По шкале успеха

Наталья Айрумова
Печалить и  радовать по шкале успеха это  не самое престижное  изобретение последних  десятилетий, к тому же, не имеющее  никакого  отношения к творческим завоеваниям  мировой  культуры...

Но, раз уж  homo  novus ухватился  за  выгодный пиар, то  высокие  материи  отступают с большими  потерями. Кому-то грустно, кому-то скучно, но, как говорится, tempus consilium  dabet.
 
Мастер-классы  в музыкальных  учебных заведениях  обычно проводятся после  запланированных  концертов  и  предполагают неформальное общение.  Для непосвященных это явление  довольно любопытное. А для студентов и преподавателей - очередная возможность узнать  что-то новое  из области  исполнительского мастерства своих  коллег   из  ближнего и дальнего зарубежья. Как-то на один из очередных мастер-классов меня пригласили гости из Австрии.

Я с удовольствием приняла  приглашение знаменитых музыкантов, но, войдя в  консерваторский  камерный  зал, была сильно удивлена: желающих услышать и увидеть виртуозную  скрипачку и ее  спутника, талантливого  дирижера, было  немного. Зал  лишь на одну треть заполнили  педагоги–ветераны  и  случайные  зрители. Несколько  молодых  людей общались между собой, не обращая никакого внимания на сцену.

После того, как гости отыграли свою  короткую программу и прослушали несколько опусов в исполнении  маловыразительного  студенческого  ансамбля, наступило время  вопросов  и ответов. К  моему удивлению, ожидаемый  «лес рук»  не поднялся, но, тем не  менее, к  сцене  ленивой  походкой  подошли  молодые  люди  и  долго  «пытали»  скрипачку  и дирижера на  предмет,  как  им по-быстрому  перебраться в Австрию, дабы  за  короткое  время  сделаться  успешными  и  знаменитыми?  Или, на худой конец, смогут ли  концертирующие гости столицы организовать им перевод в любую из зарубежных консерваторий?

Удивленные музыканты  на полном серьезе попытались объяснить ребятам,  насколько за  рубежом  долог  и  труден  путь  к  настоящему  успеху, пролегающий  через  многочисленные сложные  «слепые»  прослушивая  и  конкурсы. Желанного перевода они, конечно, никому  не пообещали  и  поэтому в ответ  от  обиженных  третьекурсников  прозвучало что-то невразумительное о  «потенциальной  конкуренции». В общем, как сказал поэт: «...все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».

Вежливо откланявшись, музыканты отбыли осматривать городские достопримечательности. Я же в кулуарах попыталась понять, почему в зале было так мало студентов и учащихся соседнего  музыкального колледжа? Разве им заранее не сообщили? - Что вы, что вы,- заверили меня организаторы,- мы и афишу вывесили, и устно всех предупредили. В общем, разве только за руки и за ноги не тащили в зал. Но разбудить "дремлющий" интерес так и не смогли...


Хаотичное движение

Молодо-зелено, подумала я. И слава Богу, что «погоду» на современной сцене будут делать не скороспелые  «звездочки», готовые в погоне за призрачной  популярностью ввязаться в любую  авантюру.  Хотя, давно заметила, что в хаотично-мистическом движении с афиши на афишу, с растяжки на растяжку периодически кочуют имена молодых музыкантов из представителей "утвердившихся" династий. Но вот сохранить в памяти образ креативного исполнителя - для современных меломанов задача сегодня архисложная.

Тем более, если речь заходит о классике на все времена, которую вездесущие шоумены  умудрились загнать в очень узкие рамки. И в результате, по установленной ими шкале, в наше время  успех музыканта-исполнителя  измеряется  вовсе ни шумом оваций, ни пышными букетами цветов и даже ни очередью за  автографами, в которые  исполнитель невольно  вкладывает  и частичку своей энергетики, а лишь... полнотой сборов от концертов.

Однако, зная  Адибу Шарипову много лет, уверена, что талантливый педагог и одаренная пианистка, не страдает  этим  патологическим комплексом с тех самых пор, как еще в далеком детстве она поняла и навсегда уверовала, что Музыка это ее судьба.


 ...пальцы и Душа

Игра на фортепиано  это  движение пальцев, а  исполнение на фортепиано это движение души - так считал российский  пианист-виртуоз, дирижёр и  основатель Московской  консерватории  Антон Рубинштейн. Сентенция, возможно  и спорная, но что-то в этом есть...  Так как нам, слушателям, дано наблюдать  только первое, а вот движение души – явление почти  мистическое, доступно  самому музыканту, вся жизнь которого наполнена звуками  музыки.

Благодаря  успехам фотографии, даже через  многие десятилетия  можно погрузиться ни в души, а в прошлое и в настоящее наших  талантливых  современников. Я сужу об этом по двум  фотопортретам. На первом - молоденькая девушка Адиба, воспитанница прославленного пианиста, профессора  московской консерватории Льва Оборина.

На втором - моложавая  женщина, с устоявшимся имиджем, с умными, чуточку усталыми глазами, устремленными куда-то вдаль. Запечатлен и обязательный образ строгого черного рояля, подчеркивающий  изящную фигурку с наклоненной в  бок головкой. А еще взгляд  приковывают тонкие изящные пальцы, скользящие по клавишам. Эту вторую уже давно уважительно зовут по имени и отчеству.  Между двумя этими снимками пронеслось много календарных лет, наполненных музыкой и поэзией, радостными и печальными событиями, непониманием  родных, друзей  и коллег, громкими успехами  на сцене, которая по большому счету называется Жизнь.

Казалось бы, эта общественно-личная жизнь вполне удалась, ведь сегодня А.Р. Шарипова – очень известная пианистка, много концертирующая и любимая меломанами не только в нашей  стране, но и далеко за ее пределами. Кроме того, уже давно в класс профессора консерватории, заслуженной артистки  республики  стремятся попасть молодые музыканты со всей республики, втайне надеясь, что опытный педагог щедро поделится с ними  секретами успеха. Однако юноши и девушки, да и их родители, особенно не задумываются, что путь в профессию, даже  очень одаренного молодого человека, зачастую  бывает неоднозначным. К тому же, самоутверждение в  ней чревато нестандартными  ситуациями, которые навсегда подавляют налет  юношеской романтики, уступая  место прозе обыденности.

Но, на мой взгляд, к харизматичной Адибе это не имеет никакого отношения. Так как, коммуникабельная, легкая  на подъем, всегда собранная, она представляет собой  особую категорию  наших современниц, согревающих  своей  доброжелательностью, образованностью  и радостью  бытия всех, кто имеет честь с нею общаться.

А вот сохранить профессионализм и признание слушателей все эти годы, по ее  признанию, помогает неувядающий  юношеский кураж, тот самый, когда руки  сами тянутся к  черно-белым клавишам и  из-под пальцев чудесным образом  льется  музыка, то обволакивающая  все  пространство, то  завораживающая  своей активной  непредсказуемостью.


Призрак Фортуны

В  эти летние дни  призрак  капризной Фортуны вновь бродит в стенах alma mater, в
которую  направляют свои стопы десятки юношей и девушек, обладающих некоторым  музыкальным  образованием, дабы в скором времени  блеснуть в лучах неземной  исполнительской славы. При  этом большинство из них совершенно не предполагают, что вездесущая  «римлянка» в  любой  момент  может отвернуться от тех, кто совершенно не задумывается  об  истинной Плате за успех...

Но, увы,современное высшее образование оказалось поставленным на поток в связи с организацией  большого количества учебных заведений, в том числе и музыкальных. Все они через определенное время  выдают дипломы, которые, прямо скажем, как "путевка в трудовую  жизнь", не  всегда  бывают реализованы выпускниками. И это сильно печалит их наставников, готовящих на протяжение многих  лет своих питомцев именно к успешной профессиональной  деятельности.

Но, что же сыграло свою определяющую роль в становлении самой А. Шариповой: высшие силы  или  чуткие родители, своевременно разглядевшие в своей малышке удивительные способности?  Вопрос, конечно, риторический, ведь по результатам очевидно, что юной Адибе  действительно сказочно  повезло, так как в самом  начале биографии она вытянула счастливый билет, ведущий к апофеозу образования, работы и популярности.
 

Грезы и возможности

Но такая волшебная сказка могла и не состояться, если бы желаемое не совпало с возможностями  абитуриентки. Сегодня с высоты собственного педагогического опыта самой А.Шариповой  дано понять и принять мечты заботливых родителей, которым  любовь к своим  чадам порой мешает определить их истинное предназначение на этой земле. Ведь когда-то и  ее мама химик-технолог, обуреваемая дерзкой мечтой, с величайшим трудом из далеких краев привезла по железной дороге для своей девочки заветное пианино.   

И наверняка в ее грезах  любимая дочка вовсе не представала профессиональным  музыкантом... - Просто молодой женщине очень хотелось, чтобы в их скромном  жилище навсегда  поселилась  прекрасная  музыка. Ей, безусловно, повезло, так как Адиба с лихвой  оправдала все надежды семьи. К тому же и дальнейшая учеба в престижном высшем учебном заведении большой страны отнюдь не была самоцелью, а явилась продолжением музыкального образования, полученного благодаря настойчивости ее первой учительницы Тамары Попович. Именно она, не являясь выдающейся пианисткой, сумела стать основательницей  отечественной  фортепьянной  школы. Именно благодаря ее чутью на одаренных  ребятишек  и  индифферентному отношению к финансовым возможностям их родителей, в республике была воспитана  целая плеяда известных пианистов–исполнителей.   


Свой формат

-Адиба Рауфовна, в настоящее время стало модным после нескольких публичных выступлений заявлять о "восшествии" на сцену очередной «звезды». В  дальнейшем юное дарование  под  напором  преувеличенных эпитетов становится  жертвой этой самой «звездности». А как вам удается уберечь ваших учеников от таких негативных последствий?

-Лучший  способ  это принять точку отсчета именно от великих  исполнителей. И только тогда ты  сможешь узнать свой масштаб и определить свой настоящий формат.

-Допустим, родители не объективны. А какие основания позволяют самим студентам хотя бы слегка приблизиться к  объективной  оценке собственных  музыкальных возможностей?

-В основном это участие в  разнообразных концертах и музыкальных конкурсах, регулярно организуемых на  всех уровнях в нашей стране и за рубежом. Подготовка к ним и для ученика, и для педагога - это  огромный  изнуряющий труд, который зачастую с  большими сложностями  вписывается в ежедневные плановые занятия по утвержденной учебной  программе.

 
Известно, что не всякий марафон приводит к безусловной победе. Но при подготовке к конкурсам профессор А.Шарипова отдает предпочтение именно тем, кто способен   сохранить стабильное психологическое состояние на всех этапах подготовки к конкурсу и на самом конкурсе. Плюс  безусловная уверенность в своих силах, работоспособность и целеустремленный характер.
 
Именно такими качествами в свое время порадовала ее Юлия М., с которой наставница побывала на международном конкурсе музыкантов-исполнителей в Америке. Всего же за многолетнюю работу в стенах консерватории среди полутора сотен  учеников ей запомнились благодаря яркими способностями  и повышенным трудолюбием чуть более десятка.

Бывая на ее концертах,я часто наблюдаю ее "подражателей", которые в попытке  копирования наработок признанного Мастера, порой терпят полное фиаско. Ведь,несмотря  на виртуозное владение  инструментом и многочасовым изнуряющим репетициям, пианистка А.Шарипова вкладывает в каждое исполняемое  произведение нетолько собственную философию, но и аромат тонкой юношеской романтики.   


Печалить и радовать

-Адиба Рауфовна, мудрые философы считают, что «...сама музыка - это искусство печалить и радовать без причины». А  в вашем творчестве есть место "беспричинному" выбору музыкального произведения  для исполнения на публике ?

-Нет, такого не бывает. Даже для своей дипломной работы в восьмидесятые годы прошлого столетия я  неожиданно для окружающих выбрала довольно сложную и редко исполняемую «Сюиту» Германа  Галынина - произведение, близкое мне по духу и исполнительству. А спустя  годы я стала еще более избирательно подходить к подбору концертных номеров, отдавая   предпочтение произведениям великих  классиков: Баха, Брамса, Листа, Рахманинова, Чайковского и еще многих других.

Кстати, в наши дни А.Шарипова - одна из немногих пианисток республики, играющих  на своих сольных концертах самую современную музыку,в том числе и сложные произведения своих соотечественников композиторов: Вильданова, Бафоева, Сайдаминовой, Закирова, Янов-Яновского и многих других. А еще, несмотря на свою огромную занятость, она написала оригинальную книжку «Преломление», ставшую среди меломанов и студентов настоящим бестселлером.

А еще в ее планах многочисленные музыкальные путешествия по самым престижным и скромным малым залам страны, благодаря которым слушатели знакомятся с творчеством великих композиторов-классиков всех времен и народов. Так, в конце весны в одном из репертуарных театров мегаполиса заслуженная артистка,профессор А.Шарипова выступила в содружестве с популярным молодежным ансамблем «Omnibus», исполнив истинные шедевры, созданные двумя известными французскими композиторами: Морисом Равелем и Сезаром Франком. Этот концерт, как всегда,никого не оставил равнодушным.
      
Студенты, считающие что их талантливая наставница и  пианистка, известная своей виртуозной игрой, достигла всех высот, о которых  может только мечтать любой музыкант, часто задают  "провокационный"  вопрос: а ради чего она выходит на сцену, вкладывая  в каждое выступление столько энергии, выходящей за пределы человеческих возможностей?

На что романтичная Адиба Рауфовна с неизменной доброжелательностью отвечает, что еще немецкий  писатель и публицист Жан Поль писал, что "...музыка это поэзия воздуха. Отзвук далекого гармоничного мира!" И она с ним полностью согласна.
 ...поэтому  выходит  на сцену лишь тогда, когда есть что передать своим слушателям, чтобы их души наполнились великим  божественным озарением...