла страшный рот, усыпанный острыми зубами. Но охотник не испугался и смело засунул в него свою руку. Только он начал ощупывать горло рыбы, как его пальцы наткнулись на что-то твердое. Зажав это «что-то» в кулаке, он вытащил руку и увидел, что извлек на свет Божий огромный драгоценный камень, который заиграл в лучах солнца всеми цветами радуги.
Рыба с облегчением вздохнула и, отплыв от берега, нырнула. Спустя некоторое время она вновь появилась на поверхности и сказала:
— Спасибо тебе, казак. Пусть будет тебе удача в пути. А этот камень ты спрячь получше и запомни: если дашь его кому-нибудь в руки, можешь просить у этого человека все, что тебе заблагорассудится. Он ни в чем не сможет тебе отказать!
После этого рыба исчезла в бездонной глубине, а охотник, завернув камень в тряпочку, спрятал его за пазуху и пошел дальше.
А золотой волосок, извивался, блестя в лучах солнца, плыл по воздуху все вперед и вперед, зовя за собой и указывая дорогу.
Вот в один из дней привел он казака на лесную поляну, на которой стоял красивый белый конь. Длинные волосы его гривы и хвоста спадали до земли. Только на сей раз они запутались в кустах непроходимого терновника. Конь стоял, не мог сдвинуться с места. Он только тихо и жалобно ржал, глядя грустными глазами на охотника.
Тот пожалел бедное животное и помог ему освободиться от пут. Оказавшись на свободе, конь поклонился казаку. Потом стукнул о землю копытом, и из-под него вылетела подкова.
— Спасибо тебе, добрый человек, за помощь! Без неё век бы стоять мне у этого куста! Вот подкова, возьми её с собой. Она не простая: как только я тебе понадоблюсь, брось её на землю, и я тут же явлюсь пред тобой.
Взял казак подкову и пошел дальше.
Вдруг у самой дороги он увидел яблоньку. Все ветви её были усыпаны созревшими плодами и сгибались до самой земли под этой тяжестью.
Пожалев деревце, казак собрал с него яблоки, сложил их рядом на земле. Тут же откуда ни возьмись, прибежало стадо диких свиней и с хрустом стало лакомиться плодами.
Неожиданно дерево заговорило:
— Спасибо тебе, человек! Спас ты мои ветки, не дал им сломаться под невыносимой тяжестью. Вот, возьми это яблоко! От него никто не сможет отказаться, но как только съест, то заснет спокойным и безмятежным сном и будет спать несколько дней.
Поблагодарил яблоню казак и продолжил свой путь. Он шел, глядя по сторонам и слушая, как разговаривают животные и насекомые, птицы и даже рыбы, которые тихо перешептывались в воде.
Вот у дороги кто-то громко начал ругаться. Это бранился паук, в сеть которого попал большой шмель и бился в ней, разрывая тонкие паутинные нити. Паук боялся близко приблизиться к шмелю, так как тот был намного больше и сильнее его. Но и сеть, которую он плел не один день, паучку было тоже жаль.
Казак наклонился, взял травинку и освободил шмеля из плена, а заодно и сеть сохранил.
Паук от радости стал танцевать сразу всеми своими лапками. Потом обратился к казаку:
— Большое спасибо, человек, что ты мне помог, хотя я тебя об этом и не просил. У тебя доброе и чистое сердце, поэтому я дам тебе маленький подарок. Вот тебе клубочек паутины. Если кто будет противостоять тебе, брось в него это.
С этими словами паук протянул двумя лапками шарик из паутины размером с большую горошину. Взяв и этот подарок, казак вновь пошел за извивающимся волоском, который, казалось, все сильнее и сильнее его звал за собой.
Прошло ещё  насколько дней, и подошел охотник к засохшему темному лесу. В то же мгновение волосок стал как-то странно дрожать и засветился ещё  ярче. Увидев это, казак понял, что они приблизились в цели своего пути.
Пока пробирался он через лес, колючие сухие ветки шипами цеплялись за одежду, пытаясь не пустить его вперед и до крови оцарапать кожу. Но, будучи ловким охотником, он легко преодолел эти преграды без особого вреда для себя.
Наконец, в самой чаще этого мертвого леса, все осветилось разноцветными красками. Это был сад неземной красоты. Сад, придуманный и созданный колдуном только для одного человека – для него самого.
А волосок в это время начал извиваться, кидаясь из стороны в сторону, потом подлетел к охотнику, которого он столько вел, опустился на его ладонь и задрожал, словно прося защиты.
От этого и казаку передалось чувство опасности. Он спрятался за большим корнем вывороченного дерева и стал наблюдать, что происходит вокруг.
В волшебном саду всюду виднелись прекрасные цветы. Везде росли удивительные деревья, на которых одновременно были цветы, созревали и висели спелые плоды различных видов. Неожиданно показались перелетающие с дерева на дерево райские птицы, которые клевали эти чудесные яства и пели песни.
Тут казак почувствовал щекотание в кармане. Он опустил в него руку и вытащил золотой волосок, который в беспокойстве изгибался. Затем сорвался с открытой ладони, полетел к одной из птиц и спрятался у неё под перьями. Та, почувствовав легкий укол, забеспокоилась и стала вертеть головкой из стороны в сторону, пока, наконец, не увидела притаившегося охотника. Чудо-птица легко спорхнула с ветки и полетела в его сторону. Но, не вылетая из сада, опустилась на землю.
— Как хорошо, что ты не пересек этой невидимой границы. Колдун сразу бы обнаружил тебя и сделал ещё  одно дерево для своего сада. Войти сюда можно только тогда, когда он покинет его, а этот злодей отсюда почти никогда не выезжает.
Казак сунул руку за пазуху и достал оттуда красивейшее яблоко. Он кинул этот плод птице, которая легко поймала его клювом, и сказал:
— Положи это яблоко на обеденный стол колдуна. Когда он уснет, не теряя ни минуты, лети ко мне. Но смотри: не съешь от этого плода ни одного, даже самого маленького, кусочка!
— Если ты отравишь колдуна, то я и все райские птицы умрем!
— Не бойся, ничего с ним не случится. Он просто заснет глубоким сном на несколько дней, а ты сможешь выбраться на волю.
С яблоком в клюве птица полетела к дому, который просматривался сквозь заросли растений.
В это время колдун сидел у обеденного стола, который был уставлен блюдами с различными яствами. Когда он отвернулся, птица плавно спланировала и положила яблоко в вазу с фруктами. Сама же, беззвучно вспорхнув, улетела прочь.
Вновь повернувшись к столу, старик увидел среди фруктов плод необыкновенной красоты. Чародей удивился: откуда взялось это яблоко? Но так как рядом никого не было, он смело взял и откусил от него кусочек. Плод оказался очень вкусным, и колдун с удовольствием съел его целиком. Потом, удобно вытянувшись в кресле, уснул и громко захрапел.
Увидев это, птица быстро полетела к ожидавшему её казаку. Теперь она смело перелетела границу сада. Тут же везде зазвонили колокольчики, но колдун спал крепким сном и ничего не слышал.
Птица ударилась о землю и превратилась в девицу-красавицу. Взявшись за руки, они с охотником бросились бежать прочь от этого заколдованного места.
Когда, устав, они остановились на отдых, казак сказал:
— Колдун будет безмятежно спать три-четыре дня, а потом надо будет придумать, как мы сможем защититься.
На это девица сообщила ему тайну колдуна:
— Нам главное добраться до границы волшебной страны, а за ней чары его кончаются. Он там бессилен и ничего не сможет с нами сделать.
Немного передохнув, они продолжили свой путь. Вскоре им стало ясно, что так просто выбраться из заколдованного мира им не удастся. Хоть они и спешили изо всех сил, но время бежало быстрее.
Тут-то и вспомнил казак о подкове. Бросил он её на землю, и в то же мгновение пред ними появился белый конь:
— Зачем ты звал меня, мой спаситель?
— Мы бежим от злого колдуна. Нам надо как можно скорее добраться до конца его владений, пока он нас не догнал!
— Не знаю, смогу ли я вам помочь. Но что будет в моих силах, постараюсь сделать! Садитесь на меня быстрее!
Взобрались возлюбленные на коня и поскакали вперед.
Но время опять неслось быстрее, чем они скакали. Кончилось действие чудесного яблока, и колдун проснулся. Когда он увидел, что пропала королева его райских птиц, то страшно рассвирепел. Но прежде чем броситься в погоню, он дунул в серебряный свисток, висящий у него на шее на серебряной цепочке. На этот свист как из-под земли вырос пред ним черный крылатый конь. Колдун вскочил на него, и они помчались как вихрь.
Вот настал тот миг, когда беглецы услышали шум погони. Они остановились и увидели, что колдун был уже совсем рядом. Тогда казак достал горошину паутины и бросил её в преследователя. Клубочек начал стремительно вертеться и летать в воздухе. Прошло всего несколько мгновений, и колдун с его конём были плотно связаны и окутаны прочной паутиной, а беглецы снова бросились бежать.
Вот они приблизились к той самой невидимой границе заколдованного царства, им оставалось сделать всего несколько шагов до своей свободы, как рядом снова появился колдун. Он взмахнул рукой, и конь под беглецами упал наземь. Колдун сердито посмотрел на него и сказал:
— Как ты посмел восстать против меня?! За это ты будешь наказан. Но сначала я разберусь с ними!
И он повернулся к казаку с его невестой:
— Я сегодня добрый, поэтому сами выбирайте, в кого мне вас превратить!
— Подожди превращать! – сказал казак и засунул руку за пазуху.
Он извлек оттуда волшебный камень, который достал из горла рыбы, и на который, как та сказала, можно было выменять всё, что захочешь.
— Вот самый красивый и необыкновенный камень в мире. Давай меняться!
Глаза колдуна загорелись алчным огнём. Он взял камень в свои руки и уже не мог отвести от него взор:
— Что ты за него хочешь?
— Дай нам свободу!
Неожиданно взгляд казака упал на коня.
— И его отпусти с нами.
Колдун на мгновение промедлил, а потом рявкнул:
— По рукам! – не в силах отказаться от камня. И, вскочив в седло, полетел к себе домой.
Беглецы же с конём, сделав всего несколько шагов, вышли из заколдованного царства. А там чудесные одежды девушки вдруг превратились в самые обычные, а её золотые волосы стали русыми. Единственное, что осталось, так это поблескивающий золотом волосок на голове, а в груди продолжало биться золотое сердце.
Прошло совсем немного времени, и молодые добрались до дома казака. С тех пор они зажили счастливо в любви и согласии, растя детей, а потом и внуков.

Тут Тимоша сквозь сон проговорил:
— Но ведь птиц была целая стая? Куда же делись остальные?
— Остальные и по сей день остаются в том заколдованном саду, ожидая своего часа, когда за каждой из них придет её герой и спасет, вырвав из рук колдуна.
— Деда, но я ведь тебя просил рассказать, как вы с бабушкой познакомились!
— А о чем я тебе сейчас рассказывал?!
Внук подскочил и сел на постели:
— Ты что хочешь сказать, что моя бабушка – царица райских золотых птиц?!         
— А ты сам-то как думаешь?
— И ты хочешь сказать, что у неё золотое сердце?!
— Да что ты меня все спрашиваешь? Пойди и сам посмотри!
Тимофей соскочил с кровати и кинулся в соседнюю комнату, где в кресле сидела бабушка и вязала свитер для своего любимого внука. Тот тихонько подошел и стал внимательно смотреть на нее. Почувствовав его взгляд, бабушка подняла голову. Когда она увидела Тимошу, глаза её загорелись любовью.
— Ты почему не спишь?
— Бабушка, а ты, правда, королева райских золотых птиц?
— Кто тебе такое наговорил?
— Дедушка.
— Ох, уж, этот наш дедушка-выдумщик! Быстро иди спать!
Она с нежностью обняла и поцеловала внука. Тот, обхватив её за шею, прижался к ней и проговорил:
— Нет, ты у нас самая настоящая царица! Я тебя очень люблю!
Он поцеловал бабушку и побеждал в свою комнату. Но около двери остановился и ещё  раз посмотрел на нее. И тут совсем неожиданно для себя заметил, что у бабушки в волосах сияет волшебным светом золотой волосок.