Дыбка

Галина Савинкина
            Мальчишки миновали опушку, потом мелкий кустарничек и вышли на лужайку. Андрюха в стороне шёл. Как заорёт:
            - Стойте!!
            - Чего ты? – подбежали ребята.
            - Да тихо вы, раздавите! Топаете, как лошади! Смотрите, что это? Кто?!
            - Да где, чего ты там увидел? Не видно ни черта.
            - Да вы не галдите, а смотрите получше. Не раздавите только. Кто это? Сроду я не видел. Не встречал никогда.
            Все, нагнувшись, уставились на вытянутый Андрюхин палец.
            - Да чего вы на палец смотрите? Вон куда глядите, вон, на цикоре – что это? Огромное?
            Мальчишки увидели наконец. На кустике цикория сидело насекомое. Огромное, сантиметров восемь-девять. Зелёное, с длинными ногами и головой, как у кузнечика.
            - Кузнечик… - неуверенно сказал Витька Комов.
            - Такой огромный? Иди ты… А крылья где? Как гусеница…А ноги, точно, как у кузнечика. Похоже.
            - Сколько живу, - сказал Вася, -  не видел такого.
            - И я,… - прошептал кто-то.
            - Да никто не видел, - сказал Лёнька Наумов и добавил: - Самка. Яйцеклад вон какой длиннющий. Как сабля.
            И вдруг насекомое как прыгнет Васе на голову!
            - Ай! Ой! – завопил стоящий рядом Витька и отпрыгнул в сторону. А Вася хотел за голову схватиться, но Лёнька как закричит:
            - Не трогай, пригнись!
            Вася сильнее нагнулся, и «кузнечик» прыгнул в траву. Перебирая сильными, длинными ногами, насекомое выбралось из травы, забралось на другой кустик цикория и замерло, поводя усами.
            - Ой, жуткое какое-то, - поёжился маленький Витька.
            - Жуткое – неважно, - заметил Лёнька. - Редкое, вот что. Сколько нас, а никто до сегодня не встречал. Как ты заметил его, Андрюх? Зелёное ж!
            - Да я б и не заметил! Вон, дубинку поднять хотел. А оно… сидит.
            Рядом валялась толстая берёзовая палка. Андрюха поднял её.
            - Ну, идёмте, что ли? – сказал Лёнька. - Жаль, фотоаппарата нету. А то бы показали потом в школе. Может, Анна Даниловна знает, она ж по биологии, что это за чудо-юдо такое. Неопознанный объект.
            Мальчишки пошли дальше, как-то осторожнее ступая и поневоле приглядываясь к траве. Из-под ног прыгали кузнечики, порхали бабочки. Всё знакомое, привычное…Даже на шорох метнувшейся ящерицы теперь не обратили внимания.
            - Да не, разве ещё раз встретишь? Хватит одного на сегодня, - заключил Андрюха.


            Утром Лёньку разбудил громкий стук в окно. Не вставая с кровати, Лёнька дотянулся до створки и толкнул её.
            - Э! Кто там ещё?
            - Лёнь! Выгляни! - пропищал тонкий голос.
            - А кто это?
            - Да ты выглянь!
            Лёнькина заспанная голова показалась из-за занавески. На мокрой росистой траве, обняв себя руками, притоптывал Витька Комов.
            - Ты чё, сдурел? Пять часов! Чего тебе?
            - А я знаю, я знаю! Я раньше всех вас узнал!
            - Чё ты спать не даёшь? Как щас выйду...
            - А я узнал! Я теперь знаю!
            - Чего?
            - А как ту чуду зовут! Насекомую ту!
            - Ну и как?
            - Так! Не скажу!
            И маленький Витка, подпрыгивая, закрутился возле бочки с водой, хлопая по воде ладонью и пуская брызги.
            Витьке было всего восемь, а Лёньке тринадцать. Поэтому Лёнька притворно зевнул и сделал вид, что закрывает окно.
            - Не знаешь ты ни черта, - равнодушно протянул он. - Да и откуда? Иди спи. Приснилось тебе.
            - Не знаю? - крикнул Витька. - Пока вы дрыхли, я раньше всех встал и побежал к Анне Даниловне, она корову в стадо выгоняла! Я бы вчера узнал, да она только ночью из города приехала. Я ей рассказал про жука того, и она мне сказала, кто это!
            Витька сиял, как намазанный блин и выделывал ногами кренделя.
            - Ну и кто?
            Где было выдержать маленькому Витьке!
            - Дыбка это! Степная дыбка! Побегу Андрюхе скажу!
            И Витька помчался по улице, подскакивая, как конь.
            - Ого-го! Дыбка! Я первый узнал! Дыбка это! Степная! Дыбка-а-а!! Дыбка-дыбка-дыбка!!

            По песчаной дороге за ним побежала полоска маленьких босых следов...






            * фото автора