Terra incognita

Наталья Айрумова
Завораживающее  сочетание  "тerra  incognita"  появилось  на свет благодаря польскому  ученому Яну Стобницкому,  обозначившему  так  неизвестные  земли на географической карте. Было это в  ХVI веке. А  вот  ныне  живущие  придают  иной  смысл  этому  фразеологизму, отмечая  что-либо  непостижимое  или удивительное. 

Для  меня  таким  "удивительным" навсегда остался  Цирк.  И все потому, что  именно в цирке  все  время пребываешь под  гипнозом  невероятной  иллюзорной  надежды на Чудо,  без которого  жизнь порой  так  предсказуема  и скучна. Даже в современных  «3д»  фильмах все  происходит  на  бездушном экране,  где  без участия  зрителей взлетают  и плывут корабли, шуршат по мостовым  автомобили, гремят бесконечные взрывы, двигаются люди  и звери.

Не  весело нынче и в зоопарках, в  которых все полуживое  лениво  лежит, сидит, летает  или  плавает,  издавая  неприятные  запахи  и жалобные звуки. Редкие смотрители  не  позволяют ни погладить бедолаг, ни пожалеть, ни поговорить  "по душам"  даже с  предками  самого homo sapiensa. А  вот  пообщаться  с  так называемыми  «mi-mi-mi»  или с хищниками - это  уже большущая проблема.


Такая манящая арена

А вот в Цирке - совсем  другое дело. Даже  повзрослевшим  зрителям  удается  иногда вплотную  приблизиться к затаенной  мечте детства.  Вот и  мне однажды  во время  гастролей  зарубежного  водного  аттракциона  все-таки  удалось погладить  живого взрослого ... крокодила.  Правда, придя  в себя  от  внезапно  нахлынувшей смелости, я вдруг обнаружила, что у зеленого красавца, возлежавшего на  коленях  дрессировщика,  плотной  лентой  в  цвет  его  колера  была перетянута ...пасть.

Но это ничего решила я, в очередной раз убедившись, что в цирке действительно  сбываются все  желания. Ведь после очередного представления  становишься намного сильнее, отважнее, гибче  и  добрее. К тому же, в наши дни в антракте каждый малыш  может  спуститься  на арену  и  сфотографироваться  на  фоне слона или тигренка, пролететь в  бреющем  полете  над  зрителями, угостить проказницу обезьянку лакомством. В общем, родители платят, а их чада вовсю  радуются  жизни.

Ведь, если  хорошенько  разобраться, то  и  мы, дети  из  прошлого века, между  киноэкраном  и  цирком  чаще  всего выбирали  именно эту загадочную площадку  диаметром  в  тринадцать метров с утоптанными коврами  и  смешными  «ковровыми»,  с отчаянными  канатоходцами  и  таинственными  фокусниками, громадными слонами  и  длинными  переливающимися удавами... Но при  этом  совершенно не ощущали себя   загнанными  кроликами.

А  подогревался этот искренний  интерес  нашими  родителями,  которые,  сговорившись, устанавливали  строгий  порядок:  «...неделя  без троек - четверок  в  дневнике,  и   будет  вам заветный  поход в  цирк!»  Разумеется, все очень старались и  поэтому  периодически  с  азартом  аплодировали  каждому  заезжему аттракциону. Порой  ожидание  представления  завораживало  настолько, что  мы совершенно забывали о воздушной  кукурузе, мороженом и лимонаде с пузырьками.

Но самое главное начиналось, когда  на арену под аплодисменты  зрителей  пружинистой походкой  выходил  спортивный, седовласый   красавец  в черном  фраке с «бабочкой»  и  в лаковых  ботинках. С выходом  шпрехшталмейстера  все вокруг замирало, а  он  громко  объявлял  первый  номер с традиционными  гимнастами.

И, несмотря  на то, что тот старый  цирк горел, менял свою дислокацию и т.д., он  на долгие  годы  затаился  в детской  памяти,  сохранив  и  звуки бравурного  марша,  который  исполнял  настоящий  оркестр  под  руководством  дирижера,  и  огни  прожектора,  шарившего по  рядам  ослепительными  лучами,  и  смешанный  запах духов, опилок  и   животных.  Эта волнующая  «цирковая» радость продолжалась долго, лет эдак до двенадцати.

А потом в нашу активную подростковую  жизнь  ворвались будоражащие душу песни  Высоцкого,  Окуджавы  и  Галича,  раздающиеся  с  остродефицитных громоздких  магнитофонов.  Обладали  ими  далеко не все и, когда  очередные  заветные  записи  попадали  в дом, то около «кассетников»  собирались родственники, друзья  и соседи. Тут уж  было не до цирка. Пленки  слушались  до  дыр.  Правда,  некоторым  «везунчикам»  доставались  и  самиздатовские  «миньоны  на ребрах» ...
 
Но  пришли  другие времена  и  бесцветные оцифрованные  книги,  музыкальные записи  и  фильмы  обосновались  на  редких полках.  А, благодаря  «флеш накопителям», уже очередная  юная  поросль мимоходом  слушает  краткие обзоры  художественной литературы  и  бунтарские  изыски  рэперов.  Судя по реакции, особого интереса все это не  вызывает.
 
Но  вот за  активными  настоящими  зрелищами многие  опять  идут в ... демократичный  цирк. В  тот самый,  который на первый взгляд совершенно не изменился  и  по-прежнему  встречает  преданных  зрителей  морем  разноцветных  огней, веселой музыкой, нарядными  артистами  и  загадочными  лестницами,  уходящими  с  арены под высокий  купол. А еще он  радует   знакомой  с  детства суетой, одновременно царящей и в фойе,  и в зале, но самое  главное - ожиданием  очередного "чуда чудного", которое не  всегда случается в современных театрах. 


Всего тринадцать метров

Чтобы  полюбить  Цирк еще больше, надо  хорошенько  изнутри  узнать  его прошлое,познакомиться с  настоящим,  и  вместе с представителями  известнейших  цирковых  династий  помечтать  о  его  будущем. Мне в этом  смысле  очень  повезло, потому  что  моим  заинтересованным  собеседником  на  протяжении  нескольких  сезонов  был заслуженный  артист республики А.А.Ташкенбаев, с  раннего  детства  крепко-накрепко  прижившийся  на  цирковой арене.

Проработав  канатоходцем  без  малого  пять  десятков  лет, объехав со своей  труппой  все  страны и континенты, он  и  сегодня  хорошо  вписывается  в  реалии  современного   цирка.  И  все потому, что в 1989 году, получив  диплом  актера  драматического  театра  и  кино  по  окончании Ташкентского  театрально-художественного института,  уже известный артист, не  отходя  от арены, постоянно  учился  специфической  цирковой  режиссуре.

Кроме того, в его  биографии есть и  другие страницы, рассказывающие про  те  времена, когда  молодого  харизматичного циркача  приглашали  сниматься  в  художественных  фильмах.  К  примеру,  у Николая Губенко  он  снялся  в картине  «Если хочешь быть счастливым», а у Юрия Степчука - в  «Воздушных пешеходах». Это  были  роли, где  требовалось продемонстрировать  и  актерские  возможности,  и  физическую  силу. Впрочем,  на  большее он  особенно и не рассчитывал, так  как из-за плотного  графика  гастролей  не мог  уделять много времени  киносъемкам.   
 
В свои «серьезные»  годы Алимджан  Абиджанович  твердо  верит, что если бы  ему   пришлось  заново выбирать  профессию, то он  непременно  стал бы  артистом  цирка. И  вновь  ежедневно, как  и  его знаменитый прадед  Ташкенбай, не только  ходил  по канату, удивляя  всех  своей отчаянной  смелостью, но  зачастую  становился  гибким  акробатом  и даже  участником  веселых  реприз, подыгрывая друзьям - клоунам. 

Обходя  репетиционные  площадки, мы  много и подробно беседовали о цирковых  династиях  и секретах  мастерства, которые  делают  его  и  мой  любимый  Цирк  таким  желанным  и  притягательным. Но при этом,  меня очень интересовал один  важный  вопрос: если  для  нас, преданных  зрителей, Цирк - это  вечный  праздник, то чем  он является  для артистов?
   
-И для артистов – тоже праздник! А еще и родной дом, который они искренне любят и берегут всю жизнь,- заверил  меня Алимджан Абиджанович. Ведь circus –(круг) во все времена  удивлял  своей  непредсказуемостью  не  только  зрителей, но  и  цирковых, посвятивших  ему  всю  свою жизнь. В  артистических номерах  по традиции демонстрируются  многие  исключительные  человеческие  способности, связанные с  определенным  риском, в аттракционах  сконцентрировано все, с чем сталкивается  обычный  человек в жизни - фокусы, эксцентрика, пантомима  и клоунада, акробатика и эквилибристика, и, конечно, дрессированные животные, которых  особенно  любит детвора.      
 

В круге первом
 
Постепенно  из  почетного «первого круга»  выбывают  знаменитые высокопрофессиональные  ветераны. После них остаются многочисленные реликвии: награды, фотографии, костюмы,  дневники, статьи  и  книги воспоминаний. Поэтому с каждым  годом  возрастает  необходимость  в  Музее  циркового искусства республики.  К  очередному юбилею, он  обязательно  будет, потому что  в  просторном  фойе  современного цирка для  него давненько выделено место, где опытные  гиды  будут  рассказывать  про  необыкновенное  искреннее  искусство, берущее свое  начало  из народных  площадных  представлений  и театрализованных спортивных состязаний.
 
Выступления  цирковых  были  известны  во  всех  Древних государствах мира. Так,  в Древнем  Риме существовали  эллипсообразные ипподромы, где  происходили бега на колесницах, а  между заездами  выступали  акробаты, жонглёры, дрессировщики и иберийские  наездники. А в Древней Армении в амфитеатрах Тигранакерта и Арташата устраивались театральные  и  цирковые  представления. 

Свои  почетные  места  на полках музея  давно  готовы  занять  экспонаты, наглядно повествующие  об  успехах  на  аренах  мира  представителей  узбекистанских  династий, в том числе:  всемирно  известных канатаходцев Ташкенбаевых, первых укротителей  хищников С.Бегбуди и М.Ходжаевых, об  удивительных  акробатах  на  верблюдах Э.Строкая, о джигитах  под руководством  К.Караева. Некоторые  из них давно  ушли на  заслуженный отдых, другие, как  и  народный артист СССР и Узбекистана,  девяностолетний  Хаким Зарипов - наездник и дрессировщик лошадей, постоянно приходят  в  цирк, помогая  молодежи  ставить новые  номера.      


Немножко шапито

Поводом  для  появления в  Туркестаном  крае  современного  цирка  в  конце  ХIХ - начале  ХХ веков  стали  гастроли  ярких  российских  и  европейских аттракционов.   Именно тогда  в  ряде  городов   были  построены  первые  передвижные  цирки - шапито. В  1914 году, благодаря  антрепренеру Ф.А.Юпятову, в  нашей  столице появилось  здание первого  стационарного  цирка. Оно  простояло пятьдесят  два  года и было  разрушено  землетрясением.   

Коренные  ташкентцы  хорошо  знают,  что  в былые времена  цирковые представления  проходили  и  в известном театральном зале  «Колизей», построенном  из  дерева  и крытого  железным  куполом. Это здание находится на улице «Бухаро (бывшая им. газ. Правда Востока»). В  нем  были  манеж, а напротив  него  небольшая  сцена, которые  главным  образом  служили  прокатной  площадкой   для  проведения  гастролей  цирковых программ  и театральных антреприз.(Ныне в нем  расположилась биржа.)

В военном 1942 году в Ташкенте был создан узбекский цирковой коллектив, ставший  первым  среди  национальных цирков на территории  постсоветского пространства. По традиции  выступления  канатоходцев  сопровождали масхарабозы и  кызыкчи  (острословы-импровизаторы). Успехом  пользовался  и конный  аттракцион  под руководством М. Ходжаева, который  нынче имеет самое  прямое отношение к известной российской цирковой династии. 


Цирковая Love Story 

Несколько  лет  назад  мне удалось пообщаться  с ее ярким  представителем - народным артистом Ю.Ю.Дуровым, когда он  гостил в нашем мегаполисе со своими  «гранд дамами» - роскошными, тридцати  пятилетними индийскими слонихами Сузи  и Рами. В то жаркое лето знаменитая  фамилия  моего  собеседника была у всех на слуху. И, хотя многие любознательные горожане  уже «докопались»  до  истоков его родословной, они все  же попросили  меня при  встрече с  дрессировщиком  уточнить: действительно ли этот Юрий Дуров наш земляк?

Казалось, что этому вопросу мой собеседник совсем не удивился.
-И да, и нет, - сказал  Юрий Юрьевич. - Дело в  том, что моя  мама Лола Ходжаева,  по отцу  узбечка, свою  карьеру начинала в  том самом  первом  национальном  цирковом  коллективе. Ее  успешные выступления  на аренах  страны  в  роли молоденькой  и  талантливой  гротеск–наездницы  и дрессировщицы собачек не только прославили  узбекский  цирк, но  и привлекли  внимание  многих  поклонников, среди  которых самым  преданным  оказался  мой  отец. Он  умел ухаживать за  красавицами, и  вскоре  на  арене  сложилась очередная  интернациональная  семья, в которой  появился я. 

В  школьные годы Юра Дуров  частенько приезжал на летние  каникулы к деду  Мухаммеду Ходжаеву – руководителю  конного аттракциона. У  мальчика  появилось  много  друзей,  с  которыми он проводил  время  в  «свободном полете», то есть  без излишней  опеки старших. С  тех  далеких  времен  в его  памяти  сохранились трогательные  воспоминания  о  тихой  тенистой  улочке, расположенной  в  центре  города  возле  ныне  несуществующего  Туркменского базара, прилавки  которого были  усыпаны  фруктами  и  овощами.

Добродушные  ташкентские продавцы  окликали ребятню по именам  и  постоянно угощали  «на пробу»  всеми  дарами  садов  и полей. В  наши дни  в  городе  родственников у  Дуровых  не осталось  и  поэтому, гастролирующему   артисту  и  его московской семье,  было  приятно  увидеть  на  городском  кладбище  ухоженную  могилу  деда.

Конечно, меня, как и  других любителей животных, очень  заинтересовал  вопрос об укрощении  слоних.  Но, Юрий Юриевич  ответил, что  этих умных  животных ему укрощать  не  пришлось. И вообще, -заметил он,- все  дело в том, что Дуровы  никогда никого не  укрощали. Наша  фамильная  Методика, - продолжил он,- заключается в кропотливой  работе с  разнообразными  животными  лишь  на  партнерских  началах.  Мы не  пытаемся изображать  из   себя  «царей природы», не  возносимся  гордо над своими подопечными. Мы, предварительно  выявив  у  животных их  персональные способности, стараемся  их  научить  разным  трюкам. 

В настоящее время эстафету двух известных династий  Дуровых - Ходжаевых  подхватила  повзрослевшая  дочка  Юрия Юрьевича - Наташа, которая, успешно  окончив два вуза,  вместе с  родителями  пишет  сценарии,  ставит  спектакли  и  выступает  в театре "Уголок дедушки  Дурова" и на  других аренах. Пару лет назад молодая дрессировщица уже  была отмечена  первой заслуженной  наградой.
 

По праву памяти

- Алимджан Абиджанович, в связи  с  чем  столичному  цирку в 1992 году было присвоено имя  вашего прадеда  Ташкенбая Игамбердиева?    

- Мой дальний родственник не случайно удостоился этой чести,  так  как  тесно связан с удивительной  историей  возникновения  нашего  цирка. Так, по легендарной истории  однажды  юный  пекарь из  Асаки по имени Эгамберди с  группой  паломников  отправился  на  хадж, а возвращаясь домой  сильно  заболел. Его подобрала и выходила бродячая  труппа  канатоходцев. Находясь в  их среде долгое время, способный юноша  сумел  изучить  азы  их профессии.

Вернувшись домой  в Асаку, Эгамберди  продемонстрировал  свое  умение землякам. Им  очень  понравилось  и в результате  они наградили  его прозвищем  "Ходжа-дарвоз". Со временем  хобби  превратилось  в  профессию  и  молодому человеку даже  удалось организовать свою  труппу  канатоходцев, которая  успешно выступала по всему Туркестанскому краю. Однажды  будучи на гастролях в Ташкенте, молодой человек, узнав о рождении  своего  первенца, назвал  его Ташкенбаем, а в дальнейшем от этого имени образовалась и  наша знаменитая фамилия.

Настоящим же  основоположником династии по праву считается Ташкенбай Игам-берды, народный  артист  и Герой соцтруда. С семи лет  юный канатоходец  вместе с отцом  выступал на  ярмарках и базарных площадях. В 1938 в Ленинграде под его руководством  был создан  национальный  аттракцион - «Дорвозы» и с этого времени Ташкенбаевы стали выступать уже под  этой фамилией на стационарных  цирковых  манежах.

В  наше время  в  цирк  постоянно приходят  приятные вести об успешных выступлениях узбекистанских  артистов на  международных  фестивалях  и конкурсах  циркового искусства. Так, отличились  «Джигиты Узбекистана» п/р К.Караева в ОАЭ (г.ДУБАИ),  канатоходцы  Ташкенбаевы, занявшие  в Дрездене  первое призовое  место. А в этом году  акробаты Сабина Наймутдинова и Рустам Хаметов  завоевали серебро в рамках шестого  рижского  фестиваля  «Золотой Карл».  И канатоходцы  пятого и шестого поколения  Ташкенбаевых "не дремлют", а  успешно работают  в  Европе и готовятся к очередномсу международному  фестивалю  циркового искусства, который  состоится этой осенью в московском цирке им. Ю.Никулина


Чем  удивлять собираетесь?

-Чтобы  удивлять наших современников всех возрастов,- считает  мой знаменитый собеседник,- нужно  быть в  курсе  всех  современных  реалий. Так, несколько  лет назад  мы,  успешно перефразировали знаменитый  афоризм К.Станиславского  о том, что  «...театр начинается с вешалки». И теперь наш  цирк, с подачи  одного заморзского  кутюрье, начинается  с  цветущего, благоустроенного  сквера  с  фонтанами, многочисленными  качелями, турниками, катаниями  на  лошадках  и  забавными   детскими  аттракционами. А  уже потом с ...вешалки, которую невозможно миновать по дороге, ведущей  на представление. 

Иногда  идею  очередного циркового  действа  подсказывают  даже  наши  дети. Так, пару лет  назад  при подготовке очередного новогоднего представления А.А.Ташкенбаев и его творческий коллектив,  воспользовались  идеей  юного  Дамира, cына  бывшего  главного режиссера  и талантливой  гимнастки. - Мальчик  подсказал  взрослым интересный  сюжет  про приключения «Spider-mana», популярного в  детской среде и  справедливого летающего челока.  Написав  сценарий,  приодев главного героя  в яркимй  комбинезон и  загадочную маску, они  ежедневно  под  аплодисменты  зрителей  отправляли  его  в полет под купол цирка для  победы над силами  зла. В представление со своими  номерами отлично вписались почти  все  артисты.  Получилось задорно  и весело. Тем  более,  что после каждого  представления гимнасты, исполняющие роль супергероя  выходили  к малышам и даже летали с некоторыми  смельчаками  над ареной. Мне  было очень завидно, потому  что такого дива  дивного не случалось в  моем далеком детстве...
 
Сегодня  при подготовке очередных аттракционов, режиссеры и  исполнители  учитывают  интересы, как самых  прозорливых  взрослых зрителей, которые  могут  оценить  настоящее  мастерство  канатоходца, гимнаста  или  акробата, выполняющих  невероятные тройные сальто на  грани  риска, так  и наивных  малышей, попадающих  под  обаяние развеселых  клоунов, фокусников  и дрессировщиков. 
 

Современные экзерсисы
 
Общаясь за  кулисами с цирковыми, я с удивлением узнала, что в наши дни на  международные  фестивали с городских улиц и площадей  «проникают» и   непрофессиональные  артисты,  претендующие  на  призовые  места. Ташкентский  цирк в таких  экзерсисах  пока  не  замечен. Однако,  как говорится,  лиха  беда начало,  и  уже  со сложным  номером  «Сфера»  под  куполом  цирка  выступает  талантливая  Валерия Мягких - выпускница  Ташкентского архитектурно-строительного института...   

-Алимджан Абиджанович, это новые веяния  или исключения из правил?
-И  то и другое. В основном же современные цирковые  труппы, как  и в былые времена, пополняются  юными  талантами, которые  вместе с родителями, братьями и сестрами  буквально с  пеленок  ступают  на арену, навсегда  прикипев к запаху опилок и кулис.

Кроме того, цирковой  коллектив  постоянно  пополняет  хорошо  развитая  молодежь, получившая  базовое  образование  в  государственном  эстрадно-цирковом колледже, выпускники  Государственного института искусств и культуры  и ташкентской  школы спортивной  гимнастики.

Конечно, случается  что  у молодых  представителей  наших  знаменитых династий  просыпается  интерес  к  другим профессиям. Мы этому не препятствуем - лишь бы дело было по душе. К  тому же,  их  профессиональные  технические, юридические и менеджерские  навыки  могут  быть  использованы  при  подготовке оригинальных  цирковых программ  и аттракционов.

И  в новом  тысячелетии terra incognita?  открытая  для всех  и для каждого, обещает радовать цирковыми  чудесами  уже  в духе нашего техногенного века. Но при этом, не забывая  про  непременное  сказочное  обаяние жанра, волнующего  и  радующего своей первозданной  чистотой, силой  духа , и тела.
Ведь то что  умеют делать  настоящие артисты  в  моем  любимом Цирке под куполом или на арене, невозможно отмикшировать в  студии звукозаписи  или  подсказать  из  суфлёрской  будки...